Гонка #502. 24 марта 1991 года. Гран При Бразилии. Интерлагос | |
Поул | Айртон Сенна (McLaren MP4/6) – 1:16,392 (203,817 км/ч) |
Лучший круг | Найджел Мэнселл (Williams FW14) – 1:20,436 (193,570 км/ч) |
Победитель | Айртон Сенна (McLaren MP4/6) – 1:38:28,128 (187,110 км/ч) |
Главный конструктор McLaren Нил Оутли ждал начала сезона 1991 года не без опасений. Он работал в команде с 1987 года и был причастен к разработке знаковых McLaren MP4/4 и MP4/5, но ключевую роль при создании этих машин всё же играли другие люди – Джон Барнард, Гордон Марри и Стив Николс. Однако сначала команду покинул Барнард, затем Николс (Прост забрал его с собой в Ferrari), а Марри переключился на проект суперкара, который позже получит наименование McLaren F1.
Машина 1991 года, McLaren MP4/6, была первой, которую Оутли конструировал самостоятельно. В команде пошли на достаточно радикальные перемены – это было действительно новое шасси, а не доработка прошлогоднего, как в предыдущем сезоне. Отчасти мера вынужденная – в Honda задумали революцию, отказавшись от своего мощного и надёжного V10 в пользу чрезвычайно амбициозного проекта с новым V12!
Не секрет, что мотористам трудно сопротивляться притяжению концепции мотора V12. Потенциально такой двигатель способен обеспечить гораздо большую мощность и при этом куда более ровные характеристики, чем V10 или V8 того же объёма. Однако добиться идеальной работы такого мотора гораздо сложнее. Все мотористы, включая Ferrari, хорошо знакомые с этой концепцией, после постройки подобного двигателя вынуждены были долго лечить его «детские болезни».
Первые же тесты в межсезонье показали, что эти проблемы не обошли стороной и Honda. На стенде двигатель выдавал немного более высокие параметры, чем V10, но после первых кругов пилот McLaren Герхард Бергер жаловался на то, что новый мотор уступает в мощности прошлогоднему! Вдобавок обнаружился целый букет недоработок и проблем, устранение которых, конечно, требовало времени. Однако этого времени не было. В McLaren завершили постройку машины настолько поздно, что до первой гонки в Финиксе успели проехать всего одну тестовую сессию!
В то же время Николс в Ferrari пошёл по консервативному пути, просто доработав F1-90. Решение выглядело логичным, ведь в предыдущем сезоне машина демонстрировала очень хорошие результаты. К тому же, надёжность в сезоне 1991 года была важна, как никогда прежде – в Формуле 1, наконец, отменили ограничение на число результативных финишей, так что теперь в зачёт пилоту шли все заработанные за сезон очки.
Учитывая всё это, не было ничего удивительного в том, что в возможностях McLaren MP4/6 на старте сезона сомневались даже его создатели. Понимая, насколько трудно будет не то что выиграть, а даже просто завершить первую гонку сезона, Оутли поспорил с одним из сотрудников, что на первом Гран При сезона Сенне не удастся победить. Ставкой стали его усы – в случае проигрыша Нил пообещал сбрить их.
Однако Айртон победил в США легко и непринуждённо, не испытав особого прессинга. Мотору Honda V12 всё ещё недоставало мощности, шасси по-прежнему оставалось немного сырым, но машины Ferrari оказались куда медленнее, чем ожидалось. Так что приговор усам Оутли был вынесен – и на следующую гонку, проходившую в Бразилии, Нил приехал уже без них. Естественно, его это ничуть не расстроило. «Это неважно! – заявил Оутли. – Важно то, что машина хорошо едет. Я успокоился».
Британец немного лукавил. Повод для беспокойства был, и это отнюдь не Ferrari. Гонка в Финиксе продемонстрировала, насколько хороши новые машины Williams. Новая FW14 – первая машина команды, разработанная Эдрианом Ньюи. Пока его, правда, никто не знает, все успехи приписываются Патрику Хеду. Но огромный шаг вперёд в развитии шасси трудно не заметить.
Да, моторам Renault пока недоставало мощности – ещё даже в большей степени, чем Honda, а в гонке оба пилота, Найджел Мэнселл и Риккардо Патрезе, сошли из-за отказа капризной полуавтоматической коробки передач. Но было совершенно ясно, что очень скоро в Williams с этими «детскими болезнями» разберутся. И тогда противостоять им будет очень тяжело. Правда, на это потребуется время – после гонки в Финиксе Williams работала с коробкой со своим тест-пилотом Деймоном Хиллом, но решить проблемы не удалось. Патрик Хед признал, что на это потребуется как минимум несколько недель.
Таким образом, задача McLaren была ясна – успеть создать задел, заработать как можно больше очков, пока в Williams доводят до ума своё выдающееся творение. Визуальная лёгкость победы Сенны в США никого не обманывала – после финиша Айртон признался, что управлять машиной оказалось очень непросто из-за проблем с балансом. С этим нужно было разобраться как можно быстрее.
Тот факт, что следующий Гран При был домашним, уверенности Сенне тоже не прибавлял – за семь лет выступлений в своей стране (шесть на трассе Жакарепагуа и один – в Интерлагосе) ему ни разу не удалось здесь победить. На счету Проста было уже шесть побед в Бразилии, причём ему удавалось финишировать первым на обеих трассах.
Гран При, на самом деле, могли и вовсе отменить. Целый месяц перед гонкой в Сан-Паулу шли непрекращающиеся дожди, размыв дороги – автомобильное сообщение было прервано на несколько дней! К гонке дожди ослабли, но специальная комиссия, приехавшая для инспектирования, пришла к выводу, что трасса находится в неудовлетворительном состоянии. Было много больших луж, а земля вокруг асфальта превратилась в настоящее болото. Организаторы срочно мобилизовали несколько десятков человек, чтобы расчистить трассу, но оставался вопрос, что будет, если дождь пойдёт вновь.
Уже в пятницу заезды действительно прервал ливень, но, к счастью, не очень масштабный. В субботу погода наладилась, так что все пилоты значительно улучшили свои результаты. Поул, побив попутно рекорд трассы, завоевал Сенна, но гонщики Williams уступили ему менее полусекунды – причём Патрезе вновь опередил Мэнселла. Герхард Бергер оказался только четвёртым, более чем в секунде позади напарника.
Гонщики Ferrari теперь всего лишь «лучшие из остальных» - Жан Алези показал пятое время, Ален Прост – шестое. Для обоих пилотов Benetton бразильский этап домашний, но машине явно не хватало скорости. Пике только седьмой, он уступил более двух секунд. Его напарник Роберто Морено и вовсе лишь 14-й, почти в трёх секундах.
Утренний warm-up в воскресенье прошёл под небольшим дождём, и на Williams Мэнселла снова возникли проблемы с коробкой. Перед стартом начался ливень, заставивший нескольких пилотов перейти на дождевую резину, но вскоре он кончился, а ветер очень быстро высушил трассу, так что все пилоты начинали гонку на сликах. Однако менеджеры всех команд посматривали на затянутые облаками небеса с опасениями.
На старте Сенна уверенно захватил лидерство, а между гонщиками Williams развернулась борьба в первом повороте – верх в ней взял Мэнселл. Следом ехал Алези, сумевший обогнать Бергера. Позади австрийца Пике опередил Проста.
Сенна попытался создать отрыв, но безуспешно – Мэнселл поначалу отстал на пару секунд, но затем прибавил и круг за кругом ехал вплотную за бразильцем. До атаки дело, впрочем, тоже не доходило. В поворотах Williams держалась лучше, но на прямых Сенна отрывался от Найджела. Патрезе их темп явно не выдерживал, к 20-му кругу его отставание достигло 15 секунд.
В остальной части группы лидеров ситуация была достаточно стабильной. Прост попытался переиграть соперников тактически, заехав в боксы уже на 18-м круге. Он вернулся на трассу 11-м, но быстро опередил Морено и Гашо, и благодаря проблемам у де Чезариса и Модены вновь оказался седьмым.
Мэнселл ехал вплотную к Сенне, но обогнать его не мог. На 26-м круге британец отправился в боксы. Смена шин прошла быстро, но Найджелу долго не удавалось включить первую передачу, так что остановка заняла 15 секунд! Он вернулся на трассу четвёртым, пропустив Патрезе и Алези. На следующем круге ему удалось обогнать француза, но Сенна также совершил пит-стоп. В отличие от Williams, в McLaren всё прошло гладко, так что Айртон вернулся на трассу, не потеряв лидерства.
На 28-м круге свои пит-стопы совершили Патрезе, Алези и Бергер. Риккардо вернулся на трассу четвёртым, позади Пике, Алези и Бергер проиграли позицию Просту. Очень скоро Патрезе вернулся на третью позицию, опередив Пике, который, похоже, останавливаться и не думал.
Преимущество Сенны над Мэнселлом составляло семь секунд, но британец не собирался сдаваться. Он начал атаковать, проезжая один лучший круг за другим, и быстро сокращал отставание. К 40-му кругу отрыв сократился до трёх секунд, затем стал даже ещё меньше, но потом снова начал расти. Новые шины Найджела быстро износились, его темп упал. К 50-му кругу британец проигрывал уже 15 секунд, после чего вынужден был снова ехать в боксы. Так как Патрезе был далеко позади, он вернулся на трассу вторым, но Сенне уступал 34 секунды.
Казалось бы, борьба окончена, но у Айртона тоже проблемы. На его машине передачи отказывают одна за другой! Он потерял пятую, третью, потом вторую, четвёртую передачи… Темп бразильца упал, он ехал на шестой передаче, даже не притрагиваясь к рычагу, а Мэнселл привозил ему по пять секунд на круге! До финиша времени ещё было более чем достаточно, так что Найджел наверняка обогнал бы бразильца, но на 60-м круге коробка отказала у него самого! Найджела развернуло, ему удалось вернуться на трассу, но через 10 метров машина остановилась окончательно.
Теперь главный соперник Сенны – Патрезе. В какой-то момент его отставание от лидера превышало 40 секунд, однако теперь стремительно таяло. На 65-м круге итальянец проигрывал Айртону 19 секунд, на 69-м – всего четыре! До финиша ещё три круга, шансов удержаться впереди у Сенны нет, но в этот момент проблемы с коробкой возникли и у Риккардо! Его темп упал, он всё ещё быстрее Сенны, но совсем ненамного.
Спустя ещё несколько минут Сенна пересёк линию финиша – и именно в этот момент в Интерлагосе пошёл дождь! Патрезе уступил ему менее трёх секунд, но должен радоваться и этому. Безнадёжно отстававший Герхард Бергер финишировал третьим, всего в пяти секундах позади напарника! Прост, Пике и Алези тоже значительно сократили отрыв – редкий случай для тех времён, вся первая шестёрка уместилась в 24 секунды.
Круг возвращения в боксы Айртон не завершил, остановив машину на прямой. Один из маршалов принёс ему бразильский флаг, но у Сенны нет сил даже взять его – его тело сводит судорогами. На помощь бразильцу приходит врач Формулы 1 Сид Уоткинс – ему даже пришлось вколоть обезболивающее, после чего врачи и маршалы помогли бразильцу встать на ноги. К подиуму Айртона привезла машина организаторов.
Сенна с трудом поднялся на подиум и едва не упал под тяжестью врученного ему трофея. Тем не менее, он держался – стоявшие на соседних ступеньках Патрезе и Бергер готовы были вмешаться, но их помощь не понадобилась. Он даже помахал бразильским флагом в честь своей первой победы на родине. Сенна одержал вторую победу подряд – при втором подряд сходе Мэнселла, его самого опасного противника. Этот запас очень поможет бразильцу в конце сезона, но речи о доминировании McLaren больше нет.
Впрочем, в Ferrari проблемы куда серьёзнее – Прост формально второй в чемпионате, но иллюзий никто не испытывает. Машина неконкурентоспособна, и заставить её ехать быстро не удаётся ни Просту, ни Алези. Тот факт, что она при этом надёжна, ничуть не утешает – бороться с лидерами на ней решительно невозможно.