Заявление федерации: FIA и FOTA

За три дня до истечения очередного "окончательного" срока подачи безусловных заявок, FIA опубликовала объемный документ, в котором изложила свой взгляд на суть конфликта с FOTA и историю его развития...

Пресс-релиз FIA

Из-за чего, на самом деле, разгорелся весь этот спор? Из-за того, что некоторые команды пытаются завладеть коммерческими правами на Формулу 1? Или они хотят отобрать у FIA регламентирующие функции? Или все дело в конфликте между личностями? Все перечисленное в какой-то мере справедливо, но реальная причина лежит в плоскости идеологии; она связана с основами Формулы 1. Речь о свободе инженерного поиска. FIA и ряд команд признают, что вам может быть либо предоставлена техническая свобода – свобода внедрять новшества, – либо у вас может быть свобода тратить неограниченные средства. Но, нельзя одновременно допускать и одно, и другое.

Урок, который мы извлекли после пяти лет попыток сдерживать расходы, связанные с двигателями, состоял в следующем: реальной экономии можно достичь, только если запретить технические свободы, т.е. ввести мораторий на модернизацию моторов. Все попытки снизить затраты посредством введения еще более жестких технических ограничений провалились.

Именно поэтому сейчас запрещено дорабатывать двигатели, однако вскоре их придется менять. Все понимают, что на это необходимо выделить некий бюджет – должен быть введен лимит на затраты по разработке, и должна быть ограничена стоимость одного мотора, как это происходит при разработке двигателей для дорожных машин. В противном случае мы вернемся к неограниченным расходам на гоночные моторы, типичным для крупных автоконцернов. Подобный подход никогда не был рациональным, а в нынешнем экономическом климате его можно назвать просто безумным.

Если мы применим этот опыт к разработке машины Формулы 1 в целом, то увидим, что попытки сдерживать расходы через введение детального регламента – неэффективны. Они не сработали в случае с двигателями – они не сработают в случае с шасси. Детальные правила сдерживают изобретательность и прогресс. Но, что еще хуже, они не позволяют добиться заметного снижения затрат. Как и в случае с «замороженными» моторами, реальной экономии можно добиться только путем введения моратория на модернизацию шасси, а это явный абсурд.

Если мы хотим, чтобы в Формуле 1 применялись инновационные технологии, у нас есть единственный путь: ограничить затраты и дать инженерам свободу творчества в пределах фиксированного бюджета. Именно так это делается в реальном мире, – другого пути нет и для Формулы 1. Без технического прогресса Формула 1 умрет, без жесткого ограничения затрат потеряет команды. Поэтому FIA настаивает на том, чтобы ограничение затрат стало частью регламента Формулы 1.

Главное преимущество принципа ограничения расходов в том, что оно даёт всем равную техническую свободу. Когда есть лимит на затраты, побеждать будет самая умная и прогрессивная в инженерном отношении команда. Уже не будет возможности заменить интеллектуальные способности огромным бюджетом. В технологическом спортивном состязании все должно быть построено именно на этом.

Обратимся к фактам…

FIA и FOM потратили десятилетия на то, чтобы Формула 1 стала самым популярным чемпионатом в истории автоспорта.

В свете успеха организованного FIA чемпионата мира, ассоциация FOTA, – куда входят участники этого чемпионата, которые могут приходить в Формулу 1 или уходить из нее, как и когда им будет угодно, – поставила перед собой две очевидных цели: отобрать у федерации регламентирующую функцию, а также присвоить себе коммерческие права. FIA подобные цели представляются неприемлемыми.

История вопроса

Когда в декабре 2008-го Honda объявила об уходе из Формулы 1, её заявка на участие в чемпионате мира 2009-го года уже была подана, и по контракту команда обязана была выступать. Федерации стали понятны две вещи. Во-первых, любой из автоконцернов в любой момент может уйти, и FIA не могла бы подать иск против основной компании – ей оставалось бы судиться с командой, активы которой не покрывали всех её обязательств. Во-вторых, велика вероятность, что другие автопроизводители уйдут еще до 2010-го года.

Renault зависит от правительства Франции. Представляется сомнительным, что деньги налогоплательщиков и дальше будут тратиться на поддержание высокого уровня расходов этой команды. Концерн Toyota несет убытки – впервые в современной истории, – и его руководству, вероятно, не захочется продолжать вливать в команду сотни миллионов долларов. Компания BMW вынуждена сокращать объемы основного бизнеса ради снижения затрат и может отказаться от обременительных расходов на свою заводскую команду.

Возникла угроза, что в Мельбурне в 2009-м году на старт выйдут только 18 машин, а в 2010-м – и того меньше, поэтому федерации пришлось действовать. Надо было предпринять два очевидных шага. Первое, вступить в переговоры с господином Л. ди Монтедземоло, чтобы понять, могут ли автоконцерны гарантировать участие своих команд в 2010-м, и избежать повторения ситуации с Honda.

Второе, FIA начинает переговоры с FOTA о снижении расходов до уровня, когда уход автоконцернов стал бы менее вероятен, участие независимых команд получило бы экономический смысл, а новые команды могли бы заполнить образовавшиеся вакансии.

Господин Л. ди Монтедземоло обещал договориться о необходимых гарантиях с основными автопроизводителями (не надо путать с гарантиями команд). Он обещал это всю зиму, – последний раз на встрече с президентом FIA 23 февраля 2009-го года. Но ни одного письма мы не получили – даже от компании FIAT, которой руководит господин Л. ди Монтедземоло.

В то же самое время FOTA и господин Л. ди Монтедземоло наотрез отказывались проводить совещания по проблеме снижения расходов. Федерацию проинформировали, что в этом нет нужды: меры, принятые FOTA достаточно адекватны, а команды-члены ассоциации готовы восполнить дефицит, заявив по три машины. К марту стало ясно, что FOTA не намерена способствовать приходу новых команд, а по сути, была против этого.

Также стало ясно, что, если FIA стремится к приходу в 2010-м новых команд, она должна срочно опубликовать регламент, иначе у новых команд не останется времени на постройку машин. Также FIA должна была определиться с уровнем затрат, приемлемым для новых команд, и добиться, чтобы участники, располагающие ограниченными ресурсами, могли выступать на конкурентоспособном уровне.

Всё это привело к тому, что 17-го марта Всемирный совет по автоспорту принял решение о введении добровольного финансового регулирования и технических свобод для команд, согласных с принципом бюджетного лимитирования, что позволило бы им достичь результатов, сравнимых с уровнем команд Формулы 1.

На том совещании Ferrari проголосовала против введения финансового регулирования, но не возражала против особых технических свобод для новых команд (т.е. Ferrari не проголосовала против организации чемпионата для двух классов машин).

И даже после этого FOTA не была готова вести переговоры. Не был готов и господин Л. ди Монтедземоло, даже на частном уровне. В отсутствие переговоров, а также каких-либо признаков того, что обещанные гарантии участия автоконцернов будут даны, было крайне важно опубликовать детальный регламент, чтобы пригласить новые команды к участию в чемпионате. В противном случае существовал реальный риск того, что в 2010-м году, в Мельбурне, мы не досчитаемся машин.

Детальный регламент обсуждался и был принят на заседании Всемирного совета по автоспорту 29 апреля. Новым представителем Ferrari в Совете был господин Л. ди Монтедземоло, заменивший Жана Тодта, чей контракт истек 31 марта. Господин Л. ди Монтедземоло предпочел не участвовать в совещании, передав свои полномочия господину Л. Макалузо, президенту Итальянской федерации картинга, который тоже там не присутствовал, но следил за ходом совещания по видеосвязи. Он был одним из двух участников, кто проголосовал против новых правил, никак это не мотивировав и не предложив альтернативы.

Затем начался обмен письмами с адвокатом Ferrari, после чего 15 мая состоялась встреча всех команд-членов FOTA и президента FIA. Господин Джон Хауэтт, вице-президент FOTA, возглавлял делегацию в отсутствие господина Л. ди Монтедземоло. Как только FIA подняла вопрос о финансовом регулировании, господин Хауэтт попытался сделать так, чтобы команды покинули переговоры. Это ему не удалось, однако в ходе встречи выяснилось, что Ferrari в срочном порядке начала судебный процесс во французском суде в попытке помешать введению нового регламента на сезон 2010-го года. Стало ясно, что FOTA не намерена договариваться, а только ждет, что FIA согласится со всеми ее требованиями.

Еще одна встреча состоялась 22 мая, на этот раз с участием господина Л. ди Монтедземоло. FOTA объяснила, что у команд есть три основных условия. Стабильность правил, принципы руководства спортом и регламент на 2010-й год, особенно в части «двухуровневого» чемпионата. FIA пояснила, что на встрече в Хитроу (15-го мая) команды уже дали согласие оказывать техническую помощь (новым командам) в обмен на отказ от организации чемпионата для двух классов машин, так что эта проблема была снята. В ходе встречи господину Л. ди Монтедземоло говорили об этом минимум пять раз, но он до сих пор поднимает этот вопрос.

FIA также предложила продлить Договор Согласия 1998-го года, в котором будут оговорены принципы стабильности и руководства спортом как минимум на том уровне, который 10 лет устраивал все команды, вплоть до 2008-го. Федерацию попросили перенести сроки подачи заявок. Мы объяснили, что Спортивный кодекс не предполагает подобных отсрочек, и, в любом случае, потенциальным новым командам нужна срочная информация, допущены ли они к участию в чемпионате, или нет.

29 мая восемь оставшихся команд-членов FOTA подали условные заявки. Среди условий было требование, что FIA немедленно подпишет новый Договор Согласия в версии FOTA (который отменяет Спортивный кодекс, учреждает внешний орган – верховный апелляционный суд, позволяет любой команде накладывать право вето на изменения правил, лишает FIA права настаивать на корректировке правил, если машины становястя опасно быстрыми). FOTA также вычеркнула ссылки на Международный спортивный кодекс в своих заявках и захотела аннулировать регламент 2010-го года, несмотря на то, что новые команды уже подали документы.

Новое совещание состоялось 11-го июня, на котором FOTA представляли Росс Браун (Brawn GP), Стефано Доменикали (Ferrari), Кристиан Хорнер (Red Bull) и Джон Хауэтт (Toyota). После почти пятичасовых переговоров стороны согласились, что цели FOTA и FIA в части сокращения расходов очень близки, если не совпадают, и что эксперты-экономисты с обеих сторон должны незамедлительно встретиться, чтобы детально обсудить общую позицию. Также получило одобрение предложение FIA продлить действие Договора Согласия 1998-го года, чтобы избежать бесконечных дискуссий. Также стороны согласились внести незначительные изменения и пояснения в правила на сезон 2010 года.

Как только эти договоренности были достигнуты, FOTA выпустила заявление, что на встрече не удалось добиться прогресса. Этот вопиющий обман вновь демонстрирует, что внутри FOTA есть элементы, которые не хотят договариваться.

15-го июня состоялась встреча экспертов-экономистов. Однако представителям FOTA было запрещено обсуждать финансовый регламент, предложенный FIA, – соответственно, добиться единства позиций было невозможно. На совещании были рассмотрены идеи FOTA по сокращению расходов, но, они сводились лишь к добровольной системе, которая не сможет помешать богатым командам тратить больше, чем конкуренты, что спровоцирует очередной виток финансовой "гонки вооружений".

Руководство

FOTA утверждает, что «спорт нуждается в более качественном руководстве». В 2005-м FIA и Ferrari договорились о продлении Договора Согласия 1998-го года, и федерация готова сделать то же самое с другими командами. Как только это произойдет, FIA вместе с командами может приступить к рассмотрению вопроса о его обновлении до версии 2009-го года.

Но дело не в этом. Формуле 1 необходим сильный и объективный регламентирующий орган, поскольку того требует сама природа спорта, где высоки ставки, а его участники стремятся к победе любой ценой (в буквальном смысле). Можно привести несколько хорошо известных примеров, связанных, как минимум, с четырьмя командами-членами FOTA.

Качественное руководство вовсе не означает, что руководить спортом должна Ferrari. Сегодня Ferrari утверждает, что процедуры, которым следовала FIA, противоречат договоренностям команды с федерацией, но на самом деле она никогда не возражала против этих процедур (и даже голосовала за них), пока ее устраивали решения.

Ferrari официально (равно как и неофициально) представлена во Всемирном совете по автоспорту с 1981-го года, и до апреля-мая этого года не возражала против процесса принятия решений.

Технология

FOTA утверждает, что «Новые правила делают Формулу 1 примитивной». Это не так, и регламент 2009-го года допускает дополнительную степень технической свободы в различных областях. Регламент 2010-го года позволит еще больше. Сравните это с предложениями FOTA - запретить тесты, отменить KERS, ввести единые омологированные коробки передач, омологированный корпус, ограничить работу на заводе, и так далее.

Вместо того, чтобы экономическими методами стимулировать внедрение новых технологий (что соответствует духу Формулы 1, а также задачам автомобильной промышленности), предложения FOTA сводятся к ограничению различных видов работ и минимизации технического творчества.

Когда Brawn GP и другие команды предложили идею двойного диффузора, остальные подвергли их нападкам в прессе, дважды вызвали к стюардам, а затем и обратились в суд.

FIA призвана следить за тем, чтобы Формула 1 оставалась наиболее технологически сложным видом автоспорта, и этого можно добиться с помощью финансовых ограничений.

Двойные стандарты

FOTA утверждает, что «Два регламента разрушат спорт». Регламент 2010-го года составлен таким образом, чтобы предоставить новым командам некоторые технические преимущества, позволяющие им занять места в задних рядах стартового поля.

Изначально мы не хотели, чтобы команды 2009-го года соревновались по этим правилам. Но интересно, что идея предоставления большей степени технической свободы в рамках финансовых ограничений показалась очень привлекательной некоторым из существующих команд.

Как минимум половина команд приняли бы эти правила, если бы им пришлось принимать решение самостоятельно. В любом случае, на недавней встрече в Хитроу все договорились, что регламент будет единым: в Монако это было подтверждено вновь, и в минувший четверг - еще раз. Поскольку имена новых участников чемпионата известны, можно договариваться о единых правилах.

Вмешательство

Как утверждает FOTA, «FIA получит возможность вмешиваться в наш бизнес», – речь идет о предложении FIA контролировать затраты. Но регламент не представляет угрозы для тех, у кого нет намерения обманывать. FIA и так полностью контролирует все технические аспекты, имея дело с большим объемом конфиденциальной технической информации, при этом не вмешиваясь в работу команд.

В любом случае, FIA согласилась с тем, что финансовый контроль будет, прежде всего, осуществляться самими командами, их аудиторами и руководителями.

Природа Формулы 1

По утверждению FOTA, «Лимитирование бюджетов нанесет ущерб самой природе Формулы 1». Определенное ограничение расходов лишь уравняет шансы команд. Основным принципом Формулы 1 является соревновательность, верно? Это также позволит новым участникам прийти в чемпионат мира: единственной новой командой, появившейся в Формуле 1 в последние годы, была Super Aguri, которая не смогла выжить, несмотря на заводскую поддержку.

Но когда вы проанализируете, во что автопроизводителю обойдется участие в чемпионате, вы увидите, что уровень расходов будет очень высоким, несмотря на ограничение бюджета на уровне 50 миллионов евро. Возьмем, к примеру, Ferrari: 50 миллионов евро – это затраты на постройку шасси и участие в чемпионате. Добавьте столько же на зарплаты гонщикам, примерно 80 миллионов на двигатели и еще 20 миллионов на маркетинг, и общая сумма расходов будет на уровне 200 миллионов евро.

Может быть, это меньше, чем 400-500 миллионов, которые топ-команды тратят сегодня, если верить адвокату Ferrari, но, согласитесь, этого должно быть достаточно, чтобы команда 20 раз в году выставляла на гонки две машины.

И в заключение…

FIA по-прежнему готова искать решение проблем Формулы 1, и всегда была готова на взвешенный компромисс, не отступая от главного принципа: федерация по-прежнему будет руководить спортом с учетом интересов всех сторон.

В 2010-м году в Формуле 1 будет полный набор участников, и будут действовать единые правила. Чрезвычайно важно, чтобы эти правила включали четко и точно прописанные принципы финансового регулирования.

Прилагаемые документы

1. Переписка между адвокатом Ferrari Генри Питером и генеральным секретарем FIA Пьером де Конинком (оригинал на сайте FIA).

2. Переписка между президентом Ferrari Лукой ди Монтедземоло и президентом FIA Максом Мосли

3. FOM, FIA и Ferrari объявляют о продлении Договора Согласия

4. Письмо президента FIA Макса Мосли президенту Ferrari Луке ди Монтедземоло

Текст: . Источник: FIA
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.