F1ЛОС’офия: Виктория в синих тонах

«Цвет небесный, синий цвет
Полюбил я с малых лет.
С детства он мне означал
Синеву иных начал…»

Николоз Бараташвили, перевод Бориса Пастернака

Затеяв лирическую колонку о смене гоночных поколений, навеянную расставанием Себастьяна Феттеля с Формулой 1, в которой, конечно, должны быть и ностальгические нотки, и вера в то, что «завтра будет лучше, чем вчера», я сразу задумался о названии.

Первым пришёл в голову вариант «Два чемпиона», ведь сначала Себастьян был главной надеждой Red Bull Racing, а теперь победную эстафету продолжает Макс Ферстаппен. Причём с таким же успехом можно было бы озаглавить эти записки «Два капитана», потому что оба вели за собой команду из Милтон-Кинса, а Макс делает это и сейчас. Но тут бесспорный приоритет за Вениамином Кавериным, да и всяческих вариаций на тему его знаменитого романа и так было немало. Помните «Два капитана-2»?

Но как-то ночью уже в полудрёме вдруг сами собой сложились слова, которые в итоге и стали названием этого текста. Если у кого-то они вдруг вызывают ассоциации с бессмертным творением Джорджа Гершвина, это очень даже неплохо – заодно будет повод переслушать его Rhapsody in Blue…

I.

Аэропорт Абу-Даби, 10 ноября 2010 года. Полномочный представитель F1News.ru в моём лице ступил на землю Объединённых Арабских Эмиратов и чуть ли не первым человеком, кого я увидел посреди зала после прохождения пограничных формальностей, был Себастьян Феттель.

Нормальная картина, когда команды Формулы 1 слетаются на Гран При: гонщик, наверное, прошёл через какой-нибудь особый коридор для VIP-персон и теперь поджидает либо коллег по команде, либо встречающих.

Пожалуй, несколько необычным было то, что вокруг Себастьяна никто не толкался, никто не обращал на него особого внимания, все спешили по своим делам – царила обычная аэровокзальная суета. Себастьян в тёмно-синей униформе Red Bull Racing с чемоданчиком такого же цвета стоял с довольно безучастным видом – казалось, что мысли его были где-то не здесь.

Впереди был финал сезона, в чемпионате лидировал Фернандо Алонсо, выступавший в те времена за Ferrari, и именно он выиграл три из предыдущих пяти гонок. Но за три дня до этого в Бразилии победил Феттель, и ситуация в личном зачёте была весьма специфическая: он занимал третью строчку, на семь очков больше было у Марка Уэббера, его напарника по Red Bull, а двукратный чемпион мира опережал Себастьяна вообще на 15 очков.

Шансы выиграть первый в карьере титул были, но согласитесь, за один этап до завершения сезона главные конкуренты находились в несколько более благоприятном положении. В общем, Себастьяну было о чём задуматься.

Но тут к нему подскочил какой-то парнишка, по виду местный, и чуть не хлопнул его по плечу: «О, ты же Себастьян Феттель! Можно автограф?»

Себ кивнул, едва заметно улыбнувшись, и на чём-то расписался…

А через пару дней в паддоке автодрома Яс-Марина, общаясь с прессой и отвечая на вопрос о вероятности выиграть чемпионат, сказал: «Она есть, и, возможно, даже выше, чем пару гонок назад. Конечно, меня не назовешь фаворитом, поскольку всё зависит от того, как выступят мои соперники. Полагаю, секрет в том, чтобы не думать об этом слишком много, а то ведь можно и с ума сойти. Важно самому хорошо провести гонку – и там уже смотреть, что получится…»

Конечно, в воскресенье он продемонстрировал завидную психологическую стойкость, и у него всё получилось. А тот Гран При Абу-Даби остался в истории Формулы 1 как один из самых фантастических по накалу интриги и необычных по тому набору приключений, что выпали на долю участников. Но вот вам основные факты: Себастьян выиграл квалификацию, завоевав 15-й поул в карьере, лидировал со старта до первого пит-стопа, затем оказался на второй позиции позади McLaren Дженсона Баттона, а когда тот свернул в боксы, вновь вышел вперёд и выиграл с преимуществом в десять с лишним секунд перед Льюисом Хэмилтоном.

Но вообще-то главным было даже не это, потому что победы Феттелю было недостаточно, чтобы выиграть чемпионат. Определяющим фактором стало то, что Фернандо Алонсо сначала не лучшим образом стартовал, затем после своего пит-стопа оказался позади Виталия Петрова, российского гонщика Renault, и за следующие 39 кругов так и не смог его обогнать. Не смог – и всё! Поэтому довольствовался только седьмым местом.

В общем, это был кошмарный день для Алонсо и Ferrari, но своего рода звёздный час не только для Феттеля и его команды, победившей в обоих зачётах чемпионата, а ещё и для Виталия.

После финиша паддок шумел-гудел-гулял на широкую ногу, и, конечно, главный праздник был на улице Red Bull. Когда счастливый Кристиан Хорнер вышел к журналистам, я его спросил: «Вы согласны, что на исход чемпионата в определенной мере повлиял российский гонщик?»

«Разумеется! – даже не сказал, а прокричал он в диктофон F1News.ru. – Виталий Петров, спасибо огромное! С нас причитается!»

В какой мере в Red Bull Racing рассчитались с Петровым за невольную, но критически важную «услугу», нам неведомо. Но именно в тот день началась настоящая слава Себастьяна Феттеля: он выиграл первый из своих четырёх титулов, а его команда впервые завоевала Кубок конструкторов.

II.

Абу-Даби, ноябрь 2022 года. Одним из запомнившихся событий уик-энда, последнего в карьере Себастьяна Феттеля в Формуле 1, стал ужин, который в его честь закатил Льюис Хэмилтон, пригласив вообще всех гонщиков чемпионата. Говорят, пиршество прошло в совершенно особой атмосфере, и всё это лишь подчёркивало, что Себастьян занимает в общем сознании особое место.

Что он замечательный гонщик и великий чемпион, известно всем. Но только люди, которые с ним тесно общались все эти годы, не понаслышке знают, что он ещё и очень хороший человек. В том числе и соперники.

Кстати, за время карьеры Феттеля было немало гонщиков, уже перешедших в статус ветеранов Формулы 1, но подобных званых ужинов в их честь никто не давал, тем более Хэмилтон. Они сами могли устраивать отвальные и кого-то приглашать. Но других исторических эпизодов, похожих на этот ужин в ресторане Hakkasan, вспомнить не удаётся.

Чем ответил на это Феттель? Перед своей последней гонкой он взял, да и организовал в субботу вечером пробежку по трассе автодрома Яс-Марина под девизом Run With Seb, пригласив весь паддок – гонщиков, сотрудников команд, FIA и FOM, журналистов и фотографов. На старт вышли почти 200 человек, потому что всем хотелось как-то засвидетельствовать ему своё уважение.

И всем достались особые памятные футболки, которые щедро раздаривал Феттель. Жаль, что на этот раз нас там не было, но фотография Себастьяна с его автографом уже много лет украшает редакцию F1News.ru – среди прочих памятных снимков с портретами наших героев.

III.

Занятно получается: если Себастьяну Феттелю в своё время Виталий Петров помог стать чемпионом мира, то другой российский гонщик, Даниил Квят, «поспособствовал» досрочному переходу Макса Ферстаппена в Red Bull Racing. Процитируем наш отчёт о событиях, произошедших 1 мая 2016 года на «Сочи Автодроме»: «На торможении машину Феттеля сзади дважды ударил Квят – сначала во втором, потом в третьем повороте…»

Себастьян тогда уже второй сезон выступал за Ferrari, а Макс проводил свою 24-ю гонку за Toro Rosso и довольно стабильно зарабатывал очки, но инцидент на старте Гран При России, виновником которого был Квят, круто изменил карьеру голландца: в Red Bull произвели неожиданную рокировку, т.е. Даниила наказали «по совокупности заслуг», отправив назад в команду из Фаэнцы, а его RB12 отдали Ферстаппену.

Всего через две недели Макс открыл счёт своим многочисленным победам, поднявшись на вершину подиума в Барселоне. В 18 лет он стал самым молодым гонщиком, выигравшим Гран При и сохранит этот рекорд очень надолго. Может быть, навсегда, подобно тому, как с 1957 года держится рекорд Хуана-Мануэля Фанхио, завоевавшего свой пятый титул в возрасте 46 лет.

Формула 1 очень сильно изменилась за минувшие десятилетия, и сейчас подобное просто невозможно. А перекрыть достижение Ферстаппена сложно по причинам чисто юридического характера.

Он дебютировал в чемпионате мира, когда ему было всего 17 лет 5 месяцев и 15 дней. Кстати, когда-то этот рекорд принадлежал Себастьяну Феттелю, но он всё-таки был на два с половиной года старше. И уже после столь раннего дебюта Макса в Toro Rosso FIA изменила условия выдачи суперлицензий: с 2016-го на этот принципиально важный сертификат, открывающий дорогу в Формулу 1, могут рассчитывать только 18-летние.

IV.

Со дня первой победы Ферстаппена прошло уже шесть лет и семь месяцев, а если измерять в гонках, то мы за это время стали свидетелями 139 Гран При. Но есть пара показателей, где счёт идёт лишь на единицы. Чемпион мира с тех пор сменился только дважды: в 2016-м титул выиграл Нико Росберг, все последующие годы никто не мог сравниться с Хэмилтоном, и лишь в прошлом году Льюиса одолел Макс, хоть и с трудом. Но когда в 2022-м он вновь стал чемпионом мира, этому уже никто не удивился.

Обладатель Кубка конструкторов сменился вообще только один раз: им вновь, как во времена Себастьяна Феттеля, стала команда, которая из всех цветов спектра предпочитает синий. Была пара эпизодов, когда в ход шли краски других цветов, но то были особые случаи и поводы.

V.

20 ноября 2022 года Себастьян Феттель прощался с Формулой 1, под занавес Гран При Абу-Даби открутив «пончики» на машине Aston Martin, и немного устало махал публике, собравшейся на трибунах автодрома Яс-Марина. Не сочтите меня излишне сентиментальным (хотя, наверное, так оно и есть), но наворачивалась слеза. Впрочем, думаю, не только у меня. В любом случае душевное состояние было какое-то особенное. Перед мысленным взором мелькали, как в калейдоскопе, самые разные эпизоды, связанные с четырёхкратным чемпионом, какие-то гонки, какие-то обрывочные впечатления и воспоминания, а первой по хронологии была сцена в паддоке Гран При Турции 2006 года.

В тот уик-энд состоялся дебют юного Себастьяна в официальных тренировках в статусе резервного пилота BMW Sauber. Я стоял на крыльце гостевого моторхоума Williams после интервью с Нико Росбергом, а он просто шёл себе мимо и улыбался. Вокруг сновали фотографы – как чувствовали, что у этого парня большое будущее. Давно это было.

Но, наверное, самые дорогие и личные воспоминания датированы другим периодом. 25 августа 2014-го Феттель прилетел в Сочи сразу после Гран При Бельгии, где он финишировал пятым (что не поднимало ему настроения), а выиграл ту гонку Даниэль Риккардо, его напарник по Red Bull Racing.

В тот день Себастьян катал российских журналистов по Сочи Автодрому на полноприводном седане Infiniti Q50 S, и когда настала моя очередь, предупредил, что тормоза уже начинают терять эффективность от перегрева, поэтому поедем в умеренном темпе. Впрочем, резина в поворотах в любом случае повизгивала, так что режим был достаточно боевой, но всё-таки позволял перекинуться парой фраз.

Впрочем, в подобной ситуации гонщика лучше не отвлекать разговорами, даже если это четырёхкратный чемпион мира, ведь впереди ещё было интервью, поэтому я просто старался как-то зафиксировать в памяти его работу за рулём. Могу сказать, что Себастьян всё делал очень спокойно, уверенно, а с лица его не сходила лёгкая, слегка задумчивая улыбка. Теперь можно с достаточной долей уверенности предположить, о чём именно он тогда думал: через два месяца с небольшим будет объявлено о переходе Феттеля в Ferrari.

Возвращаясь к образу калейдоскопа, проведём своего рода «спектральный анализ»: за неполных 17 сезонов в Формуле 1 Себастьян ездил на белой машине BMW Sauber, на синей Toro Rosso/Red Bull, на красной Ferrari и на зелёной Aston Martin. Но вряд ли кто-то станет спорить, что доминировал в этой гамме всё-таки синий. Как минимум статистически.

VI.

Теперь этот цвет продвигает Макс Ферстаппен, следующий после Феттеля гонщик, добывший титул для Red Bull. Делает он это более чем успешно, хотя, как всегда, сложно загадывать, как всё будет складываться дальше. За то мы и любим Формулу 1, что в событиях чемпионата есть не только своя логика, но и некая доля непредсказуемости.

Надо полагать, Макс с этим в целом согласен. Вот что он сказал в интервью F1News.ru незадолго до своей первой победы: «Я мало что планирую – я просто человек действия. Нет, конечно, кое-что я пытаюсь просчитать на будущее, но в целом я человек, который видит цель, просто к ней идёт и достигает её. Мне не нужно, чтобы меня кто-то подгонял или вдохновлял, не нужно заниматься какими-то посторонними вещами, кроме гонок, чтобы добиться нужного результата».

Нет никаких сомнений: этот человек действия ещё не раз порадует новыми победами своих болельщиков, которые у него наверняка есть не только на родине, в Нидерландах, поэтому будущее Формулы 1, что угадывается в ближайшей перспективе, слегка отливает оттенками синего. Впрочем, если другие наши герои постараются этому помешать и раскрасят его в свои цвета, мы тоже не расстроимся.

VII.

Теперь один из возможных сценариев, которые подсказывает обычная логика, состоит в том, что в Red Bull Racing попытаются собрать под свои синие знамёна суперкоманду, в которой не самая последняя роль отводится и Себастьяну.

Слишком много всего с ним связано, чтобы просто сдать в архив все эти воспоминания. Не зря же Кристиан Хорнер не так давно, рассказывая о Феттеле, не скупился на похвалы: «Он – профессионал высшей пробы. Он пришёл к нам ещё мальчишкой со смешной причёской и в те времена был одним из гонщиков молодёжной программы Red Bull, но постепенно рос.

Он умел располагать к себе, и когда появлялся на базе команды, то раздавал шоколадки в приёмной и всем секретаршам. А ещё у него были способности всех передразнивать и воспроизводить самые разные манеры говорить, начиная от характерного сленга Найджела Мэнселла. А то, как он показывал Жана Тодта, вообще стало легендой.

У него чудесный характер, а гонщик он просто классный, достаточно вспомнить, чего мы вместе добились: выиграли четыре чемпионата подряд. А то, как он провёл финальную гонку в Абу-Даби в 2010-м и в Бразилии в 2012-м, было просто феноменально!.. Он выступал всё лучше и лучше».

Но главный аргумент в пользу такого развития событий высказал Хельмут Марко, всемогущий автоспортивный советник Red Bull, прямо намекая, что Феттель ещё может вернуться в Формулу 1, но в ином качестве: «Нельзя исключать, что он вернётся, чтобы занять некую высокую руководящую должность. У нас был разговор на эту тему, в ходе которого стало понятно, что это может показаться ему привлекательным».

А что? Даниэль Риккардо уже вернулся в Red Bull Racing и будет выполнять обязанности резервного пилота, Макс продолжит выигрывать гонки и чемпионаты, в этом тоже можно не сомневаться. Представьте, что при этом командовать парадом вместе с Марко и Хорнером будет и Себастьян Феттель. Если, конечно, они смогут его уговорить. Потому что пока в ближайших планах четырёхкратного чемпиона мира, похоже, разводить пчёл.

Возможно, кому-то сразу вспомнится старая шутка на тему этих славных и очень полезных насекомых, у которой как бы две морали. Наверное, пока даже сам Себастьян не может точно сказать, какая из них возобладает – пчёлы или что-то другое – то, чем он занимался всю свою сознательную жизнь. И всё-таки не будем забывать, что говорил Стив Макуин: «Настоящая жизнь – это гонки, а всё остальное, что до них или после – лишь ожидание».

Себастьян, мы не торопимся. Подождём вместе.


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.