Участники: Фернандо Алонсо (McLaren), Кими Райкконен (Ferrari), Нико Росберг (Mercedes), Карлос Сайнс (Toro Rosso), Даниил Квят (Red Bull Racing), Фелипе Наср (Sauber)
Вопрос: Фернандо, позвольте начать с вас. В вашей карьере этап в Малайзии был удачным: здесь вы завоевали первый поул, трижды побеждали в трёх разных командах – хороший вариант для возвращения после непростого периода. Через что вам пришлось пройти в прошлые несколько недель?
Фернандо Алонсо: Я рад приехать сюда в свой очередной сезон. Для меня он начинается на одну гонку позднее, чем следовало бы – к сожалению, в Барселоне я попал в аварию и по рекомендации врачей пропустил первый этап. Но я счастлив быть здесь, трасса в Малайзии – удачная для меня. На ней я завоевал свой первый поул, первый подиум, а три победы с тремя разными командами позволяют мне всякий раз наслаждаться этим автодромом. Знаю, в этом году будет сложно повторить высокий результат, но я рад вернуться в кокпит и хочу получить удовольствие от уик-энда.
Вопрос: На новой машине вы проехали всего 500 км. Как оцениваете масштаб задачи выполнить поставленные перед командой цели?
Фернандо Алонсо: Нужно оставаться реалистами: мы не на тех позициях, на которых хотим быть, и вряд ли скоро на них окажемся. Для меня первые гонки будут своего рода тестами. Как вы заметили, я проехал за рулем новой машины столько кругов, сколько соперники проезжали за день – я не на 100% уверен в MP4-30, мне предстоит многое освоить, не только в части пилотирования, но и в подходе McLaren к уик-энду. Это очень непростой момент моей карьеры, но я готов к такому вызову.
Вопрос: Благодарю вас! Кими, ближе к концу австралийской гонки у вас были некоторые проблемы, но в целом по ходу этапа темп был неплохим, вы ничуть не уступали своему напарнику Феттелю. Похоже, между вами развернется интересное сражение – что вы об этом думаете?
Кими Райкконен: Сейчас мы в лучшей форме, чем были в конце предыдущего сезона – это приятно, но нужно еще прибавить. Команда желает быть в лидерах, но нам пока не хватает скорости – как минимум, в квалификации, а в гонке мы чуть ближе к Mercedes. Думаю, год будет интересным – да, начало сезона получилось не идеальным, моя машина получила повреждения сразу после старта, затем были проблемы на пит-стопах, но неприятности иногда случаются. По крайней мере, машина достаточно быстра. Уверен, у нас будут хорошие гонки и интересные сражения, но чтобы оказаться на желаемых позициях, необходимо приложить усилия. Пока результаты работы неплохие.
Вопрос: Можете пояснить, за счет каких изменений в шасси машина стала лучше подходить вам в гонках?
Кими Райкконен: Думаю, дело в машине в целом. Мы доработали не только двигатель, но и шасси, и здесь нельзя выделить что-то одно. Изменения коснулись всех процессов, мы одна команда, мы движемся в правильном направлении, сотрудники выкладываются по максимуму и хорошо справляются. Пока рано делать выводы, нужно продолжать работу, но по сравнению с тем, с чего мы начинали, результаты уже неплохие.
Вопрос: Карлос, отличный дебют в Мельбурне, а если бы не затянувшийся пит-стоп, результат мог быть ещё выше! Полагаю, вы мечтали о первой гонке, но теперь, когда она удалась, что вы чувствуете – подъем, облегчение, или всё сразу?
Карлос Сайнс: Всего понемногу, если честно. Дебют удался, чему я очень рад. Это добавляет уверенности и мотивирует на прогресс – уверен, мне над многим нужно работать.
Вопрос: Снизил ли прессинг тот факт, что всё внимание было приковано к вашему напарнику Максу Ферстаппену? Это помогло вам выступить лучше?
Карлос Сайнс: Возможно, так могло показаться со стороны, но я знаю, насколько высоки требования, знаю прессинг со стороны STR и Red Bull – могу вас заверить, что для меня и Макса он одинаков. В этом плане между нами никакой разницы, и то, о чем вы говорите, мне никак не помогало. Это был просто хороший уик-энд.
Вопрос: Фелипе, еще один новичок и еще одно блестящее выступление в Австралии! Пятое место – лучший дебютный результат для бразильского гонщика в Формуле 1! Полагаю, вам приятно слышать такое… Что значит этот результат для вас и команды?
Фелипе Наср: Это было уникальное достижение в очень непростой уик-энд. Мой дебютный Гран При начался неидеально: все эти неприятности, походы в суд и прочее, пропуск первой тренировки на трассе, которую я совсем не знал…. Потому было очень здорово финишировать пятым, для команды этот результат был крайне необходим. Он показал, что команда и я способны отрешиться от трудностей и уверенно провести гонку. Это было нечто особенное!
Вопрос: По ходу гонки вам удавалось сдерживать натиск Даниэля Риккардо, а затем вы и создали отрыв. Что скажете о машине, как оцениваете перспективы на сезон?
Фелипе Наср: Было удивительно наблюдать такое. Я знал, что у нашей машины есть потенциал, но то, что мы смогли сдерживать атаки Red Bull Racing, было совершенно неожиданно. Это доказывает, что машина и мотор заметно прибавили по сравнению с прошлым годом – нужно использовать это в первых гонках сезона и реализовать все возможности. У некоторых команд пока не получается добраться до финиша – мы должны обернуть это в свою пользу.
Вопрос: Даниил, позади очень непростой первый этап для вас и Red Bull Racing. Вы квалифицировались позади Toro Rosso, а в гонке не смогли выйти на старт. Какого прогресса с тех пор добились в Renault в части управления силовой установкой?
Даниил Квят: Думаю, ответ получим только завтра – надеюсь, прогресс все-таки есть. Команда работает изо всех сил, стараясь преодолеть трудности, но я и все сотрудники привыкли выкладываться по максимуму. Мы продолжим в том же духе и сделаем всё, чтобы вернуться на достойные позиции.
Вопрос: В прошлом году в первой гонке в Сепанге вы заработали очки. Какие элементы малайзийского автодрома вам нравятся?
Даниил Квят: Это непростая трасса для всех, здесь очень жарко. В целом Сепанг мне подходит – я выступал на автодроме несколько раз, его скоростные участки всегда доставляют удовольствие. С нетерпением жду начала уик-энда – надеюсь, мы добьемся прогресса.
Вопрос: Нико, по сравнению с началом предыдущего сезона в Мельбурне Mercedes практически удвоила преимущество в скорости над ближайшими соперниками, но ожидаете ли вы меньших отрывов на этой трассе?
Нико Росберг: Не думаю, что справедливо утверждать подобное. Да, в квалификации мы были очень быстры, но темп в гонке важнее, и Кими очень сильно провел серию кругов, так что ваши слова не вполне корректны. В Ferrari смогли сократить отставание, и сейчас они уступают нам меньше, чем ближайшие соперники год назад.
Вопрос: На трассе вроде Сепанга преимущество будет меньше?
Нико Росберг: Сложно сказать. Посмотрим, как пойдут дела.
Вопрос: После гонки в Мельбурне вы сказали, что могли преследовать Льюиса, но вам было сложно организовать атаку. Очевидно, результат в квалификации очень важен для получения преимущества…
Нико Росберг: Поскольку у нас с Льюисом одинаковые машины, результат в квалификации очень важен для соперничества внутри команды, но он не определяющий, поскольку мы уже видели, как в гонке за счет иной стратегии использования шин и прочих факторов можно выйти вперед. Возможно, в этот уик-энд мы будем более свободны в выборе стратегии и сможем лучше организовать атаку.
Вопросы с мест
Вопрос: (Эндрю Бенсон – BBC Sport) Фернандо, спустя какое время после инцидента вы смогли восстановить хронологию событий? Что вы выяснили, когда на прошлой неделе вернулись на базу команды? Вы уверены, что проблема была не в машине?
Фернандо Алонсо: Все было как в случае с обычным сотрясением мозга, меня доставили в госпиталь в удовлетворительном состоянии. Я не помню, что происходило с двух до шести часов дня, но из-за медикаментов, которые мне дали перед тем, как отправить на вертолете в госпиталь. Я не просыпался с мыслями, что на дворе 1995 год, не пытался говорить на итальянском, как ходили слухи. Я помню момент аварии и все, что происходило днем позже.
Вместе с командой я тесно взаимодействовал с FIA при анализе ситуации, но в этой информации не было ничего такого, что указывало бы на единственную причину. Определенно, была проблема с управлением в середине третьего поворота: руль заблокировало в правом положении, машину понесло к барьеру. Я тормозил в последний момент, успел переключиться с пятой передачи на третью…
К сожалению, какой-то информации просто нет, в той части машины немного датчиков, так что в этой гонке появятся новые, а еще мы модифицировали систему управления и некоторые другие детали. Это главное. Вся прошлая неделя на базе была посвящена тренировкам на симуляторе и изучению всех доработок, предназначенных для малайзийского этапа.
Вопрос: (Хайме Родригез – El Mundo) Фернандо, после аварии вы с большим уважением относитесь к своему делу, или же с несколько большим опасением?
Фернандо Алонсо: Мы знаем, что автоспорт опасен. Мы знаем, что иногда в зрелищной аварии от машины не остается почти ничего, а гонщик – цел и невредим, но бывает и так, что при инциденте в медленном повороте – все зависит от угла и характера контакта – дело заканчивается травмой. Так бывает и в обычной жизни: можно заниматься экстремальными видами спорта без последствий, и наоборот – получить серьезную травму во время простой прогулки.
Мое отношение к гонкам не изменилось. Я был готов отправиться в Австралию, но врачи считали, что это было бы поспешным решением, так что мы решили подождать следующего этапа. Это заставляет острее чувствовать уик-энд, не так ли? Я рад быть здесь, рад помочь команде. Сейчас у нас есть сложности, зимние тесты и первая гонка получились непростыми – мне было больно наблюдать, как мы выступаем недостаточно конкурентоспособно. Мы с Дженсоном должны своим опытом помочь McLaren и Honda как можно скорее обрести необходимую форму.
Вопрос: (Михаэль Шмидт – Auto, Motor und Sport) Фернандо, вы сказали, что «руль заблокировало». Для гонщика поломка рулевого управления столь же опасна, как отказ тормозов. Если вы по-прежнему не знаете причин проблем, беспокоит ли вас этот факт, несмотря на все те новые датчики и сенсоры?
Фернандо Алонсо: Нет. Как я уже говорил, команда и FIA провели всевозможные проверки, но существующие инструменты и технологии не позволяют выявить причину. Скажем, если бы подобная авария произошла двадцать лет назад, во всей Формуле 1 не было бы способа разобраться в ситуации. Уверен, недостающий элемент будет найден в ближайшие десять лет, когда технологии станут доступны, а каких-либо опасений у меня нет.
Вопрос: (Даниэль Джонсон – Daily Telegraph) Вопрос для Фернандо. Если вы помните инцидент, значит, речь не идет об ошибке гонщика или, как говорила команда, о порыве ветра?
Фернандо Алонсо: Не знаю, видели ли вы запись, но даже ураган не смог бы сместить машину на той скорости. Кроме того, если возникают проблемы с самочувствием, ты уходишь на внешний радиус, но никак не внутрь поворота – в кокпите Формулы 1 требуется прилагать определенное усилие к рулевому колесу.
Собственно, сам инцидент, его последствия, тот факт, что мы были в Испании, множество новостей и большое внимание прессы – возможно, первые комментарии от моего менеджера и команды были лишь предположением. Порыв ветра или иные факторы – всё это внесло сумятицу, но на протяжении трех-четырех дней нельзя было говорить о чем-то определенном, пока я сам не вспомнил всё произошедшее. Иначе было бы только хуже. Поэтому они придумали вариант с порывом ветра, пусть он ничуть не помог делу.
Вопрос: (Дэвид Крофт – Sky Sports) Прошу прощения у остальных пяти гонщиков, но у меня еще один вопрос для Фернандо. Учитывая все произошедшее с вами и командой минувшей зимой, многие болельщики и журналисты задавались вопросом, поступили ли вы правильно, решив вернуться в McLaren. Что вы сами на это скажете?
Фернандо Алонсо: Я один из счастливейших людей на планете – да, именно так. Передо мной непростой вызов, но когда мы с ним справимся, он оставит приятные воспоминания. Я рос, наблюдая доминирующую форму McLaren-Honda и Айртона Сенну в кокпите. Я понимаю, что сейчас мы очень далеки от лидеров, что нас будут критиковать, но это будет справедливая реакция, поскольку команда не на том уровне, к которому стремится. Мы можем лишь продолжать работу, это долгосрочный проект.
На протяжении карьеры у меня были замечательные моменты. Пусть с Ferrari мы не выиграли титул, предыдущие пять лет с этой командой стали фантастическим опытом, однако пяти лет оказалось достаточно – я не хотел семь лет подряд заканчивать чемпионат вторым или третьим, потому решил рискнуть, чтобы снова претендовать на победу, даже если риск в первый сезон казался очень высоким.
Вопрос: (Ральф Бах – Sport Bild) Вопрос к Фернандо. Возвращаясь к аварии, не могли бы вы вспомнить вот что: вы потеряли сознание до первого удара? Когда именно, и почему?
Фернандо Алонсо: Не хотелось бы описывать все детали – рассказ получился бы долгим – но я помню инцидент. Было воскресное утро, мы работали над настройками, незадолго до третьего поворота передо мной ехал Себастьян Феттель, но он срезал шикану и пропустил меня. После удара моя машина некоторое время скользила вдоль барьера, затем я выключил радио – оно продолжало работать – а следом отключил батареи, деактивировав ERS, так как заметил приближающихся маршалов – иначе они не смогли бы прикоснуться к машине.
В тот момент я находился в сознании, а потерял его уже в машине скорой помощи, но доктора сказали, что это нормальная реакция на медикаменты, которые мне ввели на время транспортировки вертолетом в госпиталь для последующих проверок. Магнитно-резонансная томография требовала соблюдения определенных процедур, и вполне естественно, что некоторые моменты ты просто не помнишь.
Вопрос: Это нормально, что маршалы не прикасались к машине?
Фернандо Алонсо: Об этом мне ничего не известно.
Вопрос: (Мануэль Франко – Diario AS) Пара вопросов: первый – для Фернандо, второй – для Фернандо и Карлоса. Фернандо, что вы узнали из этой аварии о себе, о людях, о жизни в целом? И второй вопрос: в этот уик-энд на трассе будет три испанских гонщика – вы двое и Роберто Мери. Наряду с Великобританией и Германией у вашей страны самое большое представительство в Формуле 1 – что вы об этом думаете?
Фернандо Алонсо: Я понял, что меня поддерживает множество людей – количество полученных сообщений было просто невероятным, столько теплых слов от спортсменов, руководства, всех вокруг. То же самое творилось в паддоке: с момента моего прилета во вторник и вплоть до сегодняшнего дня я слышал немало пожеланий здоровья! Пока не сталкиваешься с проблемами, из-за которых пропускаешь 1-2 гонки, не осознаешь, сколько людей переживает за тебя.
Ну а если говорить о предстоящем этапе – замечательно, что на трассе будут три испанских гонщика. Надеюсь, нечто подобное мы сможем наблюдать в течение многих лет. У нас уже было три испанца с Марком Жене и Педро де ла Росой – хочется верить, что схожая картина будет и дальше, поскольку Карлос и Роберто очень молоды, у них неплохие перспективы, и я желаю им надолго остаться в чемпионате.
Вопрос: Карлос, ваше мнение?
Карлос Сайнс: По мне – очень здорово! Я всегда отлично ладил с Фернандо, а теперь в хороших отношениях с Роберто. Чем больше испанцев, тем лучше!
Вопрос: (Дэн Натсон – Speed Sport) Аварии случаются и у опытных гонщиков. Нико и Кими, вы опасаетесь инцидентов? По ходу карьеры был ли момент, когда вы не хотели выезжать на трассу?
Нико Росберг: Конечно, иногда я думаю об этом, определенные опасения есть, но это естественно, и это подчас удерживает меня от стремления перейти предел. Но это не делает меня медленнее.
Вопрос: Кими?
Кими Райкконен: У меня было немало аварий в прошлом, да и в предыдущем сезоне был один неприятный инцидент, но это часть спорта. Если допускаешь ошибку, сам же расплачиваешься за нее, а если ты не готов рисковать и напуган, найдется немало парней, желающих принять участие в гонке. Риск – суть нашего спорта, но мне кажется, что в обычной пробке шанс получить травму даже выше, чем на гоночной трассе.
Вопрос: (Бирон Йонг – The Mirror) Фернандо, еще пару дней назад в McLaren говорили, что в Испании машина была в полном порядке, а сейчас вы утверждаете, что руль заблокировало. Как эти утверждения соотносятся друг с другом?
Фернандо Алонсо: Как я уже говорил, было очевидно, что с машиной что-то не так, но точная причина пока не найдена. На минувшей неделе, на базе команды, я не только тренировался на симуляторе, но и анализировал вместе с инженерами все имеющиеся данные. Были кое-какие намеки, мнения, но точного ответа пока нет. Потому до того момента, как команда найдет реальную причину, я полностью поддерживаю ее в том, что это мог быть один из факторов, но пока невозможно сказать, какой именно. Нужен более глубокий анализ.
Впрочем, не знаю, получится ли со временем во всем разобраться: если спустя месяц мы ничего не обнаружили, возможно, та деталь, с которой возникли проблемы, просто не попала в данные телеметрии – в этом случае ответ никто никогда не узнает.
Вопрос: (Бирон Йонг – The Mirror) Но команда провела тщательный анализ и заявила, что проблем с машиной не было…
Фернандо Алонсо: Вряд ли они смогут сказать нечто большее.
Вопрос: (Хейкки Культа – Turun Sanomat) Кими, полагаете, на этой трассе у вас такие же шансы на высокие места, как в Мельбурне?
Кими Райкконен: Надеюсь, для меня здесь всё сложится удачнее, чем в Мельбурне. Как я говорил, у машины есть скорость, процессы идут без сбоев, нужно лишь избегать ошибок.
Да, в Австралии нам не повезло на старте, но машина была быстра на всех трассах, где нам доводилось работать, и я не вижу причин, по которым здесь все должно быть иначе – думаю, всё должно быть даже лучше, чем в предыдущей гонке. Это постоянно действующий автодром, и я полагаю, что машина будет вполне конкурентоспособна. Поживем – увидим.
Вопрос: (Анне Джунтини – L’Equipe) Фернандо, есть ли точные данные о силе удара, вызвавшего столь сильное сотрясение мозга?
Фернандо Алонсо: Нет, такие детали мне неизвестны.
Вопрос: (Бен Хант – The Sun) Я слегка запутался. Не было никаких проблем, на телеметрии ничего нет, вы потеряли сознание, но кто-то говорит, что не теряли, притом ваша команда говорит о порыве ветра… Всё это сбивает с толку, но вопрос в другом: если команда не нашла причину, может ли проблема повториться?
Фернандо Алонсо: Как я уже говорил, путаница возникла из-за первых комментариев. В тот момент внимание к инциденту было чрезвычайно высоким, чувствовалось напряжение, я находился в отделении интенсивной терапии – нужно было скорее сообщить хоть что-то, и это тоже внесло сумятицу.
В части телеметрии отсутствие ряда датчиков не позволило выявить точную причину проблем, и в этот уик-энд команда пошла на ряд мер – возможно, необязательных. Они будут внимательно следить за теми деталями, которые потребовались мне с переходом в McLaren вследствие моего стиля пилотирования. Кроме того, здесь мы вернулись к тому варианту рулевого управления, что использовался Кевином и Дженсоном в предыдущие два сезона, и, как я говорил, лично у меня нет никаких опасений, всё в порядке.
Вопрос: (Андреа Кремонези – La Gazzetta dello Sport) Фернандо, что происходило сегодня утром во время проверки?
Фернандо Алонсо: Я прошел те же проверки, что месяц тому назад. Все, что происходило со мной в последние четыре недели, в порядке вещей: сотрясение мозга, период восстановления, проверки, дополнительные проверки, рекомендация подождать две-три недели, прежде чем вернуться к опасному виду активности. Все шло по графику, и сегодня утром, как и требуется после аварии с травмой головы, я прошел ряд тестов на реакцию под контролем представителей FIA и проверку врачей Гран При Малайзии. В итоге мне разрешили участвовать в гонке, и это был очень позитивный момент!
Вопрос: (Андреа Кремонези – La Gazzetta dello Sport) Фернандо, вы уже отчасти ответили на этот вопрос, и все-таки, когда вы наблюдаете, что Ferrari заметно прибавила, не ловите ли вы себя на мысли, что вам следовало задержаться там чуть дольше и добиться определенных результатов?
Фернандо Алонсо: С той скоростью, что есть у нас сейчас, легко критиковать команду и мое решение, но я уже говорил, что считаю себя счастливейшим человеком, и это главное. Когда ты доволен собой – это первый успех, и так я ощущаю себя сейчас, я на пути к своей мечте.
Конечно, я мог подождать и добиться неплохих результатов, но после четырнадцати лет в Формуле 1 и двух чемпионских титулов, подиум, четвертое или пятое места уже не так радуют.
Вопрос: (Карлос Мигель – La Gaceta) Фернандо, что вы чувствовали, когда после четырнадцати лет в Формуле 1 смотрели гонку по телевизору?
Фернандо Алонсо: Не думаю, что я выбрал лучший для просмотра этап. Во-первых, гонка начиналась рано утром, что не добавляло энтузиазма, а во-вторых, количество машин в пелотоне уже на старте и после первых двух кругов оказалось небольшим. Да, это было странное ощущение, я скучал по пилотажу, но, к счастью, сегодня нахожусь здесь.
Вопрос: (Карлос Мигель – La Gaceta) Карлос, вы намерены и здесь опередить своего напарника – некоторые называют его новым Айртоном Сенной – как сделали это в первой гонке?
Карлос Сайнс: Для меня главное – раскрыть свой потенциал. Когда знаешь, что способен выжать из себя максимум, можно надеяться, что окажешься впереди напарника. Макс очень талантлив, он будет непростым соперником, но для меня главное – не одолеть его лично, а раскрыть свои возможности. В таком случае я обеспечу себе неплохие шансы.
Вопрос: (Бирон Йонг – The Mirror) Фернандо, я по-прежнему в недоумении. Как вы можете ни о чем не беспокоиться? Из того, что вы сказали, следует, что руль заблокировало, машина направилась прямо в барьер… Вам пришлось бороться с управлением – значит, дело было в машине, а теперь вы возвращаетесь в кокпит, не зная, что послужило причиной аварии. Как можно не беспокоиться?
Фернандо Алонсо: Я полностью доверяю команде. Они в течение месяца исследовали все детали, моделировали мои действия, провели множество проверок, заменили все компоненты, в которых были хоть малейшие сомнения – думаю, сейчас у нас самая безопасная машина. Ну а я, пожалуй, самый проверенный врачами гонщик в истории Формулы 1, так что у нас всё должно быть в порядке.
Перевод: Валерий Карташев