Гран При Малайзии: Пресс-конференция в воскресенье

Интервью на подиуме

1. Себастьян Феттель (Ferrari)
2. Льюис Хэмилтон (Mercedes)
3. Нико Росберг (Mercedes)

Интервью на подиуме

Вопрос: (Эдди Джордан) Себастьян, вижу, вас переполняют эмоции! В прошлый раз в ваших глазах были слезы, когда вы выиграли чемпионский титул…
Себастьян Феттель: Я давно не поднимался на верхнюю ступеньку подиума, это моя первая победа с Ferrari – просто нет слов! Зимой в моей жизни многое изменилось, но прием, оказанный мне командой, был фантастическим, а болельщики – знаете, я провел всего две гонки, но атмосфера вокруг просто потрясающая, я очень-очень счастлив! Результатом можно гордиться – мы одолели Mercedes в честной борьбе, невероятное достижение и фантастическая машина! В общем, много всего позитивного, потому меня переполняют эмоции.

Вопрос: (Эдди Джордан) Я мог бы не напоминать вам, но теперь у вас четыре победы в Малайзии – никому не удавалось добиться подобного. Это еще одна славная страница в биографии…
Себастьян Феттель: Очень жаркая страница! Сегодня особенный день, который навсегда останется в памяти. Спасибо всей команде и болельщикам!

Вопрос: (Эдди Джордан) Льюис, Арни сказал «неплохо сработано» и позволил мне побеседовать с вами сегодня, а он сам поговорит как-нибудь позже. Вы были не вполне довольны машиной, мы слышали ваш диалог с инженерами. Что там происходило?
Льюис Хэмилтон: Прежде всего, мои поздравления Ferrari и Себастьяну, они сработали безупречно и продемонстрировали отличную скорость. Я и команда сделали всё, что могли. Мы до начала уик-энда понимали, что они добились прогресса, но не знали, насколько серьезного. Сегодня они оказались слишком быстры.

Вопрос: (Эдди Джордан) Свои предыдущие восемь поулов вы неизменно превращали в победы, но сегодня не получилось. Означает ли это, что вам нужно всё начать с начала и тщательнее продумывать стратегию?
Льюис Хэмилтон: Мы с командой внимательно проанализируем, где именно было потеряно время. Баланс машины не был идеальным, нам есть, в чём прибавить, но я не сомневаюсь, что мы будем бороться за победу в следующей гонке, которую я уже предвкушаю!

Вопрос: (Эдди Джордан) Вы много говорили с инженерами и, похоже, немного запутались не только мы, но и вы сами. Насколько я понял, вы не знали, будете ли проводить еще один пит-стоп. Как обсуждался данный вариант?
Льюис Хэмилтон: Команда сработала фантастически, я благодарен ей за быструю машину. Болельщики на протяжении всего уик-энда были великолепны – огромное спасибо вам всем!

Вопрос: (Эдди Джордан) Нико, ещё один подиум! Знаю, после предыдущей гонки вы дразнили Себастьяна: «Давай, Себ, прибавь в скорости – и сможешь соперничать с нами!» Очевидно, вы не думали, что это случится так быстро?
Нико Росберг: Нет, но всё, что я могу сказать от имени всей нашей команды – игра только начинается, Ferrari!

Вопрос: (Эдди Джордан) И это главное, поскольку никто не желает наблюдать, как Mercedes спокойно отрывается в чемпионате, все ждут титанической борьбы, в которой, как заметил Себастьян, Ferrari сражалась на равных. Могу я спросить вас о шинах? У вас не было необходимости использовать более мягкие шины во вчерашней тренировке, но они могли бы потребоваться сегодня. Это был тактический просчет?
Нико Росберг: Я не в курсе всех нюансов стратегии, поскольку она довольно сложная. Уверен, мы сработали неплохо, мои поздравления Ferrari – они выступили великолепно и заслужили победу, ну а мы вернемся уже в следующей гонке.

Вопрос: (Эдди Джордан) Нет необходимости напоминать, что в новейшей истории первую победу Mercedes принесли именно вы и как раз в Шанхае, пару лет назад. Планируете повторить успех?
Нико Росберг: Китайская трасса очень мне подходит, потому я с нетерпением жду гонку и постараюсь ее выиграть!

Вопрос: (Эдди Джордан) И вы планируете одолеть напарника? Все хотят увидеть ваше соперничество с Льюисом – оно продолжится?
Нико Росберг: Я буду прессинговать его по максимуму.

Вопрос: (Эдди Джордан) Позвольте и мне присесть здесь, ведь день очень жаркий… (подсаживается к сидящим на подиуме Себастьяну и Льюису) Эй, парни, поаплодируйте ему, он заслужил! Он и все гонщики выложились по максимуму, все до единого. Себастьян, в предыдущий раз вы побеждали в Бразилии в 2013 году, затем весь предыдущий сезон вы чувствовали себя, словно не в своей тарелке, но теперь возвращаетесь и в привычном жесте снова поднимаете вверх палец. Что вы чувствуете?
Себастьян Феттель: Не знаю, у меня просто нет слов. Прошлый год сложился для меня не лучшим образом, у нас была хорошая машина, но мне не удавалось раскрыть её потенциал. Но похоже, Ferrari SF15 мне неплохо подходит. Когда в Маранелло передо мной впервые открылись ворота базы команды, было ощущение, что сбывается мечта.

Я помню, однажды в детстве я стоял возле ограждения трассы во Фьорано и смотрел, как Михаэль Шумахер работает за рулём Ferrari. А теперь я сам пилотирую красную машину – это невероятно! Сегодня гонка сложилась идеально, команда сработала отлично, у нас была правильная тактика – мы заслужили эту победу. Спасибо всем в Маранелло, это великий день!

Вопрос: (Эдди Джордан) Прежде, чем мы разойдемся, я хотел бы спросить вот о чем. Льюис принял провидческое решение уйти из McLaren в Mercedes – за последние пару лет команда невероятно прибавила в скорости, и точно такой же сценарий может быть у вас. Считаете ли вы, что у вас есть шанс выиграть титул за рулем этой машины?
Себастьян Феттель: Да, я надеюсь выиграть титул за рулём Ferrari, поэтому и перешёл в эту команду – именно так стоит задача: вернуть Скудерии славу чемпионов. Но сегодня надо наслаждаться моментом, ведь мы знаем, что Mercedes – сильные соперники, и одолеть их непросто. Но сегодня мы прекрасно сработали, надо продолжать в том же ключе в течение всего года, делать всё, что в наших силах, а там посмотрим, чего удастся добиться. Впереди долгий путь, но сегодня я об этом не думаю, мы будем праздновать победу, а если вечером я позволю себе немного лишнего – ничего страшного!

Пресс-конференция

Пресс-конференция после гонки

Вопрос: Себастьян, эмоции и некоторая усталость после трудного периода вполне объяснимы, и всё-таки для вас это первая победа с 2013 года, притом вы выиграли гонку за рулем Ferrari, как ваш кумир детства. Что вы чувствуете? Очевидно, свою роль сыграло решение не проводить пит-стоп в период пребывания на трассе машины безопасности, но и потом вам пришлось выкладываться по максимуму…
Себастьян Феттель: Потрясающий день! Что я чувствую? Знаете, это невероятно – видеть команду внизу, когда стоишь на подиуме… Атмосфера просто непередаваемая! Могу лишь сравнить это с победами Фернандо за Ferrari и успехами Михаэля Шумахера – реакция фантастическая. Быть частью этой команды – нечто особенное, я счастлив.

Прошлый год был крайне непростым. Первый успех после более чем годичного перерыва – знаете, я соскучился и по призовому шампанскому, и по верхней ступеньке подиума, потому особенно приятно вернуться туда после сезона, в котором я, как мне кажется, не смог выжать из машины максимум. В этом году баланс машины подходит мне в большей степени, равно как и Кими, да и стратегия сегодня оказалась на высоте – спасибо команде!

Соперники, к нашему удивлению, поехали в боксы, но мы еще в пятницу заметили, что они не вполне довольны шинами Medium. Кроме того, у Льюиса на первом отрезке были сложности, и я спокойно ехал с ним в одном темпе, но затем пришлось выкладываться по максимуму, ехать предельно быстро и беречь ресурс шин. На втором отрезке Льюис пытался достать меня, было по-настоящему непросто, но в итоге я смог слегка скорректировать баланс и к последним кругам сохранить достаточный отрыв.

Честно говоря… Знаете, мне, наверное, не стоит говорить об этом, но под конец гонки мне приходилось словно переключать себя. В голову лезли разные мысли, я думал: «Эй, это алая машина, и ты вот-вот выиграешь на ней гонку!» И тут же отвечал: «Перестань думать об этом, иначе промахнешься мимо апекса!» Я испытал огромное облегчение, когда нырнул под клетчатый флаг, а позже увидел команду у подножия подиума.

Это особенный день, огромное спасибо механикам, инженерам, всем сотрудникам в Маранелло. В этот проект вложено немало сил, зимой мы добились значительного прогресса, и сегодня это их победа.

Вопрос: Льюис, вы по-прежнему лидируете в личном зачете, но день сложился для вас не лучшим образом в плане поведения машины, эффективности шин и выбора стратегии. У вас был шанс выиграть эту гонку?
Льюис Хэмилтон: Следует отдать Ferrari и Себастьяну должное, они сработали безупречно, мои поздравления. Мы не ожидали, что они окажутся настолько быстры, но болельщикам, думаю, интересно это видеть. Не знаю, изменилось бы что-нибудь, если бы я остался на трассе вместе с Себастьяном – похоже, их машина лучше справлялась с износом шин, и борьба получилась бы очень плотной. Ну а после моего первого пит-стопа отыграть отставание было почти невозможно.

Вопрос: Нико, как мы уже слышали, сегодня стратегия была решающим фактором. Расскажите о решении провести пит-стоп за машиной безопасности и выборе более жестких шин на второй отрезок...
Нико Росберг: Таков был план – если машина безопасности выезжает на том круге, мы отправляемся в боксы. Похоже, мы не предполагали, что многие решат остаться на трассе, и я не рассчитывал потерять столько времени в боксах, ожидая, когда другие машины проедут мимо. Пит-лейн достаточно широкий, мы предполагали, что сможем ехать там в две машины. В этом и была проблема, ну а затем пришлось с трудом прорываться через пелотон, что сказалось на ресурсе шин и снизило шансы. Я изо всех сил пытался прибавить, но так и не смог достаточно близко подъехать к Льюису. Да, я много потерял на том пит-стопе, но рад, что сумел догнать напарника – правда, этого не хватило для атаки.

Вопросы с мест

Себастьян Феттель на пресс-конференции

Вопрос: (Хаоран Жу – LETV) Вопрос к Себастьяну. В предыдущий раз гимны Германии и Италии звучали в такой последовательности на Гран При Италии 2008 года, а для Ferrari это же сочетание – в 2006 году в Шанхае. Опишите свои эмоции, когда вы слышали гимн Италии…
Себастьян Феттель: Вы правы насчет этапа в Монце в 2008 году – эмоции почти такие же. Я почти всю свою жизнь сотрудничал с Red Bull, и первая победа в Монце была поистине уникальной, как и первый успех за Red Bull Racing в 2009 году в Китае.

Сегодняшний триумф тоже особенный, пожалуй, даже больше, поскольку он… Знаете, это ведь моя мечта. Когда я рос, Михаэль Шумахер был моим кумиром, все немецкие мальчишки в картинге в те годы следили за ним, а когда он каждый год приезжал на наши соревнования, это было невероятным событием. Пожалуй, я сам еще не до конца осознал, насколько знаменательная эта победа, но эмоции просто переполняют. Видеть механиков на пит-лейн, осознавать произошедшее на круге возвращения – я старался впитать в себя всё это, насладиться реакцией болельщиков. Пожалуй, я впервые увидел, сколько здесь флагов Ferrari.

Я очень счастлив и безмерно горд, особенно тем, что нам удалось одолеть Mercedes, ведь они феноменально провели предыдущий сезон, и опередить их в честной борьбе – это настоящее достижение. Спасибо всем сотрудникам в Маранелло!

Вопрос: (Хейкки Культа – Turun Sanomat) Поздравляю, Себастьян, вы смогли победить уже во второй гонке за Ferrari – Михаэлю Шумахеру потребовалось больше времени. Полагаете, вы сможете побеждать с такой же регулярностью, как это делал Михаэль?
Себастьян Феттель: Вы требуете очень многого! Очевидно, вы хорошо знаете статистику, но не думаю, что машина Михаэля в 1996 году была столь же хороша, как наша SF15-T. Но если мы сможем хоть в какой-то степени – я говорю за всю команду, за обоих гонщиков – повторить успех Михаэля в Ferrari, это будет невероятно. Это серьезная задача, но цель, на самом деле, не повторить чей-то путь, а оставить свой след.

Вопрос: (Чезаре Мануччи – Autosprint) Нико, не могли бы вы рассказать о старте, когда Себастьян едва не отправил вас в стену?
Нико Росберг: Он оставил достаточно места, а я просто поехал прямо. Ситуация получилась такой же, как год назад, я ожидал, что он оставит место, но все равно повторял: «Пожалуйста, оставь мне место!» Он так и поступил, но сместись его машина еще на сантиметр в мою сторону, всё закончилось бы не так радужно. Борьба в первом повороте тоже получилась интересной, он оттеснил меня на внутренний радиус, пришлось избегать возможного столкновения, но соперничество было честным.

Вопрос: Себастьян, желаете прокомментировать?
Себастьян Феттель: Я был удивлен, увидев его там – словно дежавю: уступить одну десятую Льюису в квалификации и бок о бок с Нико подлететь к первому повороту. Я хотел воспользоваться воздушным мешком за машиной Льюиса и старался не уйти слишком сильно влево, но я должен был оставить Нико достаточно места. В первом повороте я старался во что бы то ни стало остаться впереди – это было важно для гонки. Борьба получилась острой, но, хочется верить, я не помешал Нико.

Вопрос: (Андреа Кремонези – La Gazzetta dello Sport) Вопрос для Себастьяна и Льюиса. Себастьян, о чем вы подумали, когда обогнали машины Red Bull Racing на круг? Можно ли считать сегодняшнее выступление ответом тем, кто говорил, что в Red Bull Racing вы побеждали исключительно благодаря быстрейшей машине? И для Льюиса: можно ли назвать ошибкой то, что на финальный отрезок гонки вам не поставили прикатанный комплект шин Medium?
Себастьян Феттель: Я видел, что мы опередили Red Bull Racing на круг, но я хорошо знаю эту команду – они очень сильны, и пусть сейчас у них непростые времена, они еще вернутся. Я провел с Red Bull Racing много времени, и одно из их сильных качеств – умение отыгрываться.

Что касается второй части вопроса – мне всё равно. Не думаю, что я должен кому-либо что-то доказывать, я – тот человек, который сам подвергает себя максимальному прессингу и ждет от себя только лучшего. Если я не преуспел, я не могу быть счастлив. В прошлом году у меня не было причин для радости, но сейчас я доволен тем, чего удалось добиться. Что до остальных – каждый имеет право на собственное мнение.

Вопрос: Льюис?
Льюис Хэмилтон: Было невозможно провести четвертый пит-стоп. К тому моменту я уже уступал 13-16 секунд, и если бы свернул в боксы еще раз, отставание возросло бы до 30-40 секунд, отыграть которые было бы нереально.

Вопрос: (Питер Уиндзор – F1 Racing) Льюис, Себастьян сказал, что на первом отрезке у вас были сложности. Вы согласны с этим? И в продолжение предыдущего вопроса: мне кажется, вас спросили о том, что, возможно, следовало поставить на финальный отрезок прикатанный комплект шин Medium вместо…
Льюис Хэмилтон: … комплекта Hard? Прошу прощения, я подумал, вы говорите об еще одном пит-стопе.

Вопрос: (Питер Уиндзор – F1 Racing) Кажется, о том же вы спрашивали по радио – не стоило ли поставить Medium. Но мой первый вопрос был о том, действительно ли в начале гонки у вас были сложности, или же вы просто сдерживали темп…
Льюис Хэмилтон: Да, сложности были на протяжении всей гонки, мне было некомфортно в кокпите, недостаточная поворачиваемость в медленных поворотах, превращавшаяся в избыточную на остальных участках – я не мог контролировать состояние шин, хотя делал всё, что было в моих силах. Мне никак не удавалось добиться приемлемого баланса, но когда мы перешли на более мягкие шины, машина поехала чуть лучше, я сократил отрыв.

Мне не говорили, но сам я предполагал, что финальный отрезок снова проведу на Medium, но на пит-стопе поставили Hard, который, как я уже выяснил, не подходил машине. Впрочем, с ним я тоже сработал по максимуму. В целом команда выбрала лучший из вариантов, теперь мы всё проанализируем, чтобы в следующей гонке действовать эффективнее.

Вопрос: (Луиджи Перна – La Gazzetta dello Sport) Себастьян, многие предполагали, что в этой фазе сезона у вас и Ferrari будет больше проблем. В чем секрет таких перемен – инновации, люди, деньги? Вы ожидали, что сможете победить так рано?
Себастьян Феттель: Конечно, нет! В Мельбурне мы не представляли, в какой момент сможем начать побеждать, но главное, что и у меня, и у Кими с первого дня тестов сложилось позитивное мнение о машине. Нам нравилось, как она ведет себя на трассе, мы могли с ней нормально работать. Да, были проблемы, требовавшие решения, но команда справилась – спасибо сотрудникам! Сегодня надежность оказалась на высоте, а ключевым фактором стала способность контролировать износ шин – в этом плане мы заметно прибавили по сравнению с предыдущим этапом и подтянулись к Mercedes.

Парни работали всю зиму, доводя до требуемого уровня многие компоненты. Не знаю, какой была прошлогодняя машина, но мне говорили, что нынешняя намного лучше. Я очень доволен балансом, она позволяет мне экспериментировать с настройками, что важно для гонщика. Ну и, наконец, свежая обстановка, новые люди. В команде произошли кадровые перестановки, но сейчас атмосфера потрясающая, сотрудники рады быть в коллективе и выполнять свои задачи. Они всецело преданы делу, это главное. Конечно, подобные результаты в этой фазе сезона удивительны для нас самих, потому важно подтвердить их в следующих гонках и постепенно догнать Mercedes.

Вопрос: (Вей Ан Мао – Titan Media) Себастьян, через две недели нас ждет этап в Шанхае. Многие китайские поклонники Формулы 1 с особой страстью относятся к Ferrari – это добавит мотивации?
Себастьян Феттель: Думаю, это будет особенный этап. Я всегда чувствовал, что в Китае немало поклонников Ferrari и Кими, и если они развернут на трибунах флаги, теперь это будет, в том числе, и для меня, потому я с нетерпением жду визита в Шанхай. Невероятная трасса, уникальные условия – всякое может случиться, но мы будем рады приехать туда после успешного выступления в Малайзии.

Вопрос: (Вей Ан Мао – Titan Media) Льюис, из действующих гонщиков вы чаще всех побеждали в Шанхае – трижды. Планируете победить в четвертый раз?
Льюис Хэмилтон: Гран При Китая – один из моих любимых этапов, прежде всего, из-за болельщиков. Не знаю, откуда они обо всем узнают, но стоит мне приземлиться в аэропорту, они уже там! Самое удивительное, что, когда я иду в ресторан, они сопровождают меня, хотя до этого приветствовали меня у отеля. А когда я выхожу из ресторана, они сопровождают меня обратно – невероятно! Кроме того, в Китае у меня было несколько хороших выступлений. Думаю, сегодня жаркая погода помешала нам хорошо сработать с шинами, но в следующей гонке будет прохладнее – надеюсь, мы прибавим в скорости.

Вопрос: (Элмар Дреер – German Press Agency DPA) Себастьян, полагаете, Ferrari достигла уровня Mercedes? Насколько велик отрыв?
Себастьян Феттель: Как только что заметил Льюис, сегодня у них возникли сложности из-за жаркой погоды. Мы же, наоборот, испытывали с жарой меньше проблем, чем думали – всё это сделало нас весьма конкурентоспособными и позволило одолеть Mercedes.

Что касается следующей гонки, в Китае уникальная трасса, да и условия будут намного более прохладными. В этой фазе сезона Mercedes хуже справляется с жарой, но там они будут задавать темп. Сегодня мы воспользовались их слабостью, ну а через две недели нужно выложиться по максимуму, а там посмотрим, чем все закончится.

Вопрос: (Крис Медланд – F1i.com) Нико, в Мельбурне вы сказали, что вам хотелось бы, чтобы Ferrari были чуть ближе к Mercedes. Теперь они очень близко – что скажете? Хорошо, что у вас появился соперник из другой команды, или же вас настораживает, что им удался столь серьезный прогресс за короткий промежуток времени?
Нико Росберг: Между «подтянуться ближе» и одолеть нас за счет чистой скорости большая разница. Доволен ли я? Ни в коем случае. Но от имени нашей команды, как я уже говорил на подиуме, поздравляю Себастьяна и Ferrari. Но скоро мы возьмем реванш.

Вопрос: (Крис Лайнс – AP) Нико, во время пит-стопа за машиной безопасности вам пришлось ждать, когда команда обслужит машину Льюиса, что стоило вам потери нескольких мест. Вы обсуждали этот момент с командой, или так было условлено заранее?
Нико Росберг: Мы заранее рассматривали такой вариант, но недооценили тот факт, что не сможем нормально распределиться на пит-лейн, поскольку другие участники тоже отправятся в боксы. Мы планировали выпустить меня из боксов параллельно другим машинам, но, похоже, в команде сочли это слишком рискованным.

Похожая ситуация получилась в Red Bull, где одному из гонщиков пришлось ждать другого. В итоге я не мог ничего поделать, и с этим нужно разобраться, поскольку заминка стоила мне потери времени. В конце гонки я пытался догнать Льюиса, но не смог наверстать упущенное.

Вопрос: (Николя Поль – Bild) Себастьян, есть кто-то, кому вы могли бы посвятить сегодняшнюю победу?
Себастьян Феттель: Команде. Когда передо мной впервые открылись ворота базы в Маранелло, я был потрясен масштабом построек и количеством людей. Команда представляет собой уникальное сочетание разных элементов, поэтому я посвящаю успех всем ее сотрудникам. Я не раз был на базе, в том числе в зале, где на обед собирается весь коллектив, я видел, сколько людей разделяет общую страсть к спорту – они долго ждали этой победы, и я посвящаю ее им, поскольку именно их невероятная работа минувшей зимой сделала сегодняшний результат возможным.

Перевод: Валерий Карташев

Читайте ещё