Победа в Малайзии стала первой для Маурицио Арривабене на посту руководителя команды Ferrari. Специальный корреспондент F1News.Ru Дитер Ренкен говорил с итальянцем о его пути в Формулу 1 и подходе к руководству…
Вопрос: Все знают, что прежде вы работали в Marlboro, но и в те годы вы активно сотрудничали с Формулой 1…
Маурицио Арривабене: Да, в Marlboro я занимался маркетингом и много работал с гонщиками, главным образом – с пилотами Ferrari, хотя встречался и с другими. Я помню, как Айртон Сенна прислал мне свою кепку с автографом, когда выиграл титул в 1990-м – она сохранилась у меня до сих пор.
Я работал с Ferrari от Philip Morris, но большая часть активностей компании в тот момент была связана с McLaren. Меня многие знают, как специалиста по маркетингу, но, фактически, 10% моего времени было связано с Формулой 1. При этом, имея возможность работать в крупной корпорации, я многому научился в разных областях. Это была очень хорошая школа.
Вопрос: Каким вы видите будущее Ferrari в Формуле 1?
Маурицио Арривабене: Ferrari подписала коммерческое соглашение с Экклстоуном, гарантировав выступление в чемпионате. Я считаю, что без Ferrari Формула 1 потеряла бы 60-70% своей привлекательности. 60-70% флагов на трибунах – флаги Ferrari, даже в Мельбурне, поэтому я называю такие цифры.
Главная роль в процессе возвращения Ferrari на ведущие позиции в Формуле 1 принадлежит президенту Маркионне – он полностью предан Формуле 1, участвует в работе Стратегической рабочей группы и Комиссии Формулы 1, вносит очень серьёзный вклад.
Вопрос: Энцо Феррари однажды угрожал уйти из Формулы 1. Вы можете представить себе Формулу 1 без Ferrari?
Маурицио Арривабене: Нет, не могу. Ferrari всегда была одной из ключевых команд. Ferrari – это Формула 1, так было всегда.
Вопрос: Каков ваш стиль руководства командой? Вы позволяете руководителям отделов принимать решения самостоятельно? В команде демократия или диктатура?
Маурицио Арривабене: Хороший вопрос, позволяющий обсудить роль руководителя команды в современной Формуле 1. Сейчас для этого необязательно быть инженером. Этот пост так называется в нашем спорте – руководитель команды, хотя, фактически, речь идёт о функции генерального директора.
В последние 25 лет многие руководители не имели технического образования, но их команды выигрывали гонки и титулы. Я считаю, что главное – верно определить направление, иметь стратегическое мышление и предоставить специалистам свободу творчества.
Я не могу оспорить, к примеру, решения нашего технического директора Джеймса Эллисона, поскольку не силён в этих вопросах. Но если в команде возникают проблемы или что-то идёт не так, моя задача – вмешаться и исправить ситуацию. Генеральный директор любой компании вне Формулы 1, производящей какой-то продукт, не обязательно должен быть инженером или конструктором. Прежде всего, он должен быть хорошим менеджером.
Вопрос: Каков главный вызов для вас, как для руководителя команды?
Маурицио Арривабене: Главное – удостовериться, что весь коллектив движется в одном направлении, что все используют прямой, открытый, честный и самоотверженный подход. Кроме того, моя работа предполагает частое общение с прессой, и важно помнить, что я представляю всю команду.
Вопрос: Какую поддержку имеет команда от президента Ferrari Серджио Маркионне?
Маурицио Арривабене: Мне повезло иметь лучшего босса и учителя – об этом мечтает любой менеджер. Маркионне – очень прямой человек, умеющий принимать ключевые решения, обладающий фантастическим стратегическим мышлением. Прежде, чем начать говорить с ним, нужно его слушать и учиться, он великолепный руководитель.
Кроме того, он и вне бизнеса большой поклонник Ferrari. Когда он говорит о команде, вы чувствуете его страсть. Я уже говорил, он активно участвует в делах Стратегической рабочей группы и Комиссии Формулы 1.
Вопрос: Мы увидим его в паддоке по ходу сезона?
Маурицио Арривабене: Не знаю. Это зависит от него.
Вопрос: Вы отчитываетесь непосредственно перед ним?
Маурицио Арривабене: Да.
Вопрос: Какую цель он поставил перед командой?
Маурицио Арривабене: Побеждать, и как можно скорее. В этом году мы надеемся выиграть две гонки, а в следующем нацелены на большее.
Вопрос: На титул?
Маурицио Арривабене: Почему нет?
Вопрос: Формат руководства чемпионатом соответствует пожеланиям Ferrari?
Маурицио Арривабене: Всё зависит от того, какие решения будут приняты. Мы прикладываем максимум усилий, чтобы Формула 1 прогрессировала, уверенно двигалась вперёд, в будущее.
Вопрос: Что вы считаете неотъемлемой частью Формулы 1?
Маурицио Арривабене: Думаю, это определяется не нами, а теми, кто приходит на трибуны, кто собирается у экранов телевизоров, кто будет читать это интервью. Формула 1 – это и вершина автоспорта, и развлекательное мероприятие. И если мы будем терять болельщиков, значит, мы что-то упустили.
Я не могу сказать, что сейчас Формула 1 всегда действует верно, но в будущем ситуация изменится к лучшему. Мы должны сделать её ближе к болельщикам.
Вопрос: Одно из предложений по сокращению затрат – использование большего числа унифицированных узлов, даже унифицированных машин. Но будет ли это Формула 1?
Маурицио Арривабене: В определённых областях унификация узлов машины позволит добиться сокращения затрат, но, конечно, далеко не всех. Мы говорим о Формуле 1, а не какой-то другой серии, в которой машины выглядят одинаково и в этом нет никакого вызова.
Вопрос: Какие меры по сокращению затрат кажутся вам эффективными?
Маурицио Арривабене: Обсуждения продолжаются, и я думаю, что скоро мы их завершим и перейдём к реальным действиям. Не хочу обсуждать детали, но главное – все понимают, что необходимо двигаться в этом направлении, сократить затраты и увеличить зрелищность.