Франция'83: Дом турбо

Гонка #376: 17 апреля 1983 года. Гран При Франции. Поль-Рикар
Поул Ален Прост (Renault RE40) – 1:36,672 (216,360 км/ч)
Лучший круг Ален Прост (Renault RE40) – 1:42,695 (203,671 км/ч)
Победитель Ален Прост (Renault RE40) – 1:34,13,913 (199,767 км/ч)

В первой половине восьмидесятых Берни Экклстоун всё крепче сжимал организаторов гонок в своих руках, требуя всё больше денег, и их доходов уже едва хватало на покрытие издержек. После неудовлетворительных итогов Гран При Франции 1982 года владельцы Поль-Рикара были вынуждены провести массовые увольнения и перенести гонку с лета на апрель, полагая, что привлечь зрителей на трассу, расположенную относительно недалеко от Лазурного берега, не в пляжный сезон будет проще.

В итоге она принимала третий этап чемпионата, когда расстановка сил была совершенно неясна. Лидировал выступавший за McLaren Ники Лауда, в обеих гонках финишировавший на подиуме, но победители этих Гран При Нельсон Пике (Brabham) и Джон Уотсон (McLaren) уступали ему всего одно очко. Кроме того, уже было ясно, что и этот сезон не станет для Renault лёгкой прогулкой – на счету французской команды очков не было.

Один из центров внимания – дозаправки. На протяжении многих лет дозаправки проводились только вынужденно, когда пилоту на последних кругах не хватало топлива до финиша. Но Гран При Бразилии показал, что они могут быть эффективным элементом стратегии – именно дозаправка позволила Нельсону Пике победить. Однако пожар, возникший на Williams Кеке Росберга, поставил под вопрос безопасность этой процедуры.

В FISA уже решили запретить дозаправки, начиная с 1984 года, но в Ле-Кастелле собралась Комиссия Формулы 1, чтобы рассмотреть возможность немедленного введения этого запрета в действие. Однако предложение в итоге поддержано не было – Берни Экклстоун заявил, что в этом случае его команда не сможет выступать в гонке, так как баки Brabham недостаточно велики для того, чтобы вместить в себя весь запас топлива, необходимый для преодоления гоночной дистанции.

Заводские команды, Ferrari, Renault и Alfa Romeo, были готовы к такому повороту событий, и привезли в Поль-Рикар машины, также оснащённые специальной горловиной для быстрой дозаправки, как те, что были на Brabham и Williams. Стратегия играла в гонках всё более важную роль.

На предыдущем этапе в Лонг-Бич в чемпионат неожиданно вернулся чемпион 1980 года Алан Джонс – он выступил за Arrows. Недостаток физической подготовки не позволил ему финишировать, но Алан продолжал активно тренироваться, а также вышел на старт внезачётной "Гонки чемпионов" в Брэндс-Хэтч.

Австралиец рассчитывал на победу, которая позволила бы ему оплатить участие в гонке в Поль-Рикар, но в итоге финишировал только третьим. Денег не хватило, но Джонс всё же приехал в Ле-Кастелле, своим присутствием в паддоке напоминая командам, что он готов вновь выйти на старт.

Было ещё как минимум две причины, по которым стоило обратить внимание на гонку в Брэндс-Хэтч. Во-первых, это был последний в истории "внезачётный" Гран При Формулы 1, с тех пор гонки в этой категории проводились только в рамках чемпионата мира. Во-вторых, в этой гонке дебютировала в Формуле 1 маленькая британская команда Spirit, на шасси которой стоял турбомотор Honda. И ни для кого не было секретом, что появление японского автопроизводителя в чемпионате мира тоже не за горами.

После не самого успешного дебюта новой Renault RE40, состоявшегося на предыдущем этапе в Лонг-Бич, в Вири кипела работа над устранением её недостатков. В Поль-Рикар команда привезла серьёзно пересмотренное шасси, с обновлённой подвеской и аэродинамикой. К тому же теперь новую модель получил не только Ален Прост, но и Эдди Чивер.

Работа полностью себя оправдала - в квалификации на скоростной французской трассе гонщики Renault уверенно заняли весь первый стартовый ряд! Особенно впечатляющее выступление удалось Просту, который умудрился опередить напарника более чем на две секунды! Отставание Эдди, впрочем, объяснялось тем, что ему пришлось пересесть на запасную машину - но даже на ней он показал второе время.

Вообще-то между ними должен был оказаться Андреа де Чезарис, но во время технической проверки на его Alfa Romeo огнетушитель оказался пустым. Как следствие, все пятничные времена итальянца были аннулированы, а его субботнего результата хватило только на седьмое место на стартовой решётке.

Третьим стартовал другой итальянец, Риккардо Патрезе, выступавший за Brabham, четвёртым Рене Арну, представлявший в 1983-м Ferrari. В Lotus по-прежнему использовали на Гран При две разные машины с двумя разными двигателями. Элио де Анжелис благодаря турбомотору Renault оказался пятым. Найджел Мэнселл использовал шасси с Cosworth, и хотя это был не DFV, а его радикально модернизированная версия, DFY, показал только 18-е время... Не помогло британцу и то, что с его Lotus была убрана передовая, но пока не слишком эффективная, зато очень тяжёлая активная подвеска.

В общем-то, квалификация в Поль-Рикар ярко продемонстрировала тот факт, что поезд Cosworth и атмосферных двигателей ушёл. Вся первая десятка стартовой решётки использовала турбомоторы - включая даже Дерека Уорика, показавшего девятое время на Toleman с турбомотором маленькой частной компании Hart.

Эти двигатели имели разные конфигурации - рядные четвёрки у BMW и Hart, V6 у Renault и Ferrari, V8 у Alfa Romeo... Но на всех стоял турбонаддув. Даже испытывавший большие проблемы с надёжностью силовой установки Ferrari Патрик Тамбэ (всего у Скудерии по ходу свободных заездов и квалификаций в Поль-Рикар взорвалось восемь моторов!) оказался 11-м.

Лучшими из "атмосферников" оказались гонщики McLaren - Ники Лауда квалифицировался 12-м, и он оказался единственным из представителей клана Cosworth, кто смог опередить хотя бы одну машину с турбомотором - ею стала вторая Toleman под управлением Бруно Джакомелли. Джон Уотсон на втором McLaren был только 14-м. Времени Проста он уступил пять секунд.

В воскресенье перед стартом произошёл необычный инцидент - гуляя по пит-лейн, Мэнселл не услышал предупреждения своих механиков, которые толкали запасную машину, и нога британца попала под колесо! Большой палец распух, но, несмотря на сильную боль, Найджел принял решение принять участие в гонке.

На старте Прост легко захватил лидерство, тогда как Чивера прошёл Патрезе. Впрочем, ненадолго - уже к третьему кругу Эдди вернул себе второе место. Позади двумя главными возмутителями спокойствия были Пике и Росберг. Бразилец навязал борьбу Патрезе, опередил его на шестом круге и начал угрожать Renault Чивера. Что касается Росберга, то пилот Williams на старте умудрился пробиться с 16-го места на девятое, после чего не сбавил темп и к седьмому кругу был уже шестым!

Тем временем Прост уверенно лидировал, отрываясь от напарника всё дальше и дальше. На 18-м круге на второе место вышел Пике, но Прост продолжал отрываться. В Brabham оставалось надеяться только на ненадёжность машин Renault либо на неудачный пит-стоп. Однако на своей родной трассе французская техника работала как часы.

С пит-стопом, однако, всё же вышла неувязка. Прост заехал в боксы на 30-м круге, но слишком рано отпустил педаль тормоза, и вращающиеся задние колёса не позволяли механикам сменить их. Возникла заминка, пит-стоп продолжался 24 секунды, но, тем не менее, Прост вернулся на трассу вторым, пропустив только Пике. А когда тот тоже сменил шины и дозаправился (причём его пит-стоп прошёл чётко, заняв 16 секунд), Ален вернул себе лидерство.

Оставшаяся часть гонки превратилась в формальность. Прост показал лучший круг в гонке и финишировал первым, опередив Пике почти на полминуты. Чивер поддержал триумф Renault, завоевав третье место. Четвёртой финишировала Ferrari Патрика Тамбэ. Пятое и шестое место заняли гонщики Williams, Росберг и Лаффит, но оба уступили победителю круг.

Хотя для Renault это была уже третья победа подряд на Гран При Франции, она принесла команде большое облегчение. Это был первый результативный финиш для команды в 1983 году и первая победа Проста за целый год. Результат был почти абсолютным – Прост стартовал с поула, показал лучший круг и победил, Чивер стартовал вторым и финишировал на подиуме. Хотя лидером чемпионата стал Пике, результат и особенно ход гонки прозрачно намекал, что лёгкой жизни у бразильца не будет, и Ален может навязать ему сражение.

Обе машины McLaren до финиша не добрались, но, как ни странно, команда сохранила первое место в Кубке конструкторов. Впрочем, даже в Уокинге понимали, что это лишь временное стечение обстоятельств – на трассе они ничего не могли противопоставить машинам с турбомоторами. Команде нужен был надёжный партнёр, способный предоставить им двигатель с турбонаддувом, и очень скоро он у команды появится.

Текст: . Источник: собственная информация
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.