Даниил Квят - одна из главных надежд российского автоспорта. Подобный статус в нашей стране всегда связан с серьёзным прессингом, но 18-летний пилот из Уфы - уже настоящий профессионал - и на трассе, и в общении с прессой.
В прошлом году, когда Даниил стал вице-чемпионом Формулы Renault 2.0 и победителем альпийской серии, для многих самым эмоциональным моментом сезона был его убедительный дубль на Moscow Raceway, где болельщики рукоплескали победе и в субботней, и в воскресной гонке. В 2013-м Даниил не будет выступать на подмосковной трассе - он проведёт сезон в команде MW Arden серии GP3, а сейчас находится в Великобритании, где восстанавливается после операции на руке. В эксклюзивном интервью с Даниилом для читателей F1News.Ru мы говорили о успехах, неудачах и планах на будущее...
Вопрос: Даниил, вы живёте в Англии, а до этого в Италии, выступаете в европейском чемпионате – как часто вы ощущаете себя россиянином?
Даниил Квят: Я вполне ощущаю себя россиянином. Я хорошо говорю на четырёх языках, но русский навсегда останется для меня родным, и никакой другой его никогда не заменит. Хотя вообще, знание языков – большой плюс. Я хорошо знаю английский, испанский, итальянский, сейчас учу французский и уже немного на нём говорю – это здорово помогает. Выступая два года подряд в финской команде Koiranen, я выучил и несколько финских слов.
Вопрос: В команде Red Bull важно знать ещё и немецкий…
Даниил Квят: Пока не получается, не доходят руки. Мой инженер в этом году – француз, так что пока французский для меня актуальнее.
Вопрос: Англичане долго учились произносить вашу фамилию?
Даниил Квят: Да, честно говоря, всем, кроме русских, она даётся с трудом. Как только меня не называли – и в Италии, и в Англии. Часто спрашивали, как она произносится. Но ничего, постепенно учатся. Надеюсь, скоро всем придётся произносить её достаточно часто.
Вопрос: В прошлом году вы до последней гонки сражались за титул в Формуле Renault 2.0, но выиграть его не удалось. Это сильно расстроило?
Даниил Квят: В тот момент было тяжело смириться. Сложный уик-энд, множество эмоций. В субботу титул начал ускользать, отрыв вырос, а в воскресенье всё вновь перевернулось, появился хороший шанс выиграть. Думаю, надо было проявить больше хладнокровия, было бы лучше, если бы погодные условия были полностью солнечными или полностью дождевыми, а не столь переменчивыми, как в те выходные. В машине отказало радио, ситуация осложнилась, и, увы, мы ошиблись с выбором резины. Впрочем, этого уже не изменить.
Вопрос: Вы уже пережили этот момент?
Даниил Квят: Да. Проигрывая, вы должны чувствовать досаду и разочарование - это естественно. Потом началась подготовка к новому сезону, и меня ждали в основном хорошие новости от куратора молодёжной программы Red Bull доктора Марко.
Меня поддержали и в команде, и в Red Bull - в этом смысле мне очень повезло, и я хочу поблагодарить их за поддержку, как и болельщиков, которые за меня переживали. Все видели, что мы боролись до конца, но свою роль сыграли обстоятельства. Думаю, самое лучшее ещё впереди.
Вопрос: Что вам сказал Хельмут Марко?
Даниил Квят: Мы поговорили, он, конечно, тоже был расстроен произошедшим, но сказал, что ничего страшного нет, надо двигаться вперёд, и уже на следующий день обозначил планы на 2013-й.
Вопрос: В GP3 меняется поколение шасси, а в такой ситуации какая-то команда может получить преимущество, если раньше других найдёт подход к машине?
Даниил Квят: Мотор станет мощнее, но шасси изменится не так сильно. Уровень прижимной силы остался примерно тем же, так что в целом машина знакома команде. Нам будет над чем поработать, но я верю в Arden, к тому же кроме меня в команде ещё двое отличных пилотов. Думаю, мы быстро найдём подходящие настройки.
Ключевым фактором станет износ резины, я слышал, что в Pirelli хотят сделать его достаточно сильным, чтобы приблизить серию к Формуле 1. Это будет интересно.
Вопрос: Вы тестировали машины GP3 прежнего поколения - насколько велика разница между ними и Формулой Renault 2.0?
Даниил Квят: Весьма велика. Последние два года я ездил на одной и той же машине, для меня она была уже медленной. За рулём GP3 я сразу почувствовал себя комфортно. Большая прижимная сила – первое, на что обращаешь внимание. Лучшее сцепление в скоростных поворотах и на торможениях. Двигатель помощнее, хотя не сказать, что очень намного – всё-таки и Renault 2.0 довольно быстра на прямых. А вот в поворотах и на торможениях разница велика.
В целом мне понравилась старая машина GP3, она оставила приятное впечатление. Именно поэтому мне удалось в первый же день тестов показать лучшее время, чем я приятно удивил команду, ведь моими соперниками были парни, отъездившие на этой машине весь чемпионат.
Вопрос: Из трёх чемпионов GP3 двое – Боттас и Гутьеррес, уже в Формуле 1 – кроме последнего из них, Митча Эванса. Насколько близка GP3 к Формуле 1? Достаточно провести ещё один-два года в других сериях, и вы уже там?
Даниил Квят: Мощность двигателей возросла, – возможно, теперь даже и одного года не надо. Почему нет? GP3 сейчас максимально приблизилась к Мировой серии образца 2011-2012 годов. Мотор тот же, чуть меньше прижимной силы - машина всего на пару секунд медленнее. А из WSR многие – скажем, Вернь или Риккардо – сразу приходили в Формулу 1, так что такое тоже возможно. Посмотрим, я не люблю загадывать. Сезон ещё не стартовал, впереди много работы. Сейчас нужно сосредоточиться на борьбе в GP3.
Вопрос: Значит, если всё будет хорошо, то вы нацелены сразу на Формулу 1?
Даниил Квят: Пока рано загадывать, но не думаю, что Red Bull просто бросит меня в бассейн, если я не умею плавать. Это не тот случай, не для Формулы 1 – в этот чемпионат нужно приходить максимально готовым. Впрочем, если в Red Bull увидят, что я хорошо провёл сезон и готов – почему нет? Но снова подчеркну, что сейчас об этом говорить ещё рано. У меня была операция на руке, идёт реабилитационный период, по ходу сезона придётся очень много тренироваться и работать, показывая себя с лучшей стороны.
Вопрос: Как рука?
Даниил Квят: Всё хорошо. Операция была в начале января, всё прошло отлично. Я начал её разрабатывать, думаю, к началу сезона я буду полностью готов.
Вопрос: Вы и ваш напарник по команде GP3 Карлос Сайнс-младший – участники молодёжной программы Red Bull. Что в этой ситуации важнее – добиться абсолютного успеха, или локального, опередив напарника?
Даниил Квят: Хорошо выступить в чемпионате, значит - опередить Сайнса и выиграть титул, важно и то, и другое. Нужно ставить перед собой максимальные задачи и пытаться завоевать титул. Но если что-то не получится, тогда, действительно, надо хотя бы опередить напарника. Думаю, у меня с Arden есть все шансы занять очень высокое место в чемпионате, у команды большой потенциал, нужно им воспользоваться. Но сейчас главное сохранять спокойствие, хорошо отработать на тестах, найти правильные настройки, а там посмотрим, к чему всё это приведёт.
Вопрос: У Карлоса громкое имя, его отец – двукратный чемпион мира по ралли, он привлекателен для спонсоров и команд. Вам в этом смысле сложнее?
Даниил Квят: С точки зрения имени – да, у него в этом смысле всё гладко. Ему проще найти спонсоров, для него это большой плюс. Правда, ему приходится справляться с прессингом, ведь фамилия обязывает всегда выступать на максимуме, от него ждут результатов.
Конечно, его знают все команды, и когда он переходит в новую серию, все говорят: «О, смотрите, это сын Сайнса, двукратного чемпиона мира». Но имя не добавляет скорости, здесь надо работать самому, и Карлос – действительно талантливый гонщик, очень быстрый. Мы с ним много выступали в младших сериях, теперь вновь оказались в одной команде. Посмотрим, что получится на этот раз.
Вопрос: Для вас он больше соперник, чем напарник...
Даниил Квят: Да, но после начала чемпионата. На тестах мы работаем сообща, смотрим телеметрию друг друга, пытаемся понять, почему я или он проехали тот или иной поворот быстрее. Зачастую именно это позволяло нам так быстро ехать. Половину трассы быстрее может проехать он, половину – я, мы изучаем телеметрию, учимся друг у друга, и выходит идеальный круг. Но, естественно, когда начинается сезон, всё по-другому: мы очень хорошо относимся друг к другу вне трассы, но во время гонки боремся до конца, и друг другу не оставляем ни сантиметра.
Вопрос: В последнее время у молодых пилотов почти нет шансов пробиться в Формулу 1 без серьёзного бюджета. Вас это не смущает?
Даниил Квят: Да, я знаю об этом. Ситуация меняется, но пока я с Red Bull – я в безопасности, так что надо сохранить место в программе. Это хорошая поддержка, и как менеджеры они тоже отлично меня ведут по чемпионатам, так что пока я с Red Bull – всё в порядке.
Вопрос: Схема, которую декларируют в Red Bull - дебют в Toro Rosso и возможный переход в Red Bull Racing, если гонщик сможет хорошо себя проявить. Предположим, такой сценарий сработал - вам было бы интереснее заменить Феттеля или выступать с ним в одной команде?
Даниил Квят: Тяжело, конечно, говорить о столь отдалённом будущем, но было бы интересно выступать в одной команде с Феттелем. Я бы не отказался. Всегда здорово бороться с сильным напарником.
Важно, с кем тебя сравнивают. Скажем, сейчас меня сравнивают с Сайнсом, и это для меня плюс - у Карлоса всегда была репутация быстрого гонщика, а мне приходилось очень много работать. Но когда я, выступая с ним в одной команде, приезжаю впереди, все говорят: «Ух ты, кто этот парень, что объехал Сайнса, давайте посмотрим на него».
В Формуле 1 всё точно так же – да, Феттель быстрый гонщик, но когда его опережает Марк Уэббер, все отмечают, что Марк очень силён. Так что конечно, было бы здорово выступать с ним за одну команду и опередить его. А конкуренции я не боюсь. В Red Bull с самого начала этому учат, потому что конкуренция будет всегда, и твоим главным соперником может оказаться парень из другой половины боксов команды. Я этого не боюсь, это лишь делает тебя сильнее.
Вопрос: Вы будете следить за гонками Формулы 1 в этом году?
Даниил Квят: Да, конечно. Гонки GP3 будут проходить в рамках уик-эндов почти всех европейских этапов Формулы 1, а также в Абу-Даби. В 2010 году я выступал в Формуле BMW, и тогда они тоже входили в программу поддержки Гран При. Помню, мы с отцом брали билеты на главные трибуны и смотрели гонки оттуда. Впечатляюще. Так что, буду смотреть обязательно – лучше улететь на день позже, но остаться и посмотреть это зрелище. Гонки Формулы 1 для меня – это нечто особенное.
Вопрос: Дополнительный плюс серии – этапы GP3 проходят в рамках уик-эндов Формулы 1, молодые гонщики находятся на виду у руководителей команд?
Даниил Квят: Да, безусловно. Многие боссы команд Формулы 1 смотрят гонки GP3, так что это определённо плюс. Времени на трассе в GP3 не так много, как в Формуле Renault, но зато внимания и опыта больше.
Вопрос: У вас есть кумиры в Формуле 1?
Даниил Квят: Я начал смотреть чемпионат мира в 2004 году и очень сильно болел за Шумахера. Он был для меня кумиром. Но со временем я понял, что надо брать лучшее у гонщиков Формулы 1, но не стоит пытаться их имитировать. Каждый пилот по своему уникален. И Феттель, и Хэмилтон, и Баттон, и Алонсо, и Райкконен, и Кубица.
Вопрос: За кем вы будете следить с особым интересом, кроме Red Bull Racing?
Даниил Квят: Интересно будет посмотреть, как Хэмилтон проявит себя в Mercedes. Буду следить и за Пересом, и за Баттоном – как они покажут себя в новом качестве. В Ferrari всё и так понятно – там внутрикомандных боёв вроде бы не намечается. А что касается Red Bull, то, на мой взгляд, Марк Уэббер попробует навязать борьбу Феттелю, так что будет любопытно последить за их противостоянием. Думаю, нас вновь ждёт очень интересный сезон.
Вопрос: Назовите свою пятёрку лучших действующих гонщиков Формулы 1...
Даниил Квят: Очень коварный вопрос, но попробуем. Не хочу никого обидеть, но попробую перечислить тех, кто сейчас приходит на ум, с точки зрения необычного пилотажа. В первую очередь – Феттель, Хэмилтон, Райкконен, Уэббер, и… и всё-таки Кубица. Хотя, конечно, все они по-своему хороши, и каждый из 22-х гонщиков, что выйдут на старт, чем-то уникален, все они прошли очень долгий путь, чтобы попасть в Формулу 1.
Вопрос: Райкконен, Феттель, Уэббер – гонщики с очень разным стилем пилотирования. Какой подход вам больше импонирует?
Даниил Квят: Я наблюдал за Райкконеном и Хэмилтоном – это было интересно. У Хэмилтона необычный стиль – он очень агрессивен, прямо дух захватывает. В то же время, если посмотреть на пилотаж Феттеля – это абсолютная точность, всё рассчитано до миллиметра – словно едет робот. У Райкконена очень мягкий, плавный стиль, поздние торможения. Но ещё более плавный пилотаж у Баттона. А вот Уэббер достаточно агрессивен за рулём, особенно в гонке.
Вопрос: Но вам, насколько я знаю, больше нравится агрессивный стиль?
Даниил Квят: Да, ехать на пределе мне нравится, нравятся быстрые повороты. Хотя, важно уметь подстроить свой стиль управления машиной под любой поворот.