Перед стартом сезона от команды Mercedes GP ждали многого, ведь в ее составе воссоединялись Михаэль Шумахер и Росс Браун, завоевавшие вместе множество побед и титулов. Но в реальности все оказалось не так просто. О нынешней ситуации, перспективах и надеждах Браун рассказал в обстоятельном интервью официальному сайту чемпионата
Вопрос: Росс, часто ли в нынешнем сезоне вам приходилось в часы досуга в вашем саду или за рыбной ловлей раздумывать над тем, как улучшить результаты Mercedes?
Росс Браун (смеется): Говоря откровенно, у меня по-прежнему случаются выходные дни, но должен признать – совсем нечасто! Этот сезон ставит передо мной очень серьезные задачи, и это непросто. Но любопытно, что наши не слишком высокие результаты позитивно отразились на моей мотивации и целеустремлённости. Должен сказать, что сейчас мне куда больше хочется добиться успеха, чем в прошлом году, когда все уверенно шло к завоеванию обоих титулов.
Вопрос: Звучит так, словно ваш первый сезон в партнёрстве с Mercedes получается безрадостным?
Росс Браун: В Формуле 1 очень высока конкуренция. Пара десятых может решить, стал сезон успешным или провальным. Мы еще летом пришли к выводу, что будем работать на будущее – то есть сконцентрируемся на машине 2011 года. Я реалист, и достаточно долго остаюсь в этом бизнесе, чтобы знать, что разочарование здесь – это всего лишь часть игры.
Вопрос: Что же пошло не так?
Росс Браун: Я не хочу оправдываться, но все дело в том, что нынешняя машина создавалась, когда команда была в стадии переформирования. Когда в конце 2008 года я принял руководство от компании Honda, нам пришлось расстаться с сотней сотрудников, и потребовалось время на то, чтобы все вновь начало функционировать.
В то же самое время мы стремились к победе в чемпионате, и потому обращали чуть меньше внимания на машину для сезона 2010 года. Но сейчас у меня есть ощущение, что мы пребываем в хорошей форме, даже на фоне Ferrari, Red Bull и McLaren – если учесть, что размер нашей команды существенно меньше. Это позволяет мне с оптимизмом смотреть в будущее.
Вопрос: В 2011 году численность персонала будет сокращена. Но ведь сейчас три топ-команды разрабатывают технику, все ещё имея дополнительных сотрудников. Это дает им дополнительное преимущество?
Росс Браун: Возможно. Но прямо сейчас мы на 100% сосредоточены на создании машины к новому сезону, а они ведут спор за титулы и вынуждены делить свои ресурсы. Потому наше положение не является выигрышным или проигрышным.
Вопрос: Ваш акцент на подготовку к будущему сезону вовсе не гарантирует, что Михаэль Шумахер будет побеждать вновь. Напарник, Нико Росберг, регулярно опережает его, хотя вы и говорите, что их пилотские почерки весьма похожи…
Росс Браун: Все не так просто. Для Михаэля очень важно, чтобы передние шины хорошо держали трассу, тогда он сможет пилотировать в привычной манере: жестко тормозить и выполнять резкие маневры. Должен сказать, что передние шины, применяемые в этом сезоне, довольно необычны. Они создавались специалистами Bridgestone по просьбе чиновников FIA, которые стремились продвигать KERS, и потому хотели получить особую резину, учитывающую примерное распределение веса при использовании этой системы.
Вопрос: Выходит, в неудачном возвращении Шумахера можно обвинять Bridgestone?
Росс Браун: Конечно же, нет – а к тому, что Михаэлю оказалось непросто привыкнуть к таким шинам, стоит добавить, что Нико – очень хороший пилот, способный установить по-настоящему высокую планку.
Мы ожидаем, что в следующем сезоне шины Pirelli куда лучше подойдут стилю Михаэля – и только тогда станет ясно, действительно ли Нико быстрее Шумахера.
Вопрос: То есть у вас уже есть информация о характеристиках шин Pirelli, которая дает надежду, что проблемы Михаэля останутся в прошлом?
Росс Браун: Пока что у нас очень мало данных о шинах. Но я не думаю, что продукция Pirelli окажется столь же своеобразной. При этом резина 2010 года оказалась даже хуже той, что применялась в 2009-м, причем мы этого не ожидали, и потому не учли при распределении веса.
Вопрос: Выходит, что если бы Михаэль вернулся в 2009-м, ему было бы проще?
Росс Браун: Да, те шины определенно лучше подходили его пилотскому стилю. Но без тестов возвращение получилось бы сложным. В 2011-м пилоты начнут с чистого листа, а потому у соперников уже не будет никакого преимущества над Михаэлем.
Вопрос: Насколько вы учитываете в разработке шасси особенности стиля Шумахера?
Росс Браун: Не слишком сильно. В этом году мы просто оказались перед фактом, что Михаэлю надо использовать эти шины. И разница между нами и тремя топ-командами состоит в том, что они сумели понять, как работать с ними, а нам этого не удалось.
Вопрос: В Голливуде говорят, что ты хорош ровно настолько, насколько хорош твой последний фильм. В Формуле 1 о пилотах судят по последней гонке. Как Михаэль справляется с этим?
Росс Браун: Конечно же, Михаэль расстроен. Но сложности лишь доставляют ему удовольствие. Нет сомнений, что он вернулся в гонки именно потому, что захотел вновь оказаться здесь. Он хочет работать с инженерами, находить решения – и он невероятно мотивирован. Он любит гонки. Ему удаются невероятные старты и первые круги.
Но при этом он все же огорчен тем, что не может ехать чуть быстрее. Но заверяю вас – Михаэлю не занимать амбиций, и он выиграл семь своих титулов потому, что никогда не сдавался. Он напряженно работает с инженерами и подстегивает сотрудников базы.
Вопрос: Вы знакомы с ним уже много лет и имеете возможность реально оценивать его силы. Он уже не тот, что прежде?
Росс Браун: Он стал более спокойным. Пять лет назад Михаэль едва ли справился бы с такой ситуацией. Но теперь он рассудительнее и мудрее – но при этом нельзя сказать, что снизилась его мотивация или целеустремленность. Но я действительно поражен его хладнокровием.
Вопрос: Но если говорить прямо – он действительно столь же хорош, как и прежде?
Росс Браун: Изучая данные телеметрии прохождения быстрых поворотов, или глядя на время его реакции на срыв машины в занос, – я не вижу никакой разницы. Так что это прежний Михаэль. Однако в медленных виражах ему не удается полностью использовать потенциал шин, как это делает Нико. В этом отношении Росберг устанавливает очень высокую планку. Но думаю, с этим у Михаэля нет никаких проблем, так как он четко представляет, где может прибавить. По-моему, в 2011-м мы снова увидим настоящего Михаэля – когда обеспечим его машиной более высокого уровня.
Вопрос: Прежде планку всегда устанавливал сам Шумахер, теперь это делает его напарник. Как Михаэль относится к этому?
Росс Браун: Конечно же, он не слишком доволен таким положением вещей. С другой стороны – перед ним стоит понятная цель, а такие задачи ему всегда очень нравились.
Вопрос: Как часто он звонит вам с вопросами о разработке машины для 2011 года?
Росс Браун: Мы много говорим об этом, также он общается с инженерами и специалистами по аэродинамике. С одной стороны. Шумахер нас поддерживает, с другой – следит, как мы продвигаемся вперед.
Вопрос: Если бы этот пилот не был семикратным чемпионом мира Михаэлем Шумахером – он по-прежнему оставался бы за рулём?
Росс Браун: Говоря откровенно – пожалуй, нет. Но мы знаем Михаэля, знаем, что он еще сможет ощутимо прибавить, потому что во многих отношениях более талантлив, чем другие гонщики – речь тут и о пилотаже, и о работе с командой. Сейчас все очень довольны тем вкладом, который делает Михаэль в общее дело. Будь это новичок, мы задавались бы вопросом, есть ли у него потенциал для дальнейшего роста. В случае с Михаэлем мы знаем, что он есть.
Вопрос: Эдди Джордан, эксперт и комментатор, а в прошлом владелец команды Формулы 1, предсказывает, что Шумахер завершит выступления в конце года. Что вы скажете по этому поводу?
Росс Браун: Разумеется, это не так. Стоило ли возвращаться, чтобы потом не довести дело до конца? Нет, он не собирается уходить – можете быть в этом уверены!
Вопрос: Кроме того, Джордан предрекает ваше расставание с Mercedes…
Росс Браун: Нет сомнений, что однажды я отойду от дел. Но мне бы хотелось сделать это, когда я добьюсь успеха, а не в нынешней ситуации. Пока что у меня достаточно мотивации, чтобы просыпаться по утрам и идти на работу. Но настанет день, когда я действительно передам руководство командой кому-нибудь еще.
Вопрос: Этим «кто-то» может стать Михаэль Шумахер?
Росс Браун: Мы никогда не говорили с ним о такой возможности. Он очень разумный человек, хороший семьянин. Не знаю, заинтересует ли его такое дело. Будучи руководителем команды, ты не испытываешь таких приливов адреналина, как при управлении гоночной машиной. Зато приходится работать по 10-12 часов в сутки – не уверен, что такая перспектива сильно обрадует его.
Вопрос: Как вы прокомментируете слухи о том, что между вами и руководством Mercedes возникли трения?
Росс Браун: Жаль, что такие сплетни распространяются. Но давайте говорить откровенно – никто из нас не может быть доволен теми результатами, которые мы показываем в этом году. Конечно, в Mercedes хотят знать, каким образом и когда мы сможем прибавить. Но нет нужды говорить мне, насколько важны победы.
Пожалуй, мы действительно можем немного улучшить отношения между Брэкли [где расположена база команды] и заводом двигателей Mercedes, но в компании открыты ко всем нашим предложениям. Так что сейчас между нами нет никаких проблем. Но они появятся, если в будущем мы не сможем прибавить.
Вопрос: Может ли случиться так, что вы с Шумахером в хорошем настроении закончите карьеру в конце следующего сезона?
Росс Браун: Пожалуй, в следующем году будет еще слишком рано. Мне нравится эта команда. Вместе мы многое пережили. И я никогда не оставлю ее в неясной ситуации. Но также не хочется заниматься всем этим вплоть до своего 65-летия. Да, Берни Экклстоун установил планку очень высоко, но я не думаю, что смогу эффективно работать так же долго, как он.