Вечером в субботу команда McLaren собрала журналистов на пресс-конференцию, посвящённую 200-му Гран При Дженсона Баттона…
Вопрос: Дженсон, вы помните свою первую гонку?
Дженсон Баттон: Первую гонку? Я помню, как выехал из боксов в пятницу. Уличная трасса, другое время года, листья на асфальте. Я подъехал к Михаэлю Шумахеру, листья вылетали из-под днища его машины, я помню, что улыбался. Мне было двадцать лет. На свободных заездах я разбил машину и почти не выезжал до квалификации, а в гонке смог подняться до четвёртого места, когда отказал двигатель.
В двадцать лет вам кажется, что жизнь будет легкой. Я получил возможность выступать в Формуле 1, думал, что мастерство гонщика имеет большое значение, а команда обязательно справится, но скоро выяснилось, что это не совсем так. Мы выступаем в невероятно конкурентоспособном чемпионате, мастерство пилота действительно важно, но он не может повлиять на работу команды.
Честно говоря, тогда я думал, что первая победа придёт гораздо раньше, что скоро я смогу бороться за титул. Удивительно, но в 2009-м, когда я смог бороться за победу в чемпионате, мне не казалось, что позади уже много лет карьеры. Появился шанс, и я его использовал. Время летит быстро, я приехал на двухсотый Гран При, а кажется, что с дебютной гонки прошло одно мгновение.
Вопрос: Вы хотели бы что-то изменить?
Дженсон Баттон: Я допустил множество ошибок при подписании контрактов, тратил слишком много денег, но ничего не стал бы менять, ведь в результате я многому научился и смог выиграть титул. Возможно, этой победы не было бы, если бы я не прошел через всё это.
Вопрос: В вашей карьере были подъемы и спады. Сделали ли они вас более цельным человеком?
Дженсон Баттон: В 2009 году, когда я пересек финишную черту в Бразилии и выиграл титул, я подумал: «Здорово!» Я смог спокойно вздохнуть, вспомнить свои победы и поражения. Этот опыт - не только участия в гонках, но и подписания контрактов, смены команд, помог мне в итоге выиграть титул.
Вопрос: Кажется, вы не изменились с 2000-го, у вас по-прежнему легкий характер?
Дженсон Баттон: Нет, он не такой, как прежде. Я изменился как человек и как гонщик. Здорово, что я стал более открытым, оставшись самим собой. С тех пор как я стал чемпионом, я получаю больше удовольствия от гонок. И я по-прежнему хочу выиграть титул – поэтому я здесь.
Вопрос: Вы снова можете выиграть титул?
Дженсон Баттон: Конечно, я полностью в этом уверен. Не думаю, что пилот, который уже становился чемпионом, не захочет снова побороться за победу в чемпионате.
Вопрос: Многие считают, что это не так интересно…
Дженсон Баттон: Думаю, многим гонщикам в нашем спорте не нравится публичность. Мы любим гоняться, но у многих возникают проблемы в других аспектах спорта. Надо спокойно к этому относится, понимать, что вам повезло оказаться на этом месте. Что-то может не нравиться, но с этим надо мириться и постараться получить удовольствие.
Мне не нравятся некоторые уик-энды и некоторые моменты. Например, возвращаться в боксы и покидать машину из-за возникших проблем, в плохом настроении возвращаться в моторхоум, когда остальные продолжают смотреть гонку. Это часть работы. Всегда будут сходы, и иногда вы ненавидите свое дело. Но большую часть времени вы получаете удовольствие от своей работы, и это самое важное.
Вопрос: К концу сезона вы займете восьмое место в списке пилотов, которые провели больше всех Гран При. Теперь сезон состоит из 19-и или 20-и этапов, собираетесь ли вы отметить трехсотую гонку?
Дженсон Баттон: Я могу это сделать и тогда займу второе место, не так ли? Боже мой, это пугает!
Я не хочу нацеливаться на то, что проведу триста Гран При: двести этапов – это уже внушительное число. По мнению большинства, это целая эпоха, можно оглянуться назад, вспомнить успехи и неудачи. Не думаю, что мы часто этим занимаемся: мы постоянно живем сегодняшним днем, или смотрим в будущее. В Формуле 1 каждый год переходит в следующий.
Вопрос: Что вы скажете о приятных моментах?
Дженсон Баттон: Было несколько хороших моментов, но были и плохие. Приятные эпизоды легко определить: в эти моменты я улыбаюсь и держу над головой победный кубок. Но в моей карьере было много гонок, в которых машина не позволяла претендовать на победу. Я доволен большей частью карьеры в Формуле 1, даже когда выступал на не очень быстрых машинах.
Вопрос: О каких неудачах вы говорили?
Дженсон Баттон: Бывают плохие времена: случаются аварии, вы получаете травмы или на машине возникают проблемы с надежностью.
Вопрос: Были ли у вас ужасные периоды?
Дженсон Баттон: Возможно, ужасным был этап в Монако в 2003 году. Я врезался в барьер, а когда очнулся, увидел крупного страшного человека с густыми бровями. Он сказал, что его зовут доктор Сид (пауза) Уоткинс. Тогда я не сразу сообразил, кто это. Он делал мне всякие уколы. Это было ужасно.
Вопрос: Готовы ли вы провести ещё пять сезонов в Формуле 1?
Дженсон Баттон: Сложно заглядывать так далеко. Важно контролировать своё будущее, но было бы неправильно сказать, что моя карьера продолжится ещё пять лет. Я получаю удовольствие от спорта и гонок. Не знаю, смогу ли я перейти рубеж в 300 Гран При. У меня нет такой цели, но есть такая возможность. Я займу второе место по количеству Гран При в Формуле 1, это здорово. Сейчас мне только 31 год.
Вопрос: Легко предположить, что ваш следующий контракт станет последним...
Дженсон Баттон: Не знаю. Можно так сказать, но когда он подойдет к концу, возникнет мысль: «Вот и всё. Чем я займусь теперь?» Существует множество возможностей, но ничто не сравнится с Формулой 1. Возможно, я стану руководить своей командой, что вы об этом думаете? Столько людей добилось успеха в этом деле! В какой команде я бы ни оказался, я рассчитываю на большую зарплату, чем сейчас, чтобы я смог позволить себе руководить командой…