Гонка #428 6 июля 1986 года. Гран При Франции. Поль-Рикар | |
Поул | Айртон Сенна (Lotus 98T) – 1:06,526 (206,337 км/ч) |
Лучший круг | Найджел Мэнселл (Williams FW11) – 1:09,993 (196,117 км/ч) |
Победитель | Найджел Мэнселл (Williams FW11) – 1:37:19,272 (188,062 км/ч) |
Прогнозы Алена Проста относительно формы Williams в 1986 году сбылись лишь отчасти – команда прибавила, но безоговорочным фаворитом не стала. Машины McLaren немного уступали в скорости, зато превосходили в надёжности, а большой шаг вперёд удалось сделать Lotus. К Гран При Франции, проходившему в середине сезона, лидировал в чемпионате пилот этой команды Айртон Сенна.
У Айртона теперь был новый напарник. Элио де Анжелис ушёл из команды, которой отдал несколько лет, разочарованный откровенным фаворитизмом в пользу бразильца – в том числе в тот момент, когда Элио лидировал в чемпионате! Он отправился в некогда великий, а теперь переживающий не лучшие времена Brabham.
У итальянца было много поклонников по всему миру – он был не только быстр, но и красив, аристократичен, и игру, как на трассе, так и вне её, всегда вёл честно. Его даже называли «последним джентльменом Формулы 1». Многие его болельщики посчитали, что Сенна выжил его из Lotus. А после того, как в мае Элио погиб на тестах Brabham, проходивших на Поль-Рикаре, число недоброжелателей у Айртона вдруг увеличилось.
На место де Анжелиса в Lotus хотели пригласить опытного и быстрого Дерека Уорика, но сделку заблокировал Айртон, настаивавший на том, что его напарник должен быть чистым №2. В итоге в Lotus подписали контракт с Джонни Дамфризом. Шотландец звёзд с неба не хватал даже в Формуле 3000, где выступал в предыдущем сезоне – нет ничего удивительного в том, что к французскому этапу напарник лидера чемпионата не заработал ни одного очка. Уорик в итоге остался без места и после гибели де Анжелиса сменил его в Brabham.
Чемпионат приехал в Поль-Рикар через два месяца после гибели де Анжелиса. Его смерть заставила организаторов изменить конфигурацию трассы – Гран При решено было провести по короткой, «клубной» версии, не включавшей быстрый поворот Verrerie, в котором вылетел Элио. Из-за этого длиннейшая прямая Mistral оказалась сокращена с 1,8 км до 1 км.
Хотя в урезанном виде трасса Поль-Рикар была и вдвое менее интересна, эта новость не расстроила команды, ведь на оригинальной версии расход топлива мог оказаться слишком высоким.
Для 1986 года это был больной вопрос: мощность турбомоторов продолжала стремительно расти, достигая в квалификации немыслимых значений 1200-1400 л.с. (сколько точно – никто не знал, так как стенды того времени не позволяли измерять мощность более 1000 л.с.), а размер баков сократили с 220 до 195 литров. Так что скорость пилотам удавалось показывать только в квалификациях – в гонках они экономили топливо на протяжении большей части дистанции.
Гибель де Анжелиса подтолкнула FIA к введению ограничений мощности двигателей, однако конкретные пути всё ещё находились в стадии активного обсуждения. Балестр уже несколько лет пытался продвинуть свою идею уменьшения объёма турбодвигателей до 1,2 или 1,1 литра, но её мало кто поддерживал – в те времена концепция выглядела очень экзотической.
Другой вариант – запрет на турбо и возвращение к атмосферным моторам с 1989 года, максимальным объёмом 3,5 литра. Кроме того, предлагалось запретить квалификационные двигатели и шины, а саму квалификацию сократить до одного дня. Рассматривалась даже возможность проводить вместо обычной сессии короткую квалификационную гонку.
У команд и производителей двигателей были свои рецепты. С запретом квалификационных версий двигателей были согласны многие, но полный отказ от турбомоторов или радикальное изменение его размеров мало кому нравился. В Renault предлагали простое и быстрое решение – введение ограничителя давления турбины.
Как обычно, большой вес в вопросе регламента был у Экклстоуна, но он тоже защищал свои интересы. На машинах его команды Brabham стояли моторы BMW, и в угоду им Берни отвергал любые будущие ограничения мощности. Однако перед французским этапом Экклстоуна ждал настоящий удар: в BMW объявили о том, что покинут Формулу 1 по окончании сезона. Берни был этим явно шокирован и с тех пор никогда не доверял автопроизводителям. Искать нового партнёра он тоже уже не хотел, всё более теряя интерес к управлению командой.
Ещё один момент, о котором стоит упомянуть – возвращение за руль Haas Патрика Тамбэ. Француз пропустил две гонки после аварии на warm-up канадского этапа. Однако самое интересное – у Патрика появился новый гоночный инженер. Карл Хаас нашёл его в IndyCar, где он с успехом готовил машины March, но этот инженер был англичанином. Звали его Эдриан Ньюи.
В квалификации, как обычно в этом сезоне, борьба развернулась между гонщиками Williams и Сенной. В пятницу лучшим оказался Айртон. В субботу состояние трассы ухудшилось (в том числе из-за масла, разбрызганного де Чезарисом и Бутсеном), и никому из лидеров проехать быстрее не удалось. Поул остался за Сенной, Мэнселл уступил ему 0,2 секунды, Пике чуть больше.
Арну и Просту в субботу всё же удалось немного прибавить, но настолько незначительно, что это никак не повлияло на их четвёртое и пятое место. Лучший из пилотов Ferrari, Альборето, шестой. Позади него стартовали Росберг на второй McLaren и два пилота Benetton: Герхард Бергер и Тео Фаби.
В воскресенье небо в Ле-Кастелле затянули серые тучи, прогноз обещал высокую вероятность грозы. Температура воздуха упала с 35 градусов до 26-и, что могло существенно повлиять на стратегию. Особенно заволновался Арну – слики Pirelli на его Ligier работали очень хорошо, а вот дождевая резина итальянской компании значительно уступала продукции соперников. Однако к старту дождь так и не начался.
На старте сразу две машины заглохли – Альборето и Даннера. К счастью, столкновений с ними остальным пилотам удалось избежать. Мэнселл стартовал блестяще и сразу же опередил Сенну. Пике, наоборот, начал гонку неважно, пропустив Арну и Бергера – австриец умудрился отыграть четыре позиции. А вот вторая Benetton стартовала не так удачно, и перед первым поворотом в Фаби врезался Уорик.
Джонни Дамфриз стартовал блестяще, затем хорошо разобрался в происходящем в первом повороте и по итогам круга поднялся с 12 на 6 место! Однако он явно прыгнул выше головы, и на протяжении нескольких ближайших кругов терял позиции одну за другой. Его напарник, Айртон Сенна, тем временем быстро отставал от Мэнселла.
На третьем круге взорвался мотор на Minardi де Чезариса, после чего итальянец обильно полил трассу маслом. Это привело к целой серии сходов – на масле поскользнулись, вылетели с трассы и сошли Алан Джонс и Сенна. Авария Айртона произошла на высокой скорости и выглядела очень опасной - к счастью, обошлось без травм. Мэнселла тоже развернуло, но он смог вернуться на трассу, даже не потеряв лидерства.
На второе место поднялся Арну, но его быстро догонял Прост. Ален уже на девятом круге разделался с Бергером, на 14-м оказался вплотную за Арну и на 15-м смог его опередить. И для Арну, и для Бергера падение после этого продолжилось – в гоночных условиях они стали лёгкой целью для гонщиков на более быстрых машинах.
Главной интригой теперь была борьба между Мэнселлом и Простом. Ален ехал очень быстро, и расстояние между лидерами стремительно сокращалось – если на 16-м круге пилот McLaren уступал семь секунд, то на 22-м уже менее трёх. Однако до прямого сражения не дошло: вскоре выяснилось, что в Williams решили использовать иную стратегию и останавливаться дважды. Не успел Ален догнать Найджела, как тот свернул на пит-лейн.
Пит-стоп Мэнселла длился 8 секунд, и пилот Williams вернулся на трассу третьим, позади Проста и Росберга. Кеке остановился на 31-м круге, после чего выехал четвёртым. Прост продержался до 37-го. Остановка Проста продолжалась 10 секунд, после чего он успел вернуться на трассу вторым, впереди Пике.
На свежих шинах Мэнселл был очень быстр, так что теперь выигрывал у Проста 16 секунд, однако его ждала ещё одна остановка, которая, конечно, стоила бы гораздо больше времени. Поэтому Мэнселл атаковал изо всех сил. К 44-му кругу он довёл свой отрыв до 20 секунд. К самому Просту подобрался Росберг, уже успевший обогнать Пике.
На 45-м круге произошёл один из самых ярких инцидентов гонки – на Tyrrell Филиппа Стрейффа оторвался топливопровод, топливо хлынуло на раскалённые детали турбины и вспыхнуло. Француз остановил машину на стартовой прямой, но, покидая её, забыл отключить бензонасос, так что бензин продолжал литься в огонь. Волонтёры с двумя огнетушителями оказались совершенно бессильны, дымом заволокло трибуны.
Всё это очень напоминало инцидент, в котором погиб де Анжелис – тогда машину итальянца тоже не могли потушить, и он отравился продуктами горения. На этот раз, впрочем, пилот был вне опасности, а на помощь волонтёрам пришла пожарная машина – правда, и здесь не обошлось без несуразности. Когда пожарный начал тушить машину, вода хлынула не только из шланга, но и из задней части цистерны…
Приостанавливать гонку, естественно, никто и не подумал, так что лидеры продолжали борьбу. Просту удалось сократить отставание от Мэнселла до 15 секунд. На 54-м круге Найджел свернул на второй пит-стоп. Он вернулся на трассу вторым, в девяти секундах позади Проста, но снова имел возможность ехать гораздо быстрее. Всего через пять кругов он уже был вплотную за Аленом, и не потратил на обгон много времени – 60-й круг гонки он уже начал лидером.
Борьба за победу на этом была закончена – Найджел был хотя и ненамного, но быстрее, и постепенно отрывался от Проста. На последних кругах Прост сбросил скорость: компьютер показывал ему, что расход топлива слишком высок. На финише их разделило 17 секунд. Позади пары лидеров их действия повторяли напарники: Пике тоже совершил два пит-стопа против одного у Росберга, но тоже за счёт этого ехал быстрее и на 73-м круге его опередил.
Создавалось впечатление, что Williams переиграли McLaren, и стратегия двух пит-стопов работала на Поль-Рикар лучше. Тем более, что пятое и шестое место заняли пилоты Ligier, Рене Арну и Жак Лаффит – и оба тоже останавливались дважды. В действительности всё несколько сложнее – эту стратегию в Williams смогли использовать только потому, что моторы Honda потребляли меньше топлива. В McLaren атаковать всю дистанцию на свежих шинах не могли.
Борьба серьёзно уплотнилась. Сход Сенны лишил его лидерства в чемпионате – на первое место вышел Прост. Но Мэнселл проигрывал ему всего одно очко, и третья победа в четырёх гонках именно его делала фаворитом в сражении за титул. Можно было не сомневаться – чтобы отразить этот натиск, в McLaren и Porsche приложат все силы.