Участники: Себастьян Феттель (Ferrari), Кевин Магнуссен (Renault), Кими Райкконен (Ferrari), Эстебан Гутьеррес (Haas), Дженсон Баттон (McLaren), Карлос Сайнс (Toro Rosso)
Вопрос: Кевин, авария в Спа была весьма серьезной. Как вы себя чувствуете, что предпринимали, чтобы подготовиться к предстоящей гонке?
Кевин Магнуссен: Я просто расслаблялся. У меня не было никаких переломов или травм, только синяки – никакого особого внимания не требовалось. Я провел пару дней дома и сейчас полностью готов к гонке.
Вопрос: Что произошло в Спа?
Кевин Магнуссен: Меня развернуло в Eau Rouge – машина подскочила на поребрике, и заднюю часть занесло. Я думал, что меня развернет влево, но в следующий момент колеса снова поймали сцепление с асфальтом и машину бросило вправо, в защитный барьер.
Вопрос: Кими, после этапа в Спа вы довольно жестко выразились в отношении действий Макса Ферстаппена. Как, по-вашему, следует скорректировать правила поведения гонщиков при атаке и обороне позиций?
Кими Райкконен: По-моему, правила совершенно понятные, хотя порой ты чувствуешь, что происходящее на трассе им не соответствует. И главная проблема в том, что ситуации не всегда трактуются одинаково. Судейство иногда бывает несколько непоследовательным, и гонщики всегда обсуждают это между собой. Думаю, над этим стоит поработать.
Лично я ничего не имею против Макса. Он быстр и неплохо справляется с делом, так что тут нет ничего личного, но некоторые его действия, как я считаю, были некорректными, ведь мне пришлось тормозить на полной скорости. Но эти дискуссии можно продолжать вечно – посмотрим, как будут развиваться события.
Вопрос: Вы уже успели посмотреть видеозапись столкновения на старте между вами и Себастьяном. Обсуждали ли вы вместе тот момент и к каким выводам пришли?
Кими Райкконен: Крайне досадный инцидент. Обсуждать было особо нечего – Себастьян извинился, я сказал – ОК. Нужно двигаться дальше. Столкновение помешало всем, но иногда подобные вещи случаются – в следующий раз постараемся оставить друг другу чуть больше места, а пока инцидент исчерпан.
Вопрос: Себастьян, а что вы скажете? Кими сказал, вы извинились перед ним. У вас наверняка было время всё обдумать – каковы ощущения сейчас?
Себастьян Феттель: Говорить практически не о чем, ситуация понятна. Я думал, что на внутреннем радиусе находится только Кими, но, как оказалось, там было две машины, хотя места я оставлял для одной, так как думал, что Макс Ферстаппен провалил старт. В зеркалах сложно что-либо разглядеть – я видел, что Кими рядом, я сам – чуть впереди… Повторись та ситуация, я бы оставил больше места, но я не знал, что внутри есть кто-то ещё. Досадно, что после того поворота все три участника инцидента не смогли побороться за подиум.
Вопрос: Перейдем к предстоящему Гран При Италии. Здесь особая атмосфера, год назад в Монце вы поднялись на подиум, вас очень тепло встретили болельщики, но можно ли сказать, что сейчас команде сложнее даются результаты? Несколько этапов гонщики Ferrari не финишируют в тройке, Red Bull Racing вышла вперед в Кубке конструкторов…
Себастьян Феттель: Нет, итальянский этап настал вовремя – нам нужна поддержка и мы с нетерпением ждем начала уик-энда. Предыдущий сложился неплохо – да, гонка прошла не так, как хотелось, но в плане темпа всё выглядело позитивно. За пару Гран При до летнего перерыва нам явно не хватало скорости, но сейчас мы вернулись в группу лидеров и здесь, в Монце, должны выступить уверенно. Да, это во многом уникальная трасса, но, как я уже сказал, этот этап пришелся на нужный момент. Даже сегодняшний день, благодаря многочисленным болельщикам, с самого утра складывался позитивно.
Вопрос: Эстебан, четыре раза по ходу сезона вы финишировали 11-м. Полагаете, ваш призовой финиш наступит совсем скоро?
Эстебан Гутьеррес: Думаю, да. Важно то, что за минувшие три месяца мы обрели стабильность, за счет которой пробьемся в первую десятку, что является целью в каждой гонке. Задача непростая, особенно если учесть, как начался для меня сезон, но команда добилась прогресса во многих областях, и мы должны продолжать выкладываться по максимуму, чтобы получить желаемый результат.
Вопрос: Haas тесно сотрудничает с Ferrari, для которой этот этап является домашним. Как развивается это сотрудничество?
Эстебан Гутьеррес: Для команды это сотрудничество очень важно, оно с самого начала добавило нам уверенности. Уверен, всё будет развиваться в нужном ключе с учетом правил – сейчас отношения между Haas и Ferrari замечательные, так будет и в ближайшие годы.
Вопрос: Карлос, вам сегодня 22 – с днем рождения! Из-за прокола этап в Бельгии сложился неудачно, да команда переживает не лучшие времена, когда начинает сказываться отсутствие доработок силовой установки. Каков ваш прогноз?
Карлос Сайнс: Да, сейчас мы переживаем не лучшие времена, с этапа в Хоккенхайме нам стоит заметно больших усилий подобраться к призовой десятке. В Спа выступление было ожидаемым, в Германии – не совсем, но мы не на тех местах, на которых хотим быть.
Команда была готова к снижению конкурентоспособности силовых установок во второй половине сезона, но оно оказалось серьёзнее, чем предполагалось, и теперь по ходу свободных заездов мы проводим немало тестов, чтобы хоть как-то переломить ситуацию – уверен, у нас всё получится. Конечно, было бы интересно взглянуть, чего нам удалось бы добиться после того, как на старте в Спа я вышел на седьмое место, но иногда неприятности случаются.
Вопрос: Если говорить о ваших результатах, во всех гонках, в которых вам удавалось добраться до финиша – за исключением двух – вы зарабатывали очки. Вы довольны своим прогрессом по сравнению с предыдущим сезоном?
Карлос Сайнс: Думаю, я должен быть доволен, поскольку в прошлом году пережил немало проблем с надежностью и всякий раз говорил: «Подождите, как только проблемы закончатся, я покажу, на что способен!» В первой половине нынешнего сезона я показал себя и продемонстрировал, что в отсутствие неполадок могу добиваться результатов. Стабильность позволила заработать немало очков – думаю, держать такой же уровень во второй половине сезона будет очень непросто!
Вопрос: Дженсон, доработанная силовая установка Honda неплохо показала себя в Спа – кое-кто из инженеров конкурирующих команд признался, что ваша скорость в поворотах по-настоящему впечатляла. В McLaren дела постепенно налаживаются?
Дженсон Баттон: В воскресенье в Спа я проехал всего четыре поворота, но все они воспринимались фантастически! На самом деле, там мы выступили увереннее, чем многие могли ожидать. Да, у нас были настройки с большей прижимной силой, но если отбросить первые несколько кругов и взглянуть на темп Фернандо по ходу дистанции, этот темп был весьма неплохим.
Всё это добавляет оптимизма перед этапом в Монце – как вы знаете, бельгийская и итальянская трассы для нас крайне непростые, но команда добилась заметного прогресса. В Honda сработали великолепно, успев подготовить обновления к Гран При Бельгии – приятно видеть, как мы движемся вперед с каждой гонкой!
Вопрос: Что скажете о своих перспективах? Когда вы намерены объявить о своих дальнейших планах?
Дженсон Баттон: В этом плане ситуация тоже не стоит на месте – похоже, и здесь можно использовать термин «прогресс», что по-своему неплохо!
Вопрос: Прежде, чем мы перейдем к вопросам с мест, один момент – менее часа назад Фелипе Масса объявил о своем уходе из Формулы 1 по окончанию нынешнего сезона. Что каждый из вас мог бы сказать о Фелипе и его роли в спорте? Кими, вы с ним были напарниками, начнем с вас…
Кими Райкконен: Досадно, но таков его выбор. Мы с Фелипе отлично ладили, когда выступали в одной команде, у него были непростые моменты, тяжелая авария, но он всегда оставался сильным гонщиком и приятным парнем. Жизнь продолжается – уверен, он принял верное решение и, хочется верить, сможет успешно завершить карьеру.
Вопрос: Кевин?
Кевин Магнуссен: Фелипе выступает очень давно – кажется, я не видел гонок Формулы 1, в которых он не участвовал! У него была замечательная карьера, и если он сам считает, что пришло время уйти, нам остается лишь пожелать ему удачи.
Вопрос: Себастьян?
Себастьян Феттель: Фелипе – замечательный парень. Жаль, что он решил уйти – многие будут по нему скучать, и я желаю ему всего наилучшего в дальнейших начинаниях. Он не просто талантливый и быстрый гонщик, но и славный малый, с которым приятно общаться – нам всем будет не хватать его в паддоке.
Вопрос: Эстебан?
Эстебан Гутьеррес: Это мудрое решение, хотя принимать его нелегко. Я хорошо помню, как Фелипе ответил на мой звонок и пригласил меня на ужин в 2008 году, когда я выступал в Формуле BMW – в тот момент это многое для меня значило. Желаю ему всего самого лучшего! У него замечательная карьера, которой можно по праву гордиться.
Вопрос: Дженсон?
Дженсон Баттон: Я гонялся с Фелипе с тех пор, как он дебютировал в Формуле 1 – почти пятнадцать лет. Всегда испытываешь странное чувство, когда спорт покидает кто-то, добившийся столь немалых успехов, одержавший множество побед и стоявший в шаге от титула. Впрочем, у каждого свои причины. Фелипе сам принял такое решение, это смелый и правильный поступок.
Вопрос: Карлос?
Карлос Сайнс: Помню, как впервые встретился с Фелипе в 2005 году, когда мне было 10 или 11 лет. Тогда Фелипе был моим кумиром, он с большой добротой относился ко мне, и с тех пор я испытываю к нему большое уважение. За пять минут до прихода на эту пресс-конференцию я подошел к Фелипе, обнял, пожелал всего наилучшего – уверен, у него всё будет хорошо.
Вопросы с мест
Вопрос: (Петер Фаркас) Вопрос ко всем, кто хотел бы прокомментировать действия Макса Ферстаппена, но особенно к гонщикам Ferrari. Себастьян, неделю назад вы сказали, что не поддерживаете идею наказывать гонщиков за пилотаж – скажите, беседовали ли вы об этом с Максом? Как дать ему понять, что временами он переходит границу? Кими, не могли бы вы пояснить тот момент, когда на 12-м круге опередили Ферстаппена на прямой, но затем он затормозил заметно позднее, и вы оба выехали за пределы трассы – кто попросил вас пропустить Макса обратно?
Кими Райкконен: Я поинтересовался у команды, следует ли мне вернуть позицию, они спросили об этом Чарли Уайтинга, и ответ был положительный. Я не видел, остался ли Макс на трассе или выехал за ее пределы – кажется, он меньше меня ушел с траектории, потому решение далось мне легко.
Вопрос: Себастьян?
Себастьян Феттель: Я еще не беседовал с Максом. Ранее гонщики обсуждали эту тему, она снова стала актуальной в Спа: смещаться перед соперником на торможении – неправильно. Преследователь может среагировать, но в некоторых ситуациях времени на маневр нет, и всё заканчивается столкновением – об этом был разговор. Думаю, Макс во время того разговора всё прекрасно понял, но, по всей видимости, беседу нужно повторить. Впрочем, я не поклонник походов к стюардам с жалобами – лучше всё решить между собой. К сожалению, мы этого пока не сделали, но обязательно сделаем.
Вопрос: (Надя Еневольдсен) Себастьян, в 2008 году в Монце вы одержали дебютную победу, став на тот момент самым молодым триумфатором Гран При в истории чемпионата. По силам ли вам победить в предстоящее воскресенье, и если да, будут ли ощущения еще лучше, чем в 2008-м?
Себастьян Феттель: Думаю, нас ждет неплохой уик-энд. В Спа мы вернулись в борьбу, ну а этап в Монце много значит для меня и команды – не только потому, что мы представляем Ferrari на её родной земле при многочисленных болельщиках, но и потому, что, как было замечено, здесь я одержал свою первую победу, а первый успех никогда не забывается.
Да, за последующие несколько лет мне посчастливилось победить еще не раз, но в прошлом году, стоя на подиуме Монцы, я понял, что болельщики не питают ко мне такой вражды, какую, как мне казалось, должны были питать после моей карьеры в Red Bull Racing. Потому с нетерпением жду воскресную гонку! Победа в Монце в цветах Ferrari стала бы исполнением мечты, мы активно над этим работаем.
Вопрос: (Ральф Вудалл) Кевин, после столь серьезной аварии с каким настроем вы возвращаетесь в кокпит? Испытываете ли вы тревогу, и каковы ваши ожидания от предстоящего уик-энда?
Кевин Магнуссен: После подобных аварий становится понятно, что машина вполне безопасна, нет причин для беспокойства, потому я намерен снова атаковать на пределе. Что касается ожиданий, мы заметно увереннее выступили в Спа и были в некотором роде удивлены своей скоростью – особенно в квалификации. В Монце настройки практически такие же – надеюсь, получится подтвердить свой уровень.
Вопрос: (Хейкки Культа) Кими, вам не доводилось побеждать в Италии, но здесь вы трижды поднимались на подиум. Как бы вы охарактеризовали свое отношение к трассе в Монце?
Кими Райкконен: Мне нравится эта трасса, уик-энд здесь получался интересным даже тогда, когда я выступал не за Ferrari. С Монцей у меня связаны и приятные воспоминания, и не очень, этап всегда был по-своему непростым, но приезжать сюда одно удовольствие, а для гонок это место совершенно особенное. Конфигурация трассы, ее историческое наследие, тот факт, что мы представляем Ferrari, и для нас это домашний Гран При – хочется верить, в этот раз всё пройдет удачно. Шансы весьма неплохие – надеюсь, мы сработаем верно и возьмем от ситуации максимум.
Вопрос: (Даниэль Джонсон) Пара вопросов для Себастьяна. Почему сезон складывается для Ferrari не так, как хотелось бы? По каким причинам команда не достигла поставленных целей? Вы перешли в Ferrari в расчете завоевать с ними титул – как долго вы готовы этого ждать? Вы планируете выступать за команду до того момента, как снова станете чемпионом мира?
Себастьян Феттель: Я начну со второй части вопроса. Я не так уж стар, у меня в запасе есть время. Впрочем, не могу назвать себя терпеливым человеком – скорее наоборот.
Что касается первой части, ответ прост – до недавнего времени нам не хватало скорости, из-за чего мы заработали меньше очков, чем планировали. Когда ты быстрее, тебе проще выигрывать гонки, набирать очки и получать приятные вопросы, но я был и по другую сторону везения. Уверен, команду ждут лучшие времена, сейчас нам предстоит домашняя гонка… Звучит несколько негативно, но есть и немало позитивных факторов – наверняка в плане поддержки уик-энд окажется потрясающим!
Монца много значит для меня и команды, у нас неплохие шансы побороться за подиум, а может и нечто большее. Думаю, всем очевидно, что в команде не привыкли ждать, у нас очень высокие ожидания, о которых мы не раз говорили с самого начала года. Нам хочется сражаться за титул, однако результаты пока оставляют желать лучшего. Впрочем, мы делаем всё возможное, чтобы изменить ситуацию – большая работа проводится и на трассе, и на базе в Маранелло. Люди нацелены на успех, пусть даже до него еще не близко.
Вопрос: (Фулвио Солмс) Вопрос для Себастьяна и Кими. Вы отлично ладите друг с другом, но не предпочли бы вы проживать каждый уик-энд в предельном ритме и сражаться между собой на ведущей машине, как делают Льюис и Нико в Mercedes?
Себастьян Феттель: Не понял вопроса… В первой части вы говорите, что мы ладим между собой, а во второй спрашиваете, не хотим ли мы положить этому конец! Разумеется, если бы у нас была возможность выбирать, мы бы предпочли иметь дело с более конкурентоспособной машиной, позволяющей с меньшими усилиями выигрывать гонки, но вряд ли это что-либо изменило бы в наших отношениях. Мы выступаем на одинаковых машинах и, как вы могли убедиться в Спа, сражаемся за каждый кусок трассы – да, иногда всё идет не по плану, это, конечно, плохо, но такое случается. После инцидента уже ничего не поделаешь, но в целом мы с Кими и вся наша команда стремимся к одной цели – получить конкурентоспособную машину и вступить в борьбу за титул.
Вопрос: Кими?
Кими Райкконен: Мы предельно агрессивно сражаемся друг с другом, стараемся превзойти напарника в каждой гонке – всем хочется, чтобы команда сражалась за победы и титул обеими машинами, но в плане отношений это ничего не меняет. Мы будем стараться одолеть друг друга, но останемся друзьями, что будет лучше для всех.
Вопрос: (Ральф Бах) Себастьян, вы говорили о приятных вопросах. Какой вопрос был бы для вас приятным в вашей нынешней ситуации с Ferrari?
Себастьян Феттель: Я говорил о том, что, когда выигрываешь гонки, люди не спрашивают тебя, что идет не так, поскольку всё в полном порядке. Если ты не побеждаешь, тогда всем интересно, почему так происходит. Чем более ты конкурентоспособен, тем меньше приходится отвечать на подобные вопросы – с этим нет никаких проблем, просто скучно слышать одно и то же из уик-энда в уик-энд. Ты думаешь, что уже дал ответ, но вопрос поступает снова, и снова, и снова… Впрочем, ситуация одинакова для всех.
Вопрос: (Барна Жолдош) Вопрос к гонщикам Ferrari. Вы оба были недовольны пилотажем Макса Ферстаппена в Спа, однако он, в свою очередь, заявил, что вы виноваты в том, что спровоцировали столкновение и испортили ему гонку. Себастьян, вам 29 лет, Кими почти 37 – учитывая тот факт, что Макс, по сути, еще подросток, становятся ли его комментарии и действия еще более раздражительными для вас?
Себастьян Феттель: Не думаю, что нам, во-первых, есть в чём повиниться, а во-вторых, это вопрос уважения. Мы все здесь ради гонок, нам нравится то, что мы делаем, все гонщики разделяют страсть, которая во многом определяет их жизнь. Мы можем ладить между собой, можем не ладить, но всё это не так уж и важно – просто мы должны всегда проявлять друг к другу уважение.
Кими Райкконен: Каждый вправе говорить то, что хочет. Как уже было сказано, я не имею ничего против Макса, просто некоторые вещи мне кажутся некорректными. Не хотелось бы вдаваться в детали, однако если кто-то говорит, что просто решил отплатить за то, что случилось в 1-м повороте гонки, то это, по-моему, неправильно. Нельзя намеренно прибегать к каким-то действиям только для того, чтобы отомстить сопернику. Всё это может плохо закончиться. Все допускают ошибки, однако надо понять, что на трассе нельзя действовать непродуманно…
Вопрос: (Ральф Вудалл) Дженсон, вас бы заинтересовал переход в Williams, или вы бы предпочли остаться в McLaren? Теперь в Williams образовалась вакансия…
Дженсон Баттон: Мне бы хотелось добавить интриги, но пока мне нечего вам сказать.
Вопрос: (Йенс Наглер) Себастьян и Кими, вы столкнулись между собой в Бельгии, и нечто подобное было ранее в Китае, пусть в обоих случаях в дело вмешивался третий гонщик. Уверен, вам хочется избежать контакта здесь, в Монце. Не представляю, чтобы кто-либо из вас начал действовать более осторожно, но планируете ли вы каким-либо образом подготовиться – скажем, просмотреть записи предыдущих стартов?
Себастьян Феттель: Вы сами ответили на свой вопрос, нам нечего пояснять.
Кими Райкконен: Да, нечего добавить.
Вопрос: (Сильвия Ариас) Карлос, что изменилось в команде после обмена Макса Ферстаппена на Даниила Квята?
Карлос Сайнс: Почти ничего. Да, сменился напарник, но мой подход к работе остался таким, как раньше. В коллективе произошли кое-какие перестановки, но это пошло на пользу – мы можем быть довольны тем, как сложилась для нас первая половина сезона. Посмотрим, как пойдут дела дальше, но наверняка будет очень непросто – нужно приложить максимум усилий, чтобы продолжать борьбу с McLaren. Это станет трудной задачей, так как они уже вышли вперед, но мы всё-таки постараемся.
Вопрос: (Петер Фаркас) Дженсон, в прошлом году вы не раз говорили, что из-за дефицита мощности не имеете возможности оборонять позицию. Насколько легче решать эту задачу в нынешнем сезоне, и можно ли сказать, что Монца станет одной из самых непростых проверок достигнутого Honda прогресса?
Дженсон Баттон: На таких трассах, как Монца и Спа, слабая система рекуперации серьёзно ограничивает вашу стратегию, поскольку вы не можете сдерживать соперников на прямой. Теперь ситуация совершенно иная. Мы добились большого прогресса в работе с силовой установкой, в том числе и по части системы рекуперации. Возможно, теперь она – одна из лучших.
Уик-энд в Спа сложился позитивно. Нам предстоит пройти большой путь, прежде чем мы станем действительно конкурентоспособными, но приятно видеть прогресс почти на каждом Гран При. Парни в Уокинге готовят новинки к каждой гонке – вероятно, чаще, чем кто-либо ещё. Мы всё ещё продолжаем работать над машиной, ставим на неё новые элементы, что поможет и в следующем году.
Приятно чувствовать столь большой прогресс, гораздо приятнее сражаться за места в десятке лучших. По сравнению с прошлым годом, это хорошее ощущение, большой прогресс, но всегда хочется большего. Шестое или седьмое место – неплохо в текущей ситуации, но это ещё не победы. Мы привыкли быть первыми, пусть это было довольно давно, и хотим вернуться на вершину.
Перевод: Валерий Карташев