В канун Нового года руководитель спортивной программы и главный менеджер Cosworth Марк Галлахер говорил с британскими журналистами об итогах сезона и планах на будущее…
Вопрос: Вы хотели бы избавиться от статуса поставщика двигателей для команд-аутсайдеров и бороться за победы в гонках?
Марк Галлахер: Мы сможем побеждать, если наши моторы будут стоять на конкурентоспособных машинах.
Вопрос: Как вы оцениваете итоги прошедшего сезона, первого для Cosworth в Формуле 1 после трёхлетней паузы?
Марк Галлахер: Год получился успешным. Мы поставили перед собой конкретные цели, и смогли их реализовать, но хочу сказать, что компания не покидала Формулу 1. Да, команды не использовали наши моторы, но мы поставляли им оборудование для аэродинамических труб, электронику для машин. Решение о возвращении в роли поставщика моторов было связано с позицией FIA и нашим желанием поддержать новые команды в условиях серьёзных перемен в регламенте.
Нам тоже пришлось адаптироваться, снижать обороты с 20 до 18 тысяч, увеличивать ресурс двигателей, оптимизировать потребление топлива в связи с запретом на дозаправки. В Cosworth очень сильный технический штаб – Брюс Вуд возглавил это направление, Джеймс Аллен руководил проектом, а Дейв Гадд занимался развитием двигателей по ходу сезона. Эта тройка проделала колоссальный объём работы.
Я считаю успешным возвращение Cosworth в качестве поставщика двигателей. До начала сезона наши клиенты проехали очень небольшую дистанцию на зимних тестах – в HRT не работали на трассе, Virgin и Lotus помешала плохая погода. Только в Williams провели полноценную тестовую программу. Вместе с ними мы работали над оптимизацией характеристик двигателя, добились серьёзных успехов, и я с удовлетворением оцениваю прошедший сезон. Мы заложили прочный фундамент для дальнейшей работы.
Вопрос: В чём сильные стороны ваших моторов?
Марк Галлахер: Они достаточно мощные – не хочу вдаваться в детали, но по этому параметру мы не уступаем конкурентам. Моторы Cosworth эффективно используют топливо, мы предлагаем командам множество вариантов его экономии на дистанции, кроме того они весьма надёжны.
В первых гонках сезона возникли проблемы с ухудшением характеристик по мере расходования ресурса, и наши инженеры проделали серьёзную работу, чтобы решить этот вопрос. Мы не могли вносить изменения в конструкцию моторов – это запрещено регламентом, но скорректировали режимы работы двигателя и программное обеспечение. Мы действовали достаточно оперативно, консультировались с опытными гонщиками – Рубенс Баррикелло, Ярно Трулли и Тимо Глок очень помогли в этой работе, обеспечив необходимую обратную связь. Я рад, что эти сложности не сказались на выступлении клиентских команд.
Добиться максимального результата невозможно, команды и гонщики никогда не будут на 100% довольны, ведь идеальных моторов не существует. Можно ли добиться большей мощности? Конечно. Можно ли сократить потребление топлива? Разумеется, но все хотят увеличить мощность при меньшем расходе – идет постоянное сражение за эффективность.
Я доволен нашими достижениями. Когда Росберг застрял за машиной Хюлкенберга в Барселоне, инженер сообщил ему, что на прямых атаковать бесполезно – мотор Mercedes не имеет преимущества над Cosworth. Все знают, насколько хороши моторы Mercedes, и нам было приятно получить подобную оценку в начале сезона.
Важным достижением стал и поул Хюлкенберга в Бразилии, хотя одной из причин было состояние трассы. Нико удалось эффективно и в нужный момент прогреть резину, а в Williams угадали со стратегией.
Вопрос: Сотрудничество с Williams и опытным Рубенсом Баррикелло позволило вам добиться большего прогресса?
Марк Галлахер: Да, контракт с Williams очень помог. В августе 2009-го у нас был контракт на поставку моторов USF1, Campos и Virgin Racing. Через месяц FIA одобрила заявку Lotus, и мы получили четвёртую команду, а в ноябре стало известно о поставке моторов Williams. Очевидно, причина в уходе Toyota – они потеряли поставщика двигателей и рассматривали разные варианты.
На прошлой неделе, во время празднования Рождества на базе Cosworth технический директор Williams Сэм Майкл сказал, что их команда чувствовала – отношения с Cosworth не окончены. Они хотели продолжить сотрудничество, а для нас Williams стала эталонной командой.
За короткий отрезок времени с ноября по февраль мы подписали контракты с пятью командами. Потом в US F1 выбросили «белый флаг», и их осталось четверо, но клиентов всё равно было больше чем три команды, на которые мы изначально рассчитывали.
Работа с Williams очень помогла – это невероятно конкурентоспособная команда. Я знаю Сэма Майкла по сотрудничеству с Jordan в конце 90-х, у Адама Парра, Патрика Хеда и Фрэнка Уильямса только одна цель – вернуть команду в борьбу за лидерство.
Мы многому у них научились. Финиш на шестой строчке в Кубке Конструкторов нельзя считать результатом, устраивающим Williams и Cosworth, но мы участвовали в борьбе и надеемся в следующем году побороться в первой четвёрке.
Вопрос: В 60-70-х моторы Cosworth часто считали недооценёнными, но все знали, что от них можно ждать приятных сюрпризов…
Марк Галлахер: Думаю, многие удивятся, узнав, что Михаэль Шумахер выиграл свой первый титул в Benetton с мотором Ford-Cosworth. Кажется, все считают, что Михаэль заработал два первых титула с Benetton-Renault!
Компания Cosworth стоила конкурентоспособные двигатели, многие помнят победу Айртона Сенны в Донингтоне за рулём McLaren с нашим мотором. Моторы Cosworth были эффективны и в прошедшем сезоне, но проблема в том, что и тогда, и сейчас, наши двигатели стояли не на самых конкурентоспособных машинах.
В конце прошлого десятилетия в Формулу 1 пришли крупные автопроизводители, располагающие неограниченным бюджетом, что не оставило места для Cosworth. Я уверен, наши моторы могли бы выигрывать гонки на конкурентоспособном шасси, но это вовсе не значит, что я критикую команды. Для победы нужно добиться максимума во всём, в том числе и в эффективности двигателей, и мы движемся к этой цели. Конкуренция в Формуле 1 невероятна, но в этом году Ferrari потеряла шесть моторов по ходу сезона, а мы – ни одного. Мы хорошо справились со своей работой.
Вопрос: В следующем году один из ваших клиентов – команда Lotus будет использовать моторы Renault. Вы можете подписать контракт с одной из более конкурентоспособных команд, заполнив эту вакансию?
Марк Галлахер: Нет, в следующие два года мы сохраним текущих клиентов. Я не думаю, что команды будут менять поставщиков, пока в Формуле 1 используются моторы V8. Для Cosworth оптимальный вариант – работа с тремя клиентскими командами, таким был наш план с самого начала.
Три команды в 2011-м и 2012-м – это то, на что мы рассчитывали. В этом году, когда мы поставляли двигатели для третьей части команд пелотона, ситуация была не совсем нормальной, хотя тот факт, что мы справились и в столь непростой ситуации, говорит об эффективности работы Cosworth. Если бы мы допустили ошибку, если бы в наших моторах ломались поршни, это коснулось бы трети всех команд чемпионата. Теперь наша цель – добиться максимальной эффективности от сотрудничества с тремя командами – Williams, Virgin и HRT.
Вопрос: Когда вы подключились к обсуждению регламента на двигатели в сезоне 2013 года?
Марк Галлахер: В конце 2009-го, весь этот год мы участвовали в обсуждении. Наш технический руководитель Тим Рутсис присутствовал на всех брифингах, это был длительный и весьма сложный процесс, хотя идея компактного турбированного двигателя с объёмом в 1.6 литра озвучивалась в самом начале.
FIA и Жан Тодт всерьёз озабочены увеличением топливной эффективности, снижением потребления на дистанции, и техническая рабочая группа исходила из этого при написании регламента. У нас не было каких-то особенных ожиданий от технического регламента, но мы хотели видеть эффективную экономическую модель, позволяющую независимому поставщику построить конкурентоспособный мотор и участвовать в чемпионате. Весь мир думает о снижении потребления топлива, о переходе на гибридные технологии, и Формула 1 должна двигаться в этом направлении.
Мы удовлетворены итоговым регламентом, он позволит нам предложить командам конкурентоспособные моторы, точнее – силовые узлы, включающие KERS. В предстоящем сезоне команда Williams будет использовать систему рекуперации, и два предстоящих года дают всем хорошую возможность найти оптимальные решения на будущее.
Вопрос: Вас не беспокоит высокая стоимость разработки новых моторов?
Марк Галлахер: Нет, команды будут придерживаться Соглашения об ограничении ресурсов, которое касается и двигателей. Сейчас эти ограничения активно обсуждаются – FIA вместе с командами сделает всё, чтобы сохранить действующие команды и избежать ненужных затрат.
Если говорить о позиции Cosworth, то я уверен в том, что любую разрешенную правилами сумму мы потратим с максимальной эффективностью. Цель нового регламента – не увеличение затрат, а разработка новых технологий.