Участники: Маттиа Бинотто (Ferrari), Альдо Коста (Mercedes), Лука Фурбатто (Manor), Франц Тост (Toro Rosso), Пол Хембри (Pirelli), Гюнтер Штайнер (Haas)
Вопрос: Маттиа, перед этим уик-эндом в Ferrari использовали оставшиеся условные баллы на доработку силовой установки. Какого эффекта вы ожидаете?
Маттиа Бинотто: Сложно сказать, многое станет понятно в квалификации. Мы постоянно прогрессируем, при модернизации силовой установки тратим условные баллы, и тот факт, что уже потратили последние, говорит о том, что команда задействовала все возможности при максимально высоком темпе работы. Пока рано судить об эффекте – посмотрим, чего добились в других командах. В Mercedes потратили пять условных баллов перед этапом в Бельгии – уверен, они завтра будут иметь преимущество.
Вопрос: Вы уже освоились на новой должности? Чего не хватает Ferrari, и как вы с этим работаете?
Маттиа Бинотто: Я работаю в Ferrari более двадцати лет, это великая команда с большими ресурсами и очень талантливыми сотрудниками – у нас есть все возможности для успешного выступления. Однако, для борьбы за победы нужно прибавить. Необходимо выкладываться на пределе, но сама задача нам вполне по силам.
Вопрос: Альдо, у Льюиса Хэмилтона есть несколько силовых установок до конца сезона, но притом у Mercedes в запасе еще шесть условных баллов на доработку. Вполне может получиться так, что в какой-то момент Нико Росберг получит более совершенную спецификацию и некоторое преимущество над напарником. Как вы планируете управлять такой ситуацией?
Альдо Коста: Мы оцениваем дальнейшие направления доработки. Решение еще не принято, команда ищет новые идеи, способные помочь и в 2017-м.
Вопрос: В последние три года Mercedes невероятно успешна, но скоро вступит в силу новый регламент. Исторически подобные события приводят к перестановкам в лидирующей группе, в 2014-м это сработало в вашу пользу, но насколько легче или труднее для Mercedes будет остаться фаворитом в 2017-м?
Альдо Коста: Изменения в правилах коснутся многих областей машины, это очень серьезный вызов. Хотелось бы оказаться командой, опровергнувшей принцип «новый регламент – новый лидер», но это непростая задача.
Вопрос: Лука, в этом году Manor удивила многих хорошим выступлением на австрийском автодроме и в квалификации в Спа. Насколько далеко вы способны продвинуться при имеющихся ресурсах?
Лука Фурбатто: Здесь у нас аэродинамический обвес, соответствующий характеристикам трассы, рассчитанный на низкую прижимную силу, но мы продолжаем активно работать над машиной в целом. Команда привезет некоторые новинки в Сингапур, чтобы проверить идеи для следующего сезона и одновременно прибавить в скорости, ведь мы рассчитываем удержать нынешнюю позицию в Кубке конструкторов и, возможно, побороться с Renault, ведь они не так уж от нас далеки.
Вопрос: Как Эстебан Окон освоился в команде? Есть ли намерение сохранить обоих гонщиков на следующий сезон?
Лука Фурбатто: Эстебан отлично сработал в Спа. Оказавшись в кокпите, он спустя всего пару попыток демонстрировал конкурентоспособный темп – правда, в квалификации сказался недостаток практики на SuperSoft. Что касается перспектив, пока рано о чем-либо говорить. У нас два целеустремленных гонщика, что хорошо для команды и для спорта в целом.
Вопрос: Пол, вы опробовали прототипы новых шин. Над чем сейчас работают в Pirelli, и планируются ли дальнейшие тесты в один из предстоящих этапов?
Пол Хембри: Мы готовимся к следующему сезону, и основную работу над сликами предстоит провести на следующей неделе в Барселоне и Поль-Рикар с Ferrari и Mercedes. Сделать нужно немало, у нас очень напряженный график.
Вопрос: По сравнению с предыдущими годами рекомендуемое давление в шинах заметно выросло, большинству гонщиков это не нравится. Каковы перспективы? Получится ли снизить давление в шинах, и что для этого потребуется?
Пол Хембри: Все определяется нагрузкой. Для нынешних шин у нас был всего один день тестов за три года, мы крайне ограничены в возможностях экспериментировать с давлением. По сравнению с предыдущим сезоном здесь, в Монце, каждая из передних шин испытывает нагрузку на 100 кг больше, каждая из задних – на 80 кг, так что выбор невелик.
В перспективе шины станут больше, что должно позволить одновременно с изменением их структуры несколько снизить давление. Опять же, всё будет зависеть от нагрузки: если фактические значения окажутся выше или ниже тех, что были получены на симуляторе, это повлияет на возможность повышения или снижения давления. Судя по первичным тестам, рекомендуемые параметры будут примерно такими же, как в предыдущие годы – в конечном итоге, всё определяется площадью контакта и вертикальной нагрузкой.
Вопрос: Гюнтер, на вчерашней пресс-конференции Эстебан Гутьеррес сказал, что, наконец, обрел стабильность. Ему пока не удалось заработать очков, как вы оцениваете его выступление?
Гюнтер Штайнер: Для Эстебана начало сезона выдалось непростым, причём не только по его вине. Когда у нас случались проблемы, как правило, речь шла о машине Гутьерреса. В Австралии в него врезался Фернандо Алонсо, и редко случалось так, чтобы уик-энд проходил без инцидентов. Тем не менее, Эстебан добился прогресса и стал более зрелым спортсменом. Возвращаться после годичного отпуска гораздо сложнее, чем дебютировать в чемпионате – Гутьеррес работал резервным гонщиком Ferrari, а затем снова вступил в борьбу. Правда, соперничать с Романом Грожаном не так-то просто, и, возможно, поначалу Эстебан подверг себя слишком серьезному прессингу, но сейчас он успешно справляется.
Вопрос: Исторически для дебютантов второй сезон оказывается более сложным, поскольку нужно набираться опыта и одновременно разрабатывать перспективное шасси. Как вы планируете избежать ошибок?
Гюнтер Штайнер: Я сталкивался с этим в ралли, второй сезон тогда выдался для моей команды очень сложным – надеюсь, я полностью понимаю, что пошло не так. Мы постарались избежать подобного сценария, отказавшись от значительного объема доработок по ходу нынешнего сезона. Мы не паникуем из-за каждой проблемы, но притом довольно рано переключились на подготовку к 2017 году, постарались усилить команду нужными специалистами – хочется верить, это позволит избежать спада, с которым сталкивались все дебютанты. Будет сложно совсем избежать регресса, но мы постараемся минимизировать негативный эффект. Получится ли – узнаем в следующем году.
Вопрос: Франц, в мае в Toro Rosso вернулся Даниил Квят. По словам гонщика, с тех пор его преследуют трудности – каков ваш план для него на оставшуюся часть сезона и далее?
Франц Тост: Для Даниила это была крайне непростая ситуация, ведь еще в Китае он финишировал третьим, а спустя всего две недели потерял место в Red Bull Racing. Он старался вернуться в норму, но, к сожалению, в Монако помешали проблемы с программным обеспечением, а в Баку – с амортизатором. Опять же, если мы сможем предоставить ему быструю машину, Даниил обретет былую скорость – надеюсь, это произойдет уже в Сингапуре. Мы изначально понимали, что в Спа и Монце будем недостаточно конкурентоспособны из-за особенностей трасс, но я жду от Даниила успешного выступления в завершающей фазе сезона.
Вопрос: Проблемы с использованием прошлогодней силовой установки очевидны всем, но в следующем сезоне вы начинаете сотрудничество с Renault. О чем говорят расчеты, насколько серьезного прогресса можно ожидать?
Франц Тост: Судя по расчетам, эффект будет значительным, но в Renault еще тестируют мотор на динамическом стенде. Это совершенно новая силовая установка, нужно подождать, когда ее установят на машину, а затем сравнить результаты с результатами конкурентов. Полагаю, мы сделаем большой шаг вперед.
Вопросы с мест
Вопрос: (Флавио Ванетти) Пара вопросов к господину Бинотто. Сейчас у вас есть возможность говорить о ситуации в команде с разных точек зрения – можно ли сказать, что Ferrari не хватает чего-то конкретного? Второй вопрос – как обстоят дела с новой машиной? Планируете ли вы что-либо изменить в уже начатом проекте?
Маттиа Бинотто: Как я уже говорил, в Ferrari немало талантливых специалистов – у команды есть всё необходимое, чтобы вступить в борьбу за титул, и я не вижу необходимости менять подход. Что касается перспективного проекта, с ним мы продвинулись довольно далеко. Речь идет о постоянном прогрессе, но от нас не требуется ничего иного, кроме как сработать эффективнее, чем раньше. Нужно прогрессировать предельно быстро и не допускать просчетов.
Вопрос: (Петер Фаркас) Вопрос для Маттиа и Альдо, но также и для остальных представителей команд. Можно ли сказать, что разница в характеристиках между различными моторами уменьшилась? Насколько важен фактор силовых установок на трассе, вроде Монцы?
Альдо Коста: За последние три года разница постепенно уменьшалась – кроме того, конкуренты прилагали максимум усилий и понемногу приближались. Думаю, подобная тенденция сохранится, так как спецификация силовых установок закреплена. Это неизбежный процесс, но чемпионат движется в правильном направлении.
Вопрос: Маттиа?
Маттиа Бинотто: Альдо прав, в плане характеристик моторы постепенно сближаются, и на определенной стадии будет труднее оценить влияние силовой установки, шасси и аэродинамики на скорость машины. Уже сейчас ситуация довольно плотная, а разница не столь существенна, как раньше. Что касается второго вопроса, в Монце разница в мощности способна обеспечить вам преимущество до трех десятых с круга – очевидно, именно такой отрыв между производителями.
Вопрос: Лука?
Лука Фурбатто: Мы давно сотрудничаем с Mercedes, и у нас нет каких-либо проблем с силовыми установками, так что мне нечего ответить.
Вопрос: Гюнтер?
Гюнтер Штайнер: Через какое-то время моторы будут практически идентичными, притом наши нас вполне устраивают. Здесь мы получили обновленную версию силовой установки и в субботу посмотрим, сможет ли с ней машина поехать настолько быстро, как нам хочется.
Вопрос: Франц?
Франц Тост: Парни из Mercedes по-прежнему далеко впереди – они просто не демонстрируют свой реальный потенциал.
Вопрос: (Оттавио Давидди) Альдо, вы хорошо знакомы с работой в Ferrari – есть ли у вас совет для Маттиа?
Альдо Коста: Я хорошо знал подходы Ferrari, когда сам работал в команде и старался выкладываться по максимуму, как сейчас делает Маттиа. Ну а если без шуток, я в Англии уже пять лет и слабо представляю себе нынешнюю обстановку в Скудерии. По словам Маттиа, в коллективе немало талантливых молодых людей, эти люди постепенно развиваются, растут, и мне нравится видеть их прогресс, но давать какие-либо советы невозможно. Разница между командами не так уж велика, нельзя свести всё к какой-то одной вещи, требующей внимания – нужно думать о моторе, аэродинамике, подвеске, ведь скорость зависит от множества факторов. Мне нечего сказать Маттиа.
Вопрос: (Фулвио Солмс) Вопрос для господина Бинотто и господина Штайнера. Возможно ли в отдаленной перспективе увидеть такое же взаимодействие между гонщиками Ferrari и Haas, какое не первый год наблюдается между представителями Red Bull Racing и Toro Rosso, притом с немалым успехом?
Гюнтер Штайнер: В Ferrari уже помогли нам найти гонщика – в прошлом году мы искали хорошего кандидата, у них был Эстебан Гутьеррес, которого Haas и забрала. Что касается перспектив, мы их не обсуждали, но если у Ferrari будет хороший резервный пилот, которого они пожелают развивать и которому будет пока рано дебютировать в основной команде, поскольку в Ferrari не хотят испытывать кандидата, то мы согласимся взять его к себе на год или два, если нас о том попросят. Почему бы и нет, но пока такие переговоры не ведутся. Мы тесно взаимодействуем с Ferrari, чем-то это напоминает ситуацию с Mercedes, пристроившей двух своих подопечных в Manor, поскольку команда использует моторы немецкой марки. Правда, в нашем случае таких планов пока нет.
Маттиа Бинотто: Я не занимаюсь гонщиками и не вправе отвечать на ваш вопрос. Думаю, Гюнтер достаточно хорошо всё пояснил.
Вопрос: (Шандор Мессарош) Господин Штайнер, вы уже охарактеризовали выступление Гутьерреса, но не могли бы сказать несколько слов и о Грожане? Его результаты соответствуют тому, чего вы ждете от первого номера команды?
Гюнтер Штайнер: Мы сполна получили всё, на что могли рассчитывать. Роман отлично работает на команду, заработал немало очков, мы планируем продолжить сотрудничество с ним в следующем году.
Вопрос: (Дитер Ренкен) Пол, согласно предварительному расписанию чемпионата на 2017 год сезон начнется в Австралии в последний уик-энд марта, что оставляет возможность провести тесты при теплой погоде в преддверии первого этапа. Вы постараетесь воспользоваться таким шансом, или к тому моменту будет уже слишком поздно для какого-либо вмешательства в процесс разработки шин?
Пол Хембри: Будет поздно по многим причинам. Пока есть понимание, что в тот момент мы, как и в преддверии нынешнего сезона, будем находиться в Европе, и это никак не поможет делу. Потому мы отправимся в Австралию и уже там посмотрим на результаты.
Вопрос: (Сильвия Ариас) Хотелось бы услышать мнение каждого кроме господина Хембри. Насколько сложно сейчас найти специалиста, хорошо разбирающегося в аэродинамике, силовых установках? Есть ли основания полагать, что появятся студенты, способные через несколько лет справиться с подобной работой?
Альдо Коста: Хороший вопрос! Это большая проблема, с которой приходится иметь дело всем. Я сам внутри команды сменил несколько специализаций, чтобы разобраться во всех аспектах, тогда как нынешние молодые инженеры приходят в коллектив, становятся специалистами, но не меняют позиций и не получают общего знания о машине. Мы ищем кандидатов на ключевые технические посты и уже сейчас запустили программу развития талантливых студентов, стараясь помочь им глубже понять конструкцию машины, воспитав следующее поколение технических директоров.
Франц Тост: Это привычный процесс. Студенты приходят к нам из университета, причем – по крайней мере, в случае с Toro Rosso – они делают это еще до окончания учебного процесса, чтобы набраться опыта. Затем они переходят из отдела в отдел, обретая новые знания, получают специализацию, ну а дальше всё зависит от того, чем человек хочет заниматься. Некоторые инженеры не желают быть лидерами, им достаточно участвовать в отдельных проектах, другим интересна управленческая функция. В Toro Rosso поддерживают и тех, и других, для каждого у нас свой подход.
Маттиа Бинотто: В Ferrari немало молодых инженеров, притом эти люди на удивление профессиональны. Технологии с каждым днем становятся сложнее, но сотрудники быстро адаптируются, и меня поражает то, с какой скоростью они развивают собственные навыки.
Лука Фурбатто: Manor – небольшая команда, состоящая из 200 человек. Основное отличие от топ-команд заключается в том, что наш конструкторский штаб в три-четыре раза меньше того, что есть у Альдо в Mercedes – в результате наши инженеры не обладают узкой специализацией, им приходится работать над разными областями машины, что их очень мотивирует. Несмотря на скромный штат, у нас есть программы сотрудничества с некоторыми британскими университетами – Формула 1 по-прежнему весьма привлекательна для молодых инженеров, и для наиболее талантливых из них здесь немало возможностей.
Гюнтер Штайнер: Похоже, всё уже сказали, добавить практически нечего. По сравнению с прошлыми временами сейчас сложнее найти одного специалиста, знающего о машине буквально всё, да и машины стали более сложными. Опять же, коллективы вроде Haas живут в несколько иной парадигме, чем топ-команды: мы помогаем им находить талантливых инженеров.
Вопрос: (Дитер Ренкен) Лука, насколько я понял, Manor недавно переехала из аэродинамической трубы McLaren в аэродинамическую трубу Mercedes. Этот процесс прошел без каких-либо проволочек и своевременно, чтобы не помешать работе над перспективным шасси, или вы еще связаны какими-либо обязательствами?
Лука Фурбатто: Время было выбрано с учетом главной причины – предстоящей смены регламента. Кроме того, аэродинамический полигон Mercedes находится гораздо ближе к Бэнбери, чем Уокинг. Нас устраивал сервис, предоставляемый McLaren, но в плане логистики и габаритных размеров новых машин мы предпочли вариант с Mercedes.
Вопрос: (Петер Фаркас) Вопрос для Маттиа и Альдо. Есть ощущение, что на большинстве трасс Mercedes начинает этап с заметным преимуществом над соперниками, но по ходу уик-энда это преимущество постепенно уменьшается. Почему так происходит?
Маттиа Бинотто: Сложно сказать, ведь мы смотрим, прежде всего, на себя и знаем, над чем работаем по ходу уик-энда. Да, описанная вами ситуация имеет место быть, недавний пример – Гран При Бельгии, где отрывы в пятницу были заметно больше, чем в субботу в квалификации. Со своей стороны мы стараемся оптимизировать настройки и добиться нужного эффекта, но не знаю, достаточно ли этого для ответа… Мы ведь не знаем, над чем работают в Mercedes.
Альдо Коста: Можно делать выводы по результатам на круге, но в основном всё зависит от программы, по которой работает та или иная команда. В Спа мы не чувствовали себя явными фаворитами, в начале уик-энда всё было совсем наоборот. Опять же, как заметил Маттиа, мы были сосредоточены исключительно на своих задачах. Всегда нужно проверить несколько режимов работы мотора, в том числе с прицелом на следующий сезон, потому по итогам первого дня результаты могут быть совершенно разными.
Перевод: Валерий Карташев