Из 730 гонщиков, хоть раз стартовавших в Гран При, больше половины - 420, не заработали ни одного очка за карьеру. Не всегда это говорило об отсутствии таланта или скорости, подчас так складывались обстоятельства. Мы собрали в таблицу самых ярких неудачников - тех, стартовал больше двадцати раз, и расскажем о некоторых из них...
Гонщик | Годы выступлений | Старты |
Лука Бадоер | 1993-1999 | 48 |
Брет Ланджер | 1975-1978 | 32 |
Тораносуке Такаги | 1998-1999 | 32 |
Майк Бёттлер | 1971-1973 | 28 |
Энрике Бернольди | 2001-2002 | 28 |
Скотт Спид | 2006-2007 | 28 |
Рикардо Россет | 1996-1998 | 26 |
Руперт Киган | 1977-1982 | 25 |
Хуб Роттенгаттер | 1984-1986 | 25 |
Дэвид Брэбэм | 1990-1994 | 24 |
Энтони Дэвидсон | 2002-2008 | 24 |
Джонни Клэз | 1950-1955 | 23 |
Ян Ламмерс | 1979-1992 | 23 |
Рауль Бойзель | 1982-1983 | 23 |
Янник Дальмас | 1987-1994 | 23 |
Тарсо Маркес | 1996-2001 | 23 |
Роберто Герреро | 1982-1983 | 21 |
Гастон Маццакане | 2000-2001 | 21 |
Лука Бадоер, 48 стартов
Опытный итальянский гонщик, проехавший больше 130 тысяч километров на тестах Формулы 1 за рулём Ferrari, провел в сезонах 1993, 1995, 1996 и 1999 года 56 Гран При в составе BMS, Forti и Minardi.
В Сан-Марино'93 Лука приехал седьмым, на пороге призовой шестёрки, но ближе всего к успеху подошел на Гран При Европы'99 года, когда отказ коробки передач не позволил ему финишировать на четвёртом месте.
Брет Ланджер, 32 старта
Перед началом карьеры Брет Ланджер отслужил моряком американской армии и успел повоевать во Вьетнаме. После демобилизации Брет вернулся к прежним увлечениям, пересел из полупрофессиональных гонок на Chevrolet Corvette в спорткары CanAm, а потом и в "открытые колеса" - Формулу 5000, благо финансовых проблем не было - один из наследников химического концерна DuPont, повзрослев, воспользовался родительским благоволением.
Брет Ланджер проехал 43 Гран При и не заработал очков, но вошел в историю, став одним из тех гонщиков, которые помогли эвакуировать Ники Лауду после страшной аварии на Нюрбургринге в 1976-м…
Тораносуке Такаги, 32 старта
Многие из тех, кто в последние десять лет следил за выступлениями японских гонщиков, считают Такаги лучшим, хоть он и не добился особых успехов на международной арене. Скорость – бесспорный аргумент в автоспорте, но важно уметь оказаться в нужном месте в нужное время, а это Торе удавалось не всегда.
8 марта 1998 года Такаги провел свою первую гонку в Формуле 1, в составе команды Tyrrell, которая к тому времени уже сменила владельца. Места для японца в команде Крейга Поллока и Жака Вильнёва не нашлось, и в 1999-м Тораносуке, вместе со своими спонсорами, перешел в Arrows, которая тоже принадлежала к числу аутсайдеров. Через несколько лет Такаги уехал покорять Америку, где блеснул в Инди-500, с первой попытки сумев добраться до финиша пятым, а в 2005-м вернулся в Японию.
Майк Бёттлер, 28 стартов
Рождённый в Каире сын британских подданных сравнительно поздно дебютировал в серьёзных гонках. Добившись успехов в F2, Бёттлер заручился поддержкой спонсоров и в 1971-м пришел в Формулу 1. Машина постоянно ломалась, гонщик стартовал в пяти Гран При, но ни разу не финишировал. Похожим образом складывалась ситуация в 1972-м, который запомнился не результатами, а необычной машиной - March 721G (литера G символизирует Книгу рекордов Гиннесса), построенной за рекордные девять дней на шасси F2 с мотором Cosworth.
Лучшим результатом гонщика стал финиш на седьмом месте в Гран При Испании'73. В 1974-м он покинул спорт ради бизнеса, и умер в 1988-м, в Калифорнии, в возрасте 48 лет.
Энрике Бернольди, 28 стартов
Энрике Бернольди - один из первых участников программы поддержки молодых пилотов Red Bull Дитера Матешица.
Выступая за Red Bull Junior в F3000, Энрике участвовал в тестах Sauber F1, готовясь к дебюту в сезоне 2001 года, но Петер Заубер предпочёл Кими Райкконена, а Бернольди подписал контракт с Arrows. В 2001-м единственное очко для команды заработал Йос Ферстаппен, потом напарником бразильца стал опытный Хайнц-Харальд Френтцен, но скоро команда прекратила существование.
Бернольди вошел в историю, как "тот парень, который не пустил Култхарда в Монако"...
«После гонки на меня буквально накинулись Деннис с Хаугом со словами: "Если ты будешь продолжать в том же духе, то недолго задержишься в Формуле 1"», - вспоминает Энрике. - «Я не был несправедлив по отношению к Дэвиду, не сдерживал его, я просто старался провести свою гонку без ошибок».
Скотт Спид, 28 стартов
Интерес к американскому этапу у местной публики стремительно падал, контракт с Индианаполисом подходил к концу, но многим казалось, что приглашение американского гонщика позволит изменить ситуацию. В 2005-м Скотт Спид занял третье место в чемпионате GP2 и на следующий год дебютировал в составе Scuderia Toro Rosso. В Мельбурне, он едва не заработал очко, но был оштрафован за обгон под желтыми флагами.
Карьера Спида была короткой, запомнилась сходами и завершилась досрочно, после конфликта с руководством команды на Нюрбургринге в 2007-м. В составе Toro Rosso его сменил Себастьян Феттель, а Скотт вернулся в Штаты, но больших успехов не добился и там...
Рикардо "Ракета" Россет, 26 стартов
Бразилец вошел в историю не столько прозвищем, которое не соответствовало результатам, сколько критичным отношением со стороны коллег, журналистов и механиков.
Подписав контракт с Footwork, Россет стал напарником Йоса Ферстаппена и вчистую проиграл голландцу. В 1997-м Рикардо должен был провести сезон в составе Lola, но в Австралии Россет и Соспири не прошли квалификацию, команда потеряла спонсора и отказалась от участия.
В 1998-м блеснул ещё один лучик надежды - Крейг Поллок высоко оценил потенциал спонсоров Рикардо и пригласил его в Tyrell, к явному неудовольствию Кена Тирелла. Гонщик несколько раз не прошел квалификацию, постоянно попадал в аварии, а в Сузуке не смог сесть за руль из-за травмы, полученной на аттракционе в ближайшем парке. На этом карьера в Формуле 1 была окончена…
Руперт Киган, 25 стартов
Британский гонщик в 1976-м стал чемпионом национальной F3 и на следующий год дебютировал в Формуле 1. Лучшей позицией в первом сезоне, за рулём Hesketh 308Е, стало седьмое место на Остеррайхринге, а второй год, уже в Surtees прошел неудачно - Киган финишировал только в одной гонке, а в шести не смог пройти квалификацию.
Вернувшись в Британию, Руперт выиграл титул в серии Aurora F1, одержав пять побед за рулём Arrows-Ford, и вновь выступал в Формуле 1, но машины не позволяли добиться успеха.
Потом Киган гонялся в США, в CART и гонках на выносливость, а, расставшись со спортом, преподавал водительское мастерство...
Хуб Роттенгаттер, 25 стартов
Высокий, улыбчивый голландец Хубертус (Хуб) Роттенгаттер всегда выступал в составе небольших команд с недостаточным финансированием, вступая в борьбу не с начала сезона.
Хуб пытался привлечь национальных спонсоров, и навыки ведения переговоров очень пригодились в будущем - после окончания карьеры Роттенгаттер стал менеджером более успешного Йоса Ферстаппена.
Дэвид Брэбэм, 24 старта
Младший из братьев, Дэвид Брэбэм, заработал титул в британской F3, выиграл Гран При Макао, суточный марафон в Спа и дебютировал в Формуле 1 за рулём Brabham BT59. После безрезультатного сезона австралиец несколько лет работал тест-пилотом, а затем снова сел за руль основной машины. На этот раз в команде Simtek, совладельцем которой был его отец. Все, что удалось Дэвиду – шесть финишей по ходу сезона, лучший – на десятом месте.
После окончания карьеры в Формуле 1 Дэвид завоевал немало кубков в гонках спорткаров по всему миру – от Австралии до Америки. Дэвид считается одним из лучших пилотов первенства ALMS, а несколько лет назад он выступал в Ле-Мане за команду Russian Age Racing...
Энтони Дэвидсон, 24 старта
Дэвидсон блистал еще в молодёжных гонках, выиграв Фестиваль Формулы Ford, Гран При По и гонку Masters Формулы 3. В 21-летнем возрасте он подписал контракт тест-пилота с BAR-Honda, а в Венгрии'02 дебютировал за рулём Minardi. Потом были бесконечные тестовые километры, британец регулярно показывал отличные результаты и внёс ощутимый вклад во второе место, завоёванное BAR в Кубке Конструкторов.
В Малайзии'05 Энтони заменил приболевшего Такуму Сато, но мотор отказал сразу после старта. Полноценного контракта пришлось ждать до 2007-го, но и Super Aguri не позволяла бороться за очки, правда в Канаде Дэвидсон ехал третьим, пока не совершил дополнительный пит-стоп после столкновения с бобром.
В этом году Дэвидсон продолжает сотрудничество с бывшей BAR - Honda - Brawn GP в качестве запасного пилота на отдельных этапах, эпизодически выступая в гонках спорткаров...