Этот сезон складывается не лучшим образом для самого опытного гонщика в пелотоне: вместо борьбы за победы Дженсону Баттону приходится прилагать немалые усилия, чтобы заработать очки. В недавнем Гран При Канады McLaren впервые за 64 гонки не удалось это сделать. Тем не менее, чемпион 2009 года верит, что команда сумеет отыграться, ведь она одна из самых успешных в Формуле 1.
Вопрос: Новый сезон начался не столь успешно, но мы все знаем, что у McLaren есть возможности кардинально изменить ситуацию. Вопрос в том, когда это произойдет. Что вы об этом думаете?
Дженсон Баттон: Конечно, мы рассчитывали на более успешные гонки, особенно после прошлого сезона, в котором McLaren выиграла семь Гран При, в частности, два из трех финальных. Однако, как вы и сказали, с момента основания Брюсом Маклареном 50 лет назад McLaren была и остается великой командой. В сущности, после дебюта в 1966 году она выиграла 182 Гран При – за это время с ней сравнялась только Ferrari, когда Фернандо Алонсо победил в Испании. Кроме того, дебютировав в 1966 году, McLaren выиграла каждую четвертую гонку и за это время по крайней мере один из ее пилотов поднимался на подиум более чем в половине гонок. К тому же она выиграла 20 титулов. Это потрясающие достижения, разве нет?!
Как я сказал, мы надеялись на более результативный сезон, но я твердо уверен, что у команды еще будут успехи. Конечно, в следующем году нас ждет переходный период: мы завершаем сотрудничество с Mercedes, а с 2015-го McLaren снова станет полностью заводской командой с официальной поддержкой Honda и всем, что этому сопутствует. Разумеется, все воодушевлены такой перспективой. Мне кажется, сегодня необходимо быть заводской командой, чтобы получить реальные шансы регулярно добиваться успеха в Формуле 1.
Вопрос: До начала сезона у вас была надежда, что McLaren реально поборется за титул в этом году? Если да, то на каком этапе вы оставили эту надежду?
Дженсон Баттон: Когда вы выигрываете последний Гран При сезона, вы неизбежно ощущаете сдержанный оптимизм. Да, в 2012-м в Бразилии я выиграл финальную гонку, в сущности, мы выиграли обе последних гонки прошлого сезона, поэтому я не стану отрицать, что на Рождество и в Новый год испытывал такой оптимизм. С этой точки зрения, начало нового сезона получилось крайне неудачным, но история показывает, что McLaren весьма успешная команда, и я знаю, что мы сумеем отыграться. Нам всегда это удается. Считаю ли я, что мы не утратили шансов выиграть титул в этом году? Было бы наивно так считать, поэтому я не буду этого говорить. Мне кажется, в Канаде это стало очевидно.
Вопрос: Вы настолько недовольны итогами гонки в Монреале?
Дженсон Баттон: Конечно, ведь McLaren заработала очки в предыдущих 64 гонках подряд – в сущности, в каждом Гран При с тех пор, как я присоединился к команде в 2010-м, поэтому упустить эту возможность в Монреале крайне неприятно. Однако, по правде говоря, McLaren, да и я сам здесь не для того, чтобы просто зарабатывать очки. В 2009 году я выиграл титул вместе с Brawn GP, и хотя я еще не стал чемпионом в составе McLaren, я одержал восемь побед для этой команды – в 2010-м, 2011-м и 2012-м. Кроме того, за это время я 25 раз поднимался на подиум и очень горжусь этими достижениями.
Тем не менее, из-за предыдущих успехов становится сложнее справиться с нынешними неудачами. Например, возвращаясь к вашему вопросу: до этого Гран При Канады McLaren выиграла три гонки в Монреале подряд – в 2010-м, 2011-м и 2012-м, а я считаю свою победу на этой трассе в 2011 году одной из лучших в карьере. В целом, минувший гоночный уик-энд оказался крайне неудачным.
Вопрос: Поскольку McLaren не участвует в борьбе за титул в этом году, есть ли смысл продолжать вкладывать ресурсы в работу с нынешним шасси, хотя в следующем году всё изменится?
Дженсон Баттон: Доработка машины – это всегда умение сбалансировать имеющиеся ресурсы, но, честно говоря, этим занимаются все команды Формулы 1 каждый год, и этот сезон – не исключение. Итак, McLaren, как и любая другая команда, сейчас контролирует этот баланс, но в свое время неизбежно постепенно переключимся на подготовку к 2014-му.
Вопрос: Нет ли у вас опасений, что до прихода Honda McLaren выпадет из числа топ-команд, как это произошло с Williams? Выдающееся прошлое не предостерегает от сложного будущего…
Дженсон Баттон: Не мне рассуждать о том, что произошло с Williams. Впрочем, я не сомневаюсь, что McLaren останется в числе топ-команд Формулы 1. Как я сказал, я провёл в этом чемпионате 13 лет и многое увидел за это время. Я никогда не выступал за команду, которая была бы лучше McLaren, и горжусь тем, что я пилот McLaren, ведь я иду по стопам великих гонщиков уровня самого Брюса Макларена, Эмерсона Фиттипальди, Джеймса Ханта, Ники Лауды, Алена Проста, Айртона Сенны и Мики Хаккинена. А McLaren, как я уже сказал, всегда может отыграться.
Например, в 2009 году, когда я выиграл титул в Brawn GP, в начале сезона McLaren выступала крайне неудачно. В первой гонке – Гран При Австралии – Хейкки Ковалайнен занял 14-ю, а Льюис Хэмилтон – 15-ю позиции в квалификации, но к этапу в Венгрии McLaren была настолько сильна, что Льюис выиграл гонку, стартовав с поула. Этой команде часто удавалось добиться успеха после неудачного сезона. В 2004-м она выиграла только один Гран При, а в 2005-м одержала 10 побед. В 2006-м ее пилоты ни разу не поднимались на верхнюю ступень подиума, а в 2007-м выиграли восемь гонок. История показывает, что McLaren снова начнет побеждать, причем довольно часто, а следующая эпоха в ее истории, как я сказал, может оказаться очень интересной.
Вопрос: Как вы справляетесь с неопределенным на данный момент будущим? Останетесь ли вы в команде в 2015-м, когда начнется новая эпоха – McLaren-Honda?
Дженсон Баттон: У меня была отличная карьера. Я выиграл 15 Гран При и один титул. В будущем я собираюсь одержать новые победы, но пока не решил, как долго это будет продолжаться. Посмотрим (смеется).
Вопрос: Вы уверены, что Мартин Уитмарш подходит на роль руководителя команды?
Дженсон Баттон: Мартин – потрясающий человек. Присоединившись к команде в 1989-м, он имеет отношение к более чем сотне побед в Гран При. Мартин – очень опытный и компетентный человек. Он очень хочет изменить ситуацию вместе с Джонатаном Нилом, Сэмом Майклом и Тимом Госсом, а также некоторыми другими талантливыми инженерами, занимающими руководящие посты. У нас очень сильная команда.
Вопрос: Рон Деннис участвует в её работе? Он многие годы олицетворял McLaren…
Дженсон Баттон: Рон – это легенда Формулы 1, и любая команда гордилась бы, если бы он входил в число её руководителей. Рон Деннис занимается именно этим – он руководит компанией McLaren. Разговаривая с ним сейчас, я вижу, что он очень занят делами McLaren Automotive, поэтому не особенно участвует в работе гоночной команды. Однако у него более 40 лет опыта работы в Формуле 1, и он всегда увлекался автоспортом, так что, разумеется, следит за всем, что происходит. Тем не менее, Рон не вмешивается в работу команды, поскольку это не требуется.
Вопрос: Любому руководителю команды вы с Льюисом Хэмилтоном три года казались идеальным составом пилотов. Теперь вы работаете вместе с молодым гонщиком, который еще не нашел свое место среди остальных, если можно так сказать. Это доставляет вам какое-то беспокойство?
Дженсон Баттон: Серхио – хороший парень. Возможно, иногда он бывает, по его словам, несдержанным, но это, безусловно, быстрый гонщик, продолжающий набираться опыта, поскольку в нашем спорте вы никогда не перестаете учиться. Да, как вы сказали, Перес пытается найти своё место, но я считаю, что так и должно быть. Напарник никогда не станет для вас лучшим другом, поскольку все постоянно сравнивают ваши результаты, а вы, неизбежно, стремитесь получить сравнение в вашу пользу.
Однако у нас с Серхио хорошие отношения, а это гораздо больше, чем можно сейчас сказать о взаимоотношениях некоторых гонщиков! (смеется) Тем не менее, мы оба недовольны нынешней скоростью машины. Если бы MP4-28 была чуть более конкурентоспособной, это немного упростило бы нашу задачу.
Вопрос: Продолжим разговор о напарниках, но вернемся к Льюису. Когда стало известно, что он подписал контракт с Mercedes, многие опасались, что он допустил огромную ошибку. Сейчас так думают единицы. А что думаете вы? Чувствуете ли вы зависть по отношению к бывшему напарнику, когда в квалификации и гонке он борется за места в лидирующей группе?
Дженсон Баттон: В Формуле 1 всё циклично. Постоянно побеждать невозможно, и моя карьера это доказывает. Так было практически со всеми чемпионами в истории Формулы 1. В прошлом году McLaren выиграла семь гонок, а Mercedes – только одну. В этом году наоборот: Mercedes одержала одну победу, а McLaren – ни одной. Впрочем, нельзя строить прогнозы, основываясь на семи гонках. Я слишком долго выступал в Формуле 1, чтобы допустить такую ошибку. McLaren была и остается великолепной командой, и мы добьемся прогресса. Когда это произойдет, я не знаю.
Вопрос: Следующая гонка пройдет в Сильверстоуне. Вам никогда не удавалось оказаться за рулем конкурентоспособной машины на домашнем этапе, даже в 2009-м, когда Brawn GP выиграла оба титула. Велика ли вероятность, что вопреки всему, вы, наконец, сможете вкусить победу на британской трассе?
Дженсон Баттон: В Сильверстоуне самые лучшие на свете болельщики, и я хотел бы в этом году их порадовать. Я никогда не выигрывал домашний Гран При, но мечтаю когда-нибудь одержать победу. К сожалению, должен признаться, что сомневаюсь в успехе в этом году. Однако мы приложим максимум усилий, чтобы добиться достойных результатов – в этом вы можете не сомневаться!