Исполнительный директор Baku City Circuit Ариф Рагимов рассказал F1News.ru о том опыте, который организаторы Гран При Азербайджана получили за два года работы, о подготовке к следующей гонке, запланированной на конец апреля, а также о том, как идёт взаимодействие с новыми хозяевами Формулы 1.
Вопрос: Если вспоминать самые яркие моменты минувшего сезона, гонка в Баку будет едва ли не на первом месте – её, наверное, запомнили все. Она была сложной по интриге и очень богатой на события – какой опыт вы получили в этом году по сравнению с предыдущим, ведь дебютный Гран При на бакинской трассе был на удивление спокойным?
Ариф Рагимов: Наши маршалы, отработав на первой гонке в прошлом году, думали: «Всё, мы теперь знаем, как надо проводить Гран При Формулы 1! Всё отлично!» И вот настало время гонки 2017 года: одна авария следовала за другой, на трассу выезжал автомобиль безопасности, были красные флаги…
Когда одновременно со всех маршальских постов начали поступать сигналы о том, что на трассе обломки – с той стороны, с этой – то технически ситуация была сложной. Но само собой, мы очень рады, что гонка прошла именно так. Многие ожидали чего-то подобного в первом году, но тогда этого не случилось. Многие тогда интересовались моим мнением: «Как вы думаете, не слишком ли скучной была гонка?» А я отвечал, что гонщики просто не слишком рисковали, потому что не так хорошо знали трассу. Но сейчас они показали себя во всей красе, сделав то, что должны были сделать в 2016 году, плюс то, что в этом – если судить по количеству инцидентов.
И сейчас, насколько я знаю, по мнению очень многих изданий, мы номинированы на лучшую гонку сезона. В скандинавских странах проводились такие опросы, наши немецкие коллеги об этом говорили, поэтому мы очень довольны тем, как прошёл Гран При. Думаю, у нас было больше инцидентов, чем за весь остальной сезон.
Вопрос: Сейчас вы уже ведёте подготовку к третьей гонке в Баку, но на этот раз у вас несколько меньше времени, ведь Гран При Азербайджана намечен на 29 апреля…
Ариф Рагимов: Да, но нам и делать меньше. Большинство сооружений в паддоке осталось, а ведь их возвести – это довольно серьёзная часть работы, от которой мы сейчас избавлены. Но всё равно надо построить десять трибун, огородить всю трассу бетонными блоками, барьерами безопасности и т.д. Но наша команда уже знает, что делать, и мы не считаем, что перенос гонки на весну – это какая-то проблема. Да, времени меньше, но его больше чем достаточно, чтобы построить трассу.
Вопрос: Но, говорят, погода в Баку в конце апреля может быть непредсказуемой?
Ариф Рагимов: Да, в апреле погода может быть любая, но это всё-таки конец месяца, поэтому уже становится теплее, температуры в районе 21-22 градуcов, и всё стабилизируется. Вероятность дождей выше, чем в июне, но не намного.
Ливней быть не должно, но мы больше боимся ветров. Если будет дождь – ничего страшного, это не такая большая проблема, но если поднимется сильный ветер, который будет сносить какие-то конструкции, если у них высокая парусность, те же заборы, которые стоят по всему городу, или трибуны – вот тогда это будет опасно.
Вопрос: Как идёт взаимодействие с новыми хозяевами Формулы 1, с Liberty Media? Одним из отцов вашего проекта был Берни Экклстоун, но сейчас все стрелки переводятся на американское направление – вы наверняка это чувствуете?
Ариф Рагимов: Я думаю, что пока ещё продолжается своего рода медовый месяц, но в принципе всё работает нормально. Мы общаемся, ищем новые идеи, думаем, как их воплотить, у нас достаточно открытые отношения, нет никаких интриг или сложностей. Цель у всех одна: сделать так, чтобы гонка была интересной, весёлой, чтобы всё было хорошо. Поэтому отношения складываются неплохо.
Перемены в Формуле 1 произошли резко, но на нас это не сказалось. В принципе, изменения произошли в высшем руководстве, тогда как менеджмент среднего звена остался прежним. Поэтому большинство людей мы знаем, хотя их взгляды во многом стали иными, потому что теперь у них другие инструкции. Лично я всё ещё скучаю по Берни Экклстоуну и по его методам работы, но и с Liberty мы взаимодействуем нормально, никаких проблем нет.
Вопрос: Уже после финиша Гран При Абу-Даби был продемонстрирован новый логотип Формулы 1, который заменит прежний, привычный, продержавшийся 23 года. В этой связи у вас появляются какие-то новые заботы? Прогнозируете ли вы увеличение затрат в связи с предстоящим ребрендингом?
Ариф Рагимов: В какой-то мере ребрендинг происходит каждый год, потому что менялось название нашей гонки, и каждый год мы готовим и проводим новую рекламную кампанию. В этом плане каких-то больших затрат или сложностей нет. Как лично я отношусь к новому логотипу? Я понимаю эту идею и с уважением к ней отношусь, ведь в Liberty Media хотят упростить работу в социальных сетях, упростить применение логотипов на сувенирной продукции и т.д. Нравится ли новый знак мне лично – в принципе, не так важно, у каждого свой вкус, но в любом случае мы к нему привыкнем.
Но нравится ли мне сама идея поменять логотип, ведь прежний был одним из самых узнаваемых знаков в мире? В этом я не уверен. Полное изменение логотипа произошло резко, и я не знаю, сколько пройдёт времени, прежде чем люди начнут реагировать на новый логотип так же, как они узнавали старый.
Теперь нас должны проинформировать, как всё должно выглядеть, какие шрифты использовать для надписи с названием нашего этапа и т.д. Думаю, всё это мы скоро узнаем, потому что мы уже запускаем рекламную кампанию, и она задерживается именно из-за этого. Но продажи билетов уже стартовали 6 ноября.
Вопрос: Надо полагать, яркие события прошлого гоночного уик-энда в Баку должны положительно отразиться на продажах?
Ариф Рагимов: Да, но здесь есть несколько факторов. Само собой, это зрелищность Гран При Азербайджана по ТВ, и теперь люди хотят увидеть нашу гонку вживую. Во-вторых, если бы она прошла в июне, то была бы вероятность, что в этот же день состоится какой-либо матч чемпионата мира по футболу, но сейчас этого не будет.
В-третьих, у нас сейчас огромный туристический поток из Арабских стран, и гонка в 2018 году пройдёт не в период Рамадана, когда люди в этих странах в основном предпочитают оставаться дома, а непосредственно перед ним, что позволит привлечь туристов из этого региона. А в оба предыдущих года наш Гран При приходился именно на период Рамадана.
Вопрос: Говорят, что после третьего года вам всё-таки придётся снять асфальт со знаменитой бакинской брусчатки, которая считается одной из исторических достопримечательностей города – так ли это?
Ариф Рагимов: Нет, у нас нет таких жёстких обязательств. Она пока остаётся под асфальтом, это никому не мешает, и вообще-то люди довольны, потому что стало удобнее.
Вопрос: После того, как финальная гонка сезона в Абу-Даби оказалась далеко не самой интересной, заговорили о возможных изменениях конфигурации трассы Яс-Марина. У вас не планируется нечто подобное?
Ариф Рагимов: В Абу-Даби речь идёт только об одном повороте. Но у нас всех всё устраивает, на нашей трассе огромное разнообразие поворотов, есть и подъёмы, и спуски, и широкие места, и узкие. У нас самые высокие скорости, именно нам принадлежит рекорд (его поставил Валттери Боттас в 2016 году на квалификации – 378 км/ч), у нас прекрасные возможности для обгонов – всё это присутствует. Я говорил с многими гонщиками, читал множество интервью с ними – все довольны нашей трассой, никаких проблем нет.
Были мелочи, например, в этом году уже по ходу уик-энда было решено убрать поребрик в 8-м повороте, но это же не изменение конфигурации трассы. Между первым и вторым годом мы вообще во многих местах переделали поребрики, что-то убрали, что-то добавили. Но в 2017-м, поскольку машины стали шире, гонщики жаловались, что им очень тяжело входить в 8-м поворот – это въезд на участок, который идёт по старому городу. И мы там убрали поребрик.
Только что к нам приезжал Даниэль Риккардо, мы с ним говорили на эту тему: он подтвердил, что после того, как убрали тот поребрик, трасса стала идеальной.
Вопрос: Можете рассказать, готовится к Гран При следующего года что-то особенное, произойдут ли какие-либо изменения в культурной программе, станет ли она ярче? Ожидают ли болельщиков приятные сюрпризы?
Ариф Рагимов: Вы видели, что на каждой гонке проводятся эксперименты с форматом уик-энда – так, например, было в Остине и в Мехико. Конечно, речь не идёт о полной смене формата, но что-то новое появиться может, например, в Мексике после финиша и после подиума на трассе выступал диджей. Я был там и видел, что это было достаточно красиво.
Поэтому мы с нашей командой решили пофантазировать, подумать над новыми идеями, которые мы затем предложим Liberty. Там на такие новшества смотрят достаточно позитивно. Помимо этого наша концертная зона переносится с улицы в комплекс Baku Crystal Hall, где в свое время проходил конкурс «Евровидения», потому что мы не на 100% уверены в погоде. Днём скорее всего будет тепло, но вечером может быть прохладно, градусов 12-13.
У нас есть идея не просто провести несколько концертов, а организовать целый фестиваль, чтобы в каждый вечер выступали и мировые звёзды, и разные диджеи, в том числе местные, чтобы музыкальная программа стала более обширной.