У главы менеджмента Формулы 1 Берни Экклстоуна и руководителя Red Bull Racing Кристиана Хорнера при всех различиях есть и кое-что общее. Обоим удалось превратить слабые команды в победителей: Экклстоун в свое время сделал это с Brabham, а Хорнер – с бывшей Jaguar Racing, и они оба питают слабость к Себастьяну Феттелю. Об этом шла речь в интервью официальному сайту чемпионата…
Вопрос: Вы оба сами выступали в гонках, но потом оставили это занятие. Берни говорит, что отказался от продолжения карьеры, когда понял, что более талантлив в другой сфере. А вы, Кристиан, почему повесили шлем на гвоздь?
Кристиан Хорнер: Мне не удалось добиться даже того, чего в свое время добился Берни, так что у меня было еще меньше причин продолжать карьеру гонщика…
Берни Экклстоун: Хорошо, когда люди осознают предел своих возможностей и делают правильные выводы.
Кристиан Хорнер: Вот именно, я сделал свой вывод! (смеется)
Вопрос: Похоже, это был действительно правильный вывод…
Берни Экклстоун: Я иногда задаю себе вопрос: многим ли руководителям команд удавалось два года подряд побеждать в обоих зачетах чемпионата?
Вопрос: Рону Деннису с McLaren, когда чемпионом становился Айртон Сенна, Флавио Бриаторе с Renault, благодаря Фернандо Алонсо, и Жану Тодту с Михаэлем Шумахером и Ferrari…
Берни Экклстоун: Само перечисление имен говорит о том, насколько это непросто. Кристиан и Себастьян Феттель тоже вот-вот присоединятся к этой славной когорте.
Кристиан Хорнер: Тогда почему вы всё время мне говорите, что все наши достижения объясняются одной лишь удачей? (смеётся)
Берни Экклстоун: Потому что это правда. Посмотрите, ваши соперники – Ferrari, McLaren и Mercedes! Чтобы их одолеть, без везения не обойтись. Но Red Bull Racing работает просто великолепно – это факт.
Вопрос: Себастьян вас обоих удивляет?
Кристиан Хорнер: Нет. Просто чем опытнее он становится, тем лучше выступает.
Берни Экклстоун: И конца этому процессу не видно. Он ещё многого добьется.
Кристиан Хорнер: Больше всего на меня произвело впечатление то, как он заставил критиков замолчать. Все те, кто говорил, что он не настоящий гонщик, что теперь он изменит тактику и будет бороться не за победы, а только за очки, были просто поражены, когда в Монце он дерзко обогнал Алонсо. Сейчас именно Феттеля можно считать образцом. У него отличная скорость и фантастическая стабильность.
Вопрос: Почему он настолько хорош?
Кристиан Хорнер: Прежде всего, наша команда выросла и усвоила уроки, полученные в прошлом году. Во-вторых, завоевав чемпионский титул, Себастьян стал выступать намного увереннее. Он еще больше верит в свои силы, понимая, на что способен, и развивая успех.
Берни Экклстоун: Себастьяну свойственна абсолютная воля к победе, но при этом он остается реалистом. Даже самый громкий успех не может вскружить ему голову. Это очень важно. Себастьян всегда спокоен, никогда не изменяет себе, поэтому ему все дается легко.
Вопрос: Кристиан, в ситуации, когда Себастьян столь явно доминирует, насколько сложно настраивать на борьбу Марка Уэббера?
Кристиан Хорнер: Он по-прежнему готов сражаться с любыми соперниками, но только Себастьяна ему уже не опередить.
Берни Экклстоун: То, что Себастьян выступает лучше, чем Марк, мы уже знаем. Но кто ещё может одолеть Марка?
Вопрос: Судя по положению в турнирной таблице, надо назвать Дженсона Баттона и Фернандо Алонсо…
Берни Экклстоун: Вот именно. Поэтому, по-моему, было бы неправильно преуменьшать достижения Уэббера. Его напарник – Феттель, которого очень сложно опередить. По-моему, Себастьян – лучший гонщик чемпионата.
Кристиан Хорнер: На фоне успехов Себа, Марка можно легко недооценить, но это было бы колоссальной ошибкой. Уэббер способен на многое.
Вопрос: Берни, как бы вы мотивировали своего второго гонщика?
Берни Экклстоун: Я бы предложил ему больше денег.
Кристиан Хорнер: Это плохой совет. (смеется) Давайте начистоту: скольким гонщикам вы поднимали зарплату, когда были руководителем Brabham?
Берни Экклстоун: У меня даже ведущие гонщики не так уж много зарабатывали…
Вопрос: Вам обоим удалось превратить слабые команды в победителей. В чем секрет успеха?
Берни Экклстоун: Необходимы хорошие профессионалы: хорошие конструкторы, менеджеры и гонщики. Но в те годы, во времена Brabham, у меня было серьёзное преимущество. Мы были мастерами всяческих уловок, и нас ни разу не поймали. Сейчас такое невозможно! (Хорнер смеется)
Сегодня важно уметь интерпретировать технический регламент с максимальной выгодой для себя. Это значит, что правила необходимо соблюдать, но при этом мыслить нестандартно, поскольку механизмы контроля стали настолько жесткими, что рисковать не стоит.
Кристиан Хорнер: Следовательно, всё дело в хороших профессионалах.
Берни Экклстоун: Вот поэтому меня и удивляет, что Red Bull Racing – такая успешная команда! Представляете, чего бы они добились, если бы у них был хороший руководитель! (Хорнер хохочет)
Вопрос: Берни, вы – сам себе хозяин. У вас была собственная команда. Но Кристиан должен отчитываться перед владельцем Red Bull Дитрихом Матешицем…
Берни Экклстоун: Не думаю, что Дитрих мешает Кристиану работать. Если серьезно, то Кристиан – большой молодец, и Дитриху в голову не придет вмешиваться.
Кристиан Хорнер: Главное отличие в том, что Берни владел командой, и все доходы шли ему, он зарабатывал много денег. Как вам удавалось договариваться с самим собой: как находили общий язык Берни-хозяин и Берни-руководитель команды?
Берни Экклстоун: (смеётся) Это было непросто! Но не забывайте, что в Brabham работали 70 человек, и чтобы ими руководить, требовалось намного меньше усилий, чем управлять коллективом из 500 сотрудников.
Вопрос: Кристиан, в Формуле 1 есть такая поговорка: если вы одержите одну победу – все будут вас любить, но если продолжите выигрывать – вас будут ненавидеть. Вы это чувствуете? В адрес Red Bull Racing звучало немало обвинений в нарушениях технического регламента, в том, что вы не соблюдаете Соглашение об ограничении ресурсов?
Кристиан Хорнер: Я делаю свое дело, так что как-нибудь это переживу.
Берни Экклстоун: Остальные команды хотят понять, почему Red Bull выигрывает, а они – нет, поэтому вместо того, чтобы нормально работать, выдвигают все эти обвинения.
Вопрос: В таком случае, объясните, почему Red Bull Racing удается добиться таких успехов?
Берни Экклстоун: У них есть гениальный конструктор Эдриан Ньюи, но тут надо ещё сказать об общем правильном настрое команды. Все хотят добиться успеха, хотят выигрывать как можно больше гонок.
Вопрос: Кристиан, как вы думаете: если вы займете второе место, то будете считать себя неудачниками?
Кристиан Хорнер: Это классическая цитата из Рона Денниса. Но, разумеется, мы хотим быть лучшими, хотим выигрывать гонки и титулы.
Вопрос: Говорят, Фернандо Алонсо недавно предложил Феттелю подумать о переходе в Ferrari. Должен ли он всерьез рассматривать такое предложение?
Берни Экклстоун: Судя по сегодняшней скорости Ferrari, это, по крайней мере, могло бы стать подходящим способом хоть немного его притормозить.
Кристиан Хорнер: (смеётся) По-моему, сейчас бык, нарисованный на его машине, нравится ему больше, чем гарцующий жеребец. И если бы спросили моего совета, я бы предложил ему перейти в Ferrari незадолго до завершения карьеры. Мы гордимся тем, что он выступает в нашей команде, и надеемся, что впереди у нас ещё много успешных сезонов.
Вопрос: Берни, в ассоциации FOTA происходят большие перемены. Что вы думаете об этом «клубе», в котором состоит и Red Bull?
Берни Экклстоун: Я стараюсь о нём не думать.
Кристиан Хорнер: Я тоже не так много времени трачу на раздумья такого рода.
Вопрос: Тогда почему FOTA существует?
Берни Экклстоун: Это совершенно ненужное объединение людей, чья единственная задача, на самом деле, сводится к тому, чтобы выводить на старт быстрые машины. Больше их ничто не должно заботить. Об остальном забочусь я, поэтому финансовых ресурсов у нас достаточно.
Вопрос: Берни, у вас есть сомнения в том, что Себастьяну удастся защитить свой титул?
Берни Экклстоун: Ни малейших. Даже если он решит отправиться на каникулы и пропустит остаток сезона, никто не сможет отобрать у него победу в чемпионате.