Коммерческий директор Формулы 1 Шон Братчес рассказал о планах Liberty Media расширять спектр онлайн-сервисов, о перспективах трансляций на общедоступных и платных телеканалах, а также объяснил причину роста аудитории в 2017 году.
Вопрос: В минувшем сезоне гонки Формулы 1 посмотрело больше зрителей, чем в 2016-м – чем вы это объясняете?
Шон Братчес: Формула 1 продаёт хорошую, интересную историю о гонщиках, инженерах, командах. Мы попытались более эффективно продавать все эти истории, продвигали контент через цифровые каналы, чтобы привлечь внимание даже тех людей, которые раньше не интересовались автоспортом.
Мы организуем не футбольный матч, который заканчивается через два часа. Мы должны развлекать людей в течение всего уик-энда по шесть-восемь часов в день. Болельщики готовы платить за какой-то новый опыт, если считают, что это того стоит. Поэтому мы должны повышать ценность Формулы 1 в их глазах, в том числе и благодаря более сбалансированной расстановке сил в чемпионате. Минувший сезон был более интересным, чем предыдущий, в том числе и поэтому.
Вопрос: Но он мог быть ещё более захватывающим…
Шон Братчес: Да, но мы уже видели признаки более острого соперничества, ведь перед летним перерывом Феттель лидировал в чемпионате с преимуществом в 14 очков. Это привлекало внимание людей, и мы просто должны научиться лучше продавать такие истории.
Вопрос: Например, каким образом?
Шон Братчес: В самом начале моего знакомства с этим спортом у нас был обед вместе с Льюисом Хэмилтоном, и я спросил его, почему он не использует логотип Формулы 1 на своих страницах в социальных сетях? Он ответил, что за это Берни Экклстоун подаст на него в суд. Но когда в чемпионате выступают такие великие гонщики, как Льюис, вы должны использовать их популярность в социальных сетях в своих интересах. И сейчас мы просто стараемся адаптировать нашу политику в области маркетинга к запросам XXI века. В прошлом этим никто не занимался.
Вопрос: Но не все новые подходы к повышению уровня зрелищности были хорошо восприняты публикой…
Шон Братчес: Перед началом испанского гоночного уик-энда мы обменялись взглядами со всеми участниками чемпионата и прочими заинтересованными сторонами. После этого начали предпринимать первые шаги в этой сфере, но пока мы ещё далеки от цели, к которой стремимся.
Сейчас мы стараемся составить список звёзд, которых можно было бы приглашать на гонки, чтобы привлечь дополнительное внимание. Предстоит перезапуск цифровой платформы Формулы 1, что требует финансовых вложений. Сейчас болельщики не могут скачивать эксклюзивный контент, но в будущем это изменится.
Мы запустим стриминговый сервис для болельщиков, который позволит как смотреть гонки в прямой трансляции, так и скачивать различный контент. Болельщики получат доступ к бортовым видеокамерам, установленным на машинах. На них установлено 120 датчиков, которые передают данные телеметрии, и общее число параметров приближается к полутора тысячам. Мы выберем от 30 до 50 параметров – какие-то будут интересны обычному зрителю, какие-то – только тем болельщикам, кто глубоко разбирается в Формуле 1. Что-то будет в бесплатном доступе, за более обширную информацию для настоящих фанатов придётся платить.
Вся информация будет подаваться в привлекательном графическом виде. Например, если болельщиков Макса Ферстаппена интересует, где именно, в каких точках трассы он тормозит, то информация об этом тоже будет доступна.
Вопрос: Если ваша интернет-платформа сможет предложить более качественный контент, чем ТВ, телекомпании будут недовольны…
Шон Братчес: Исследования рынка доказали, что и то, и другое можно предлагать одновременно. В некоторых видах спорта продвинулись в этом плане намного дальше, чем Формула 1. Мы не собираемся действовать в ущерб нашим партнёрам из телеиндустрии. Наоборот, в 2018 году мы предложим телевидению новую инфографику, благодаря которой контент будет лучше восприниматься. Также мы хотим предложить телеканалам индивидуальный подход к формированию контента в зависимости от конкретного рынка.
Когда я смотрел Гран При США, то скорости в ходе трансляции показывались в км/ч вместо миль в час, а количество топлива – в килограммах, а не галлонах. Лично мне это мало о чём говорило. Поэтому в будущем английской и американской аудитории информация будет подаваться в привычных им единицах измерения.
Мы надеемся, что Формула 1 станет более популярной, а телекомпании смогут более эффективно продавать свои программы. Так что мы собираемся активно развивать как цифровую платформу, так и улучшать телевизионный контент, на рынке есть интерес и к тому, и к другому. Нам представляется, что все от этого только выиграют.
Вопрос: Какими принципами вы руководствуетесь, когда решаете, в каких странах Формула 1 останется на общедоступных каналах, а в каких – перейдёт на платные?
Шон Братчес: Бесплатные каналы дают охват широкой аудитории, платные – приносят деньги. В идеале 25-30% гонок должно быть на общедоступном ТВ, а за остальные публика должна платить. Это работает во Франции и других странах. Но есть страны, в которых переход на такую модель ещё впереди. Кстати, это даже хорошо, что какие-то гонки можно смотреть на бесплатных каналах, это тоже реклама Формулы 1.
Вопрос: Насколько важно устраивать яркие PR-акции, как это было минувшим летом в Лондоне?
Шон Братчес: Очень важно, хотя следующие подобные акции будут уже не столь масштабными. Мы планируем провести такие шоу в Марселе, Берлине, Милане, Шанхае и Майами, но в них будет участвовать меньше машин. Например, в Марселе это будут Renault, что важно для этой компании. Мы считаем, что это ценный способ взаимодействия с аудиторией за пределами трассы. Долгие годы Формула 1 считалась эксклюзивным видом спорта, и сейчас привлечь к ней интерес можно только за счёт более широких контактов с публикой. То же самое можно сказать и о спонсорах: многие компании проявляют интерес к таким событиям, хотя они не представлены в Ф1.
Вопрос: Все подобные новшества стоят денег, а это оборачивается финансовыми потерями команд. Что вы говорите тем, кто вас критикует?
Шон Братчес: Когда речь идёт о бизнесе, продвижение которого было столь же неэффективным, как в случае с Формулой 1, то все должны понимать, что начинать надо с инвестиций в инфраструктуру. В чемпионате не было департамента, который бы занимался вопросами спонсорства, не была создана цифровая платформа, не было отдела маркетинга. Всё это однажды окупится с лихвой, и все оценят правильность подобных инвестиций.