Четырехкратный чемпион Ален Прост – о своей карьере, соперничестве с Айртоном Сенной и современных гонщиках...
Вопрос: Четыре титула, 51 победа, 33 поула… Вероятно, спустя столько лет вы по-прежнему гордитесь своими достижениями?
Ален Прост: Одно можно сказать точно: всё это не было предопределено семьёй, окружением, деньгами. Именно этим я горжусь больше всего. Мифы, титулы, победы… Если бы у меня был ещё один или два титула, или же ещё несколько побед – это не главное. Главное – остаться живым и не потерять голову. Впрочем, мне действительно удалось многого достичь.
Вопрос: Вас называют «Профессором»...
Ален Прост: Я проводил часы на базе, чтобы понять, как работает машина, как её настраивать и так далее. У меня сформировалась особенная культура работы, при которой 80% зависело от моего пилотирования, остальное – от машины. Всё должно было работать идеально, чтобы я смог добиться цели. Я этим горжусь.
Вопрос: Ваше имя часто называют в паре с Айртоном Сенной. Вероятно, с вами часто его обсуждают? Сенна как-то сказал: «Прост – это главное, что меня мотивирует». Хотя вы этого не хотели, у вас был имидж антигероя… Это так?
Ален Прост: Совершенно верно. Я не звезда. Сенна был другим, у него была другая манера работать, и я от этого много страдал. Это сложно, и вы ничего не можете с этим поделать. В глазах зрителей более молодой человек всегда будет иметь преимущество.
Когда вы говорите «Сенна», в памяти автоматически возникает моё имя, и наоборот. О нашем соперничестве много говорили с тех пор, как я завершил карьеру в 1993-м, ещё до его трагической аварии. Он говорил, что именно я его мотивировал. Очень часто по телефону он просил меня вернуться, потому что не мог найти себе новый источник мотивации. Это меня глубоко тронуло. Кроме того, это помогло мне понять кое-что из того, что происходило прежде.
Вопрос: Сейчас в Формуле 1 атмосфера политкорректности. Вы считаете, что это правильно?
Ален Прост: Порой этого становится слишком много. Когда делали фотографию для FOM, я видел, что гонщики говорили: «Нет, мы не можем фотографироваться там – вы должны подойти сюда». Кто-нибудь ещё говорил, что ему сначала надо привести себя в порядок, и так далее. По-моему, это перебор.
В отличие от современных гонщиков, моё поколение и даже предыдущее поколение самостоятельно принимали решения. Сейчас гонщики, вроде Макса Ферстаппена и других, дебютировали в картинге в 4, в 5 или в 8 лет. В этом возрасте невозможно принимать самостоятельные решения. Это решение их родителей. Затем их карьерами занимаются менеджеры… Они оказываются в своеобразном коконе и проводят в нём всю карьеру. У нас такого не было. Это два совершенно разных периода в Формуле 1.
Вопрос: Поговорим о Стоффеле Вандорне, дебютировавшем в команде, которую сейчас преследуют проблемы. У него сильный напарник – Фернандо Алонсо…
Ален Прост: В этом году все следили за Стоффелем, ведь до дебюта в Формуле 1 он показал себя, как один из самых перспективных молодых гонщиков.
Несмотря на сложности, Фернандо Алонсо блестяще выступал, но Стоффель ничуть не уступал ему, а порой даже немного превосходил. Он идеально провёл период обучения. Посмотрим, как он будет выступать в следующем году, когда McLaren получит конкурентоспособный двигатель. Нелегко быть напарником Алонсо, но Стоффелю необходимо сохранять спокойствие. Думаю, у него отличные перспективы.