Гран При Малайзии: Превью этапа

Об ожиданиях от уик-энда…

Гран При Малайзии – этап необычный. За 16 лет здесь прошло немало ярких гонок – начиная с первой, когда в 1999-м Михаэль Шумахер вернулся за руль, пропустив шесть Гран При из-за перелома ноги, и в квалификации разгромил соперников, на секунду опередив всех, включая напарника Эдди Ирвайна. Победу в итоге одержал именно Ирвайн, но только потому, что Шумахер не только пропустил его вперёд, но и всю гонку сдерживал Мику Хаккинена. После финиша Ирвайн шутил: «Может, мне тоже сломать ногу?»

Или Гран При 2001 года, когда через несколько кругов после старта начался дождь, и обе лидировавшие Ferrari вылетели с трассы в одном повороте, откатившись в конец первого десятка! А затем за несколько кругов отыграли все потерянные позиции, проезжая круги на пять секунд быстрее соперников.

Погодные условия – постоянная тема для разговоров в Малайзии. Изнуряющая, 40-градусная жара при высочайшем уровне влажности превращают даже обычную активность в подобие марафона, что уж говорить о двухчасовой гонке! В любую минуту может пойти дождь – и если такое случается, то можно быть уверенным, что это будет не лёгкий европейский дождик, а тропический ливень, буквально смывающий машины с трассы. А через 15 минут он может столь же внезапно закончиться.

Хотя первоначально Гран При Малайзии проводился в конце сезона, с 2001-го его перенесли на начало. Из-за этого малайзийский Гран При стал ещё более непредсказуемым, ведь после одной-двух гонок расстановка сил в пелотоне зачастую не очевидна. Тем более, что конфигурация трассы радикально отличается от австралийского Альберт-парка.

Вот и на этот раз, по большому счёту, всё, что мы знаем о ситуации в чемпионате на настоящий момент – что преимущество Mercedes достаточно велико. Но хватит ли его для безоговорочного доминирования в Малайзии, и кто станет их главными преследователями – по-прежнему неизвестно.

Ferrari и Williams в Мельбурне показали близкую форму – английская команда выглядела чуть сильнее в квалификации, итальянская – в гонке. Однако и для тех, и для других уик-энд прошёл не идеально из-за локальных неудач – травмы Боттаса и ошибки механиков Ferrari на пит-стопе Райкконена. В Малайзии мы вновь увидим их противостояние, и не исключено, что эти команды окажутся ближе к Mercedes, чем в Австралии.

Вице-чемпионы прошлого года, Red Bull Racing, в Мельбурне практически провалились, но скорее всего, в Малайзии будут выглядеть намного лучше. Этому поспособствует как характер трассы, более подходящий RB11, чем Альберт-парк, так и меры, предпринятые Renault. В Австралии они сделали шаг назад по сравнению с тестами из-за обновлённого программного обеспечения – теперь же ошибки наверняка будут исправлены.

Будет очень интересно последить и за развитием ситуации в Manor. В Австралии они не смогли выйти на старт, несмотря на все усилия – хотя некоторые, в том числе Берни Экклстоун, подозревали, что выставлять машины на старт они и не собирались. В Малайзии путей для отступления у Manor не будет – они обязаны принять участие в тренировках и квалификациях, иначе их объяснениям никто не поверит. Но преодолеть 107%-ный квалификационный барьер на этой длинной и сложной трассе им будет невероятно сложно.

О трассе…

Sepang International Circuit – 5543 метра. Дистанция гонки: 56 кругов = 310.408 км. 15 поворотов. Аэродинамика настраивается на средний/высокий уровень прижимной силы. Максимальная скорость: 312 км/ч c DRS и 300 км/ч без неё.

С полностью нажатой педалью газа гонщики проезжают 65% круга. Количество топлива в этом году ограничено 100 кг. Восемь зон торможения. Износ тормозов: средний. Торможения занимают 15% времени на круге. Длина пит-лейн: 425 метров. Для проведения пит-стопа требуется 22 секунды.

Трасса в Сепанге – первое созданное с нуля творение архитектора Формулы 1 Германа Тильке (до этого он немного обновил австрийский А1-Ринг). В 1999 году, когда трасса дебютировала в чемпионате, она поражала масштабами и инфраструктурой. С тех пор мы увидели немало новых автодромов, которые выглядели даже ещё более впечатляюще, а блеск малайзийской трассы несколько поблек. Тем не менее, это по-прежнему красивый, самобытный и, главное, узнаваемый автодром – особенно две длинные прямые, связанные шпилькой.

Особенно внимательно стоит следить за событиями в первом повороте. Он правый, очень длинный и крутой – суммарный угол превышает 180 градусов! А сразу после него гонщиков ждёт почти такой же тяжёлый левый поворот, выводящий на скоростной правый вираж. Именно тут происходит львиная доля событий первого круга, а порой и всей гонки.

О погоде…

Как уже отмечалось, погода в Малайзии в это время года малопредсказуема – разве что жару можно прогнозировать со 100%-ной вероятностью. Синоптики обещают грозы во все дни уик-энда – вопрос в том, когда они начнутся.

В последние три года дождь каждый раз влиял на ход уик-энда – он шёл либо в гонке, либо в квалификации. Так что даже если дождя не будет, гонщикам и командам придётся учитывать его при выборе стратегии.

О резине…

В Pirelli выбрали для Гран При Малайзии два самых жестких состава – Hard и Medium, как и в прошлые три года, но в этом сезоне конструкция задних шин изменилась. Выбор объясняется жаркой погодой, абразивным асфальтом, большой нагрузкой в скоростных поворотах и необходимостью справиться с высоким крутящим моментом при разгонах.

Асфальт на малайзийской трассе прогревается до +45 – это одно из наибольших значений по ходу сезона, на верхней границе эффективной работы шин. При этом температура самой нагруженной левой передней шины может достигать 120 градусов. По нагрузке на резину Сепанг уступает только Сильверстоуну, Барселоне и Сузуке. Потому пит-стопов тут обычно много – в прошлом году лидеры останавливались трижды.

Разница в скорости между составами ожидается достаточно большой – в районе 1.3-1.5 секунд, более точно команды смогут оценить её на пятничных свободных заездах. В то же время тут вполне можно обгонять, так что риск застрять в трафике невелик – это даёт стратегам большую свободу.

Год назад на Сепанге…

В прошлом году незадолго до начала квалификации на трассу обрушился ливень, заставивший отложить начало сессии. В итоге он не оказал значительного влияния на расстановку сил и Льюис Хэмилтон уверенно завоевал поул, но рядом с ним на первом ряду стоял не его напарник Нико Росберг, а Себастьян Феттель.

На старте Хэмилтон сохранил лидерство, и, несмотря на три пит-стопа, удерживал его на протяжении всей дистанции, завоевав первый и пока единственный в карьере «Большой шлем».

Второе место занял Росберг – он опередил Феттеля уже на старте, но конкурировать с напарником в скорости не мог. На финише Нико уступил Льюису 17 секунд, и всего семь выиграл у Феттеля. Себастьян, пропустивший на старте ещё и Риккардо, смог опередить его на третьем круге, после чего без особых проблем заработал первый подиум в сезоне.

В гонке произошло много сходов – до финиша не смогли добраться семь машин. Все они сошли по техническим причинам, что лишний раз подчёркивает, с какими нагрузками приходится сталкиваться технике в Малайзии. Да и не только технике.