FORMULA 1 AZERBAIJAN GRAND PRIX 2021 |
||||
Дата | Трасса | Длина круга | Кругов | Дистанция |
04-06/06/2021 | Баку | 6003 м | 51 | 306,049 км |
Официальный сайт |
Переговоры с FOM по поводу проведения гонки в столице Азербайджана начались в 2013-м, а в марте 2014-го был подписан предварительный контракт. Организацией Гран При в Азербайджане занимались на государственном уровне, что подчёркивало статус проекта и его важность для страны.
Сначала этап получил название Гран При Европы. В 2012-м в Баку провели «Евровидение», в 2015-м «Европейские Игры» – в том же году хотели провести и одноимённый Гран При, но отложили – дебютный этап прошёл в 2016-м.
После первого этапа организаторы изменили название, так что уже на второй год гонка получила титул Гран При Азербайджана и сначала была перенесена на апрель, но в этом году вновь пройдёт в июне. Трасса в Баку – одна из 11-ти, принимавших Гран При с разным названием.
Особенности трассы
Разработанная архитектурным бюро Германа Тильке уличная трасса проложена в историческом центре, вдоль приморского бульвара и Дома правительства, частично – в старом городе.
Трасса в Баку – самая быстрая из городских, по длине круга в календаре этого года уступает лишь Спа и Джидде, а по числу поворотов – Сингапуру и Абу-Даби – и тоже закручена против часовой стрелки. Максимальная скорость в конце прямой – около 370 км/ч.
Конфигурация включает двадцать поворотов – 12 левых и восемь правых, восемь из них – 90-градусные. Ширина трассы – от 13 на широком участке до 7,6 метров в районе седьмого и восьмого поворотов в старом городе.
Трасса почти полностью находится ниже уровня моря, как большая часть города Баку – только 13 и 14 повороты немного выше уровня моря.
Машины настраиваются на небольшой уровень прижимной силы – меньше лишь в Монце, но в Баку нет скоростных поворотов, позволяющих прогреть резину, поэтому важно добиться эффективной работы шин для достаточного сцепления с горячим асфальтом. Трасса используется для гонок только раз в году, по ходу уик-энда траектория покрывается слоем отработанной резины и сцепление улучшается.
Круг начинается на проспекте Нефтяников, первый сектор проложен по фешенебельным районам, после седьмого поворота трасса уходит в сторону старого города, где трасса узкая и медленная, а на третьем секторе отрезок от 16 до 20 поворота и последующая прямая проходится с полностью нажатой педалью газа.
В Баку удалось сломать привычный стереотип городских этапов Формулы 1 последних лет, включив в конфигурацию самую длинную прямую в календаре (2,1 км), что добавило к традиционным сложностям уличных гонок возможность борьбы за позицию. На длинной прямой тормоза успевают остыть, за ней следует серьёзное торможение, где гонщики часто блокируют резину и вылетают в зону безопасности.
Одна из любопытных особенностей – на проспекте Нефтяников машины едут во встречных направлениях: от 6 поворота до 7-го в одну сторону и от 19 до 20-го в противоположную, разделённые специальным забором.
Герман Тильке, архитектор: «Это самая быстрая из городских трасс, она проложена в историческом центре с неповторимой атмосферой, которую почувствуют болельщики на трибунах и у телеэкранов.
Культура и история Баку стали ключевой частью этого проекта, при разработке конфигурации мы стремились продемонстрировать красоту исторических достопримечательностей этого города и его современность.
Самой сложной задачей стала разработка конфигурации – с городскими трассами всегда непросто, поскольку они используют сложившуюся архитектуру. Проблемы были, но вместе с организаторами мы успешно их решили».
Себастьян Феттель: «На этой шестикилометровой трассе есть прямой отрезок длиной 2,2 км, самый протяжённый в календаре, где мы разгоняемся до 360 км/ч, после чего следует интенсивное торможение перед медленным левым 1-м поворотом.
Ширина трассы в районе крутого подъёма, что идёт вдоль стен старого города, лишь семь метров, и машинам Формулы 1 там очень узко – словно ты должен продеть нитку в игольное ушко. Две машины там не помещаются, поэтому как-то приходится договариваться, кто проедет первым!
В Баку довольно сложно определиться с углом атаки крыльев, чтобы машина хорошо держала трассу в медленных поворотах, но при этом была достаточно быстра на прямых, где долгое время мы едем на полном газу. Найти правильный компромисс непросто».
Лучшие результаты сессий Гран При Азербайджана 2019 года | |||||
Событие | Погода | Гонщик | Команда | Время | |
Первая тренировка | Ясно. Сухо | Ш.Леклер | Ferrari | 1:47.497 | |
Вторая тренировка | Ясно. Сухо | Ш.Леклер | Ferrari | 1:42.872 | |
Третья тренировка | Ясно. Сухо | Ш.Леклер | Ferrari | 1:41.604 | |
Квалификация | Ясно. Сухо | В.Боттас | Mercedes | 1:40.495 | |
Лучший круг в гонке | Ясно. Сухо | Ш.Леклер | Ferrari | 1:43.009 |
Телетрансляции
В России сессии уик-энда покажут каналы МатчТВ и Матч!Арена. За ходом всех сессий Формулы 1 вы можете следить на нашей странице прямых трансляций.
Расписание прямых трансляций Гран При Азербайджана. Время московское | ||||
День | Событие | Время | Матч!Арена | Матч!ТВ |
04/06 | Первая тренировка | 11:30 | 11:25 | - |
04/06 | Вторая тренировка | 15:00 | 14:55 | - |
05/06 | Первая гонка Формулы 2 | 10:30 | 10:20 | - |
05/06 | Третья тренировка | 12:00 | 11:55 | - |
05/06 | Квалификация | 15:00 | - | 14:55 |
05/06 | Вторая гонка Формулы 2 | 16:40 | 16:35 | - |
06/06 | Третья гонка Формулы 2 | 11:45 | 11:40 | - |
06/06 | Гонка | 15:00 | 14:40 | - |
Комплекты шин, выданные командам на уик-энд
Второй раз в сезоне команды будут использовать самые мягкие шины. Стандартную маркировку Hard, Medium и Soft на шестом этапе получит «мягкая» тройка составов – С3, С4 и С5.
Команды получат два комплекта шин Hard (с белой полосой), три комплекта шин Medium (с жёлтой полосой) и восемь комплектов шин Soft (с красной полосой) на каждого гонщика.
В прошлом году Гран При Азербайджана не проводился, а в 2019-м году большинство гонщиков ограничились в Баку одним пит-стопом.
Марио Изола, руководитель автогоночного подразделения: «Главная проблема в Баку – найти баланс между настройками передней и задней оси, чтобы одновременно вывести передние и задние шины в диапазон рабочих температур.
Уникальная трасса включает двухкилометровую прямую и несколько техничных поворотов, а частые выезды автомобиля безопасности осложняют задачу для стратегов команд».
Достижения действующих гонщиков в Баку
Достижения действующих пилотов на трассе в Баку | |||||||||||
Гонщик | ГП | Очки | Круги | Лучший | поул | 1-й ряд | быстр круг |
подиум | победа | ||
все | лидер | старт | финиш | ||||||||
Л.Хэмилтон | 4 | 63 | 204 | 34 | 1 | 1 | 1 | 3 | 2 | 1 | |
С.Феттель | 4 | 57 | 204 | 33 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | |
В.Боттас | 4 | 51 | 201 | 49 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 |
Д.Риккардо | 4 | 31 | 172 | 18 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | ||
С.Перес | 4 | 38 | 192 | 5 | 3 | 2 | |||||
К.Райкконен | 4 | 31 | 198 | 3 | 2 | 1 | |||||
К.Сайнс | 4 | 18 | 195 | 9 | 5 | ||||||
М.Ферстаппен | 4 | 16 | 153 | 4 | 4 | ||||||
Л.Стролл | 3 | 21 | 153 | 8 | 3 | 1 | |||||
Ф.Алонсо | 3 | 8 | 144 | 12 | 7 | ||||||
Ш.Леклер | 2 | 19 | 102 | 19 | 8 | 5 | 1 | ||||
Э.Окон | 2 | 8 | 51 | 7 | 6 | ||||||
П.Гасли | 2 | 89 | 17 | 12 | |||||||
Л.Норрис | 1 | 4 | 51 | 7 | 8 | ||||||
А.Джовинацци | 1 | 50 | 17 | 12 | |||||||
Д.Расселл | 1 | 49 | 16 | 15 | |||||||
Латифи, Мазепин, Цунода и Мик Шумахер в Гран При Азербайджана не участвовали |
Даниэль Риккардо: «В отличие от других городских трасс, в Баку можно обгонять – здесь много мест для обгонов, чего нет в Монако и Сингапуре.
Самое сложное в Баку – торможения. Здесь много мест, где тормозить нужно как можно позднее, но у вас нет права на ошибку. Если заблокировать колеса на торможении, в следующее мгновение вы окажетесь в стене. Я бы сказал, что самое трудное в Баку – найти предел во время торможений и сохранить эту уверенность.
Первый, второй повороты, прямые DRS – гонщик все время видит стены, и инстинкты призывают нажать на педаль тормоза – нужно обладать большой уверенностью, чтобы сделать это максимально поздно. Самый большой вызов в Баку – атаковать во время торможений. Кроме того, это быстрая трасса. В Монако не такая скоростная трасса, на ней большее значение имеет прохождение поворотов, тогда как в Баку – торможения.
Уличную трассу нужно не только любить, но и уважать, понимая её особенности. Чтобы ехать быстро, нужно атаковать на пределе, не допуская ошибок».