Накануне 19-го этапа сезона технический директор Lotus F1 Джеймс Эллисон рассказывает о том, что команда продемонстрировала еще не весь потенциал машины Е20, и о том, почему гонка в Абу-Даби сложилась столь успешно.
Вопрос: Насколько серьезные трудности ожидают вас на трассе, на которой команда еще ни разу не выступала?
Джеймс Эллисон: Безусловно, готовиться к такой гонке сложнее, чем к выступлению на знакомой трассе. Но положительный момент состоит в том, что все находятся в равных условиях: пока на Circuit of the Americas не работала ни одна команда. У инженеров будут дополнительные трудности, поскольку особенности трассы им пока не известны. Мы знаем конфигурацию и можем, используя компьютерные технологии, провести целый ряд симуляций, например, подбирая настройки подвески, углы атаки крыльев, передаточные числа коробки передач, но со всеми нюансами надо разбираться уже непосредственно на трассе.
Вопрос: Что можно сказать о технических новинках? Вы планируете что-то внедрять?
Джеймс Эллисон: Продолжаем экспериментировать с последней версией нашей выхлопной системы, основанной на применении «эффекта Коанда».
Она позволяет добиться того же уровня прижимной силы, какой мы использовали в Корее и Абу-Даби, но при меньших потерях мощности двигателя. Эту версию системы мы уже опробовали в Абу-Даби, но решили применить проверенную корейскую модификацию.
Теперь же, после молодежных тестов, мы уверены, что последняя версия выхлопной системы поможет вернуть еще шесть лошадиных сил. Также небольшие изменения внесены в конструкцию переднего крыла.
Вопрос: Как вам удалось добиться победы в Абу-Даби?
Джеймс Эллисон: После того, как в Корее мы представили новую версию выхлопной системы, поведение Е20 изменилось в лучшую сторону. Возможно, в Корее и Индии это проявилось не столь наглядно, потому что нам помешал трафик, но темп машины в этих двух гонках был на высоте.
Перед гонкой в Абу-Даби Кими Райкконен оценивал ситуацию вполне оптимистично, поскольку был доволен машиной. Нужно было лишь добиться адекватного результата в квалификации, который уже давал бы какой-то шанс, а также удачно провести старт. И то, и другое нам удалось: Кими отлично выступил в квалификации, но также нам повезло, что Себастьян Феттель был оштрафован, а Марк Уэббер неудачно стартовал. Это первая гонка за долгое время, когда перед нашей машиной была свободная трасса, и мы ехали в группе лидеров. В итоге удалось добиться победы.
Вопрос: Ожидается, что в Остине должен быть такой же уровень прижимной силы, как в Абу-Даби: значит ли это, что Lotus F1 должна и там выступить успешно?
Джеймс Эллисон: В целом машина настраивается на аналогичный уровень прижимной силы, но американская трасса заметно отличается от Яс-Марины. В Остине более разнообразные повороты, там есть серия быстрых поворотов, перетекающих один в другой, чего нет в Абу-Даби, но есть и несколько медленных шикан.
Разнообразие поворотов означает, что машине предстоит выдержать более жесткие испытания. Тем не менее, если мы посмотрим на другие трассы, где машина проходит столь же всестороннюю проверку, то там мы выглядели вполне неплохо.
Вопрос: Насколько полезными были молодежные тесты?
Джеймс Эллисон: Мы смогли оценить уровень трех гонщиков и получить разнообразную информацию о поведении машины, а это всегда полезно. Но, прежде всего, тесты помогли нам проверить точность инструментов, которыми мы пользуемся на базе команды в Энстоуне в процессе модернизации машины, оценивая эффективность тех или иных новых компонентов.
Мы смогли проверить расчеты, полученные в ходе компьютерных симуляций, сравнив их с результатами тестов на реальной трассе. Молодежные тесты дали отличную возможность провести сравнительный анализ, опираясь на результаты испытаний, проводившихся по ходу сезона. Мы убедились, что движемся в верном направлении. Это важно, поскольку впереди две заключительные гонки сезона, но также пригодится и при разработке компонентов, предназначенных для следующего сезона.