В интервью официальному сайту чемпионата консультант Red Bull Хельмут Марко подвел итоги минувшего сезона Формулы 1, в котором команда RBR и её пилот Себастьян Феттель отстояли свои чемпионские титулы, а также поделился прогнозами на будущий год и рассказал о молодежной программе австрийской компании…
Вопрос: Что означает для команды тот факт, что удалось отстоять оба титула?
Хельмут Марко: Это подтверждает наше – я бы не хотел использовать слово «доминирование» – давайте скажем, умение побеждать.
Вопрос: Какие факторы стали решающими для этого успеха?
Хельмут Марко: Пожалуй, я бы поставил на первое место последовательность – как на самом высоком уровне при принятии решений, так и на более низких ступенях. Мы не вносили никаких серьезных изменений на протяжении трёх последних лет – а если что-то и менялось, то не внутри команды. Люди переходили из одного отдела в другой, если демонстрировали соответствующие таланты, но они всегда оставались членами нашей большой семьи (улыбается). Знать, что твой талант получает признание, и иметь возможности для роста – залог гармонии, которая приводит к успеху.
Вопрос: Давайте поговорим о технике. Уже много раз команды пытались придумать что-то, чего нет у остальных – и очень часто это имело прямо противоположный эффект. Что предохраняет вас от подобных осечек?
Хельмут Марко: Первое и самое главное – у нас есть Эдриан Ньюи. Во-вторых, у нас есть инструменты – вычислительная гидродинамика, аэродинамическая труба и симулятор – превосходно работающие вместе. Это значит, что любая деталь поступает в производство лишь тогда, когда мы полностью уверены, что она принесет пользу, а вероятность её отказа уже в этот момент сведена к минимуму.
Вопрос: В последнее время мы видели немало смелых идей, которые не приносили результата – достаточно вспомнить «передний» выхлоп Renault. Получается, что у вас также есть возможность установить, какое решение окажется полезным, а какое – нет, что и отделяет победителя от всех остальных?
Хельмут Марко: Наверное, все дело в том, что машина, прежде всего, должна хорошо управляться. Если она будет быстрее всех остальных только на трассе конкретной конфигурации, от такой машины не будет толка. Если вспомнить доработки, которые мы устанавливали по ходу сезона – все они приносили пользу. Нам ни разу не пришлось терять время и возвращать что-то назад. И если посмотреть, как менялись все остальные машины с течением времени, то все они с каждым обновлением становились всё более похожи на RB7. Разве что раскраска была другой (улыбается). Чем дольше продолжался сезон, тем больше разноцветных RB7 выезжало на стартовую решетку.
Вопрос: Что вы думаете о ситуации, когда старожилы Формулы 1 – McLaren и Ferrari – при всем желании не могут одолеть Red Bull Racing?
Хельмут Марко: Действительно, мы не являемся автопроизводителем – и никогда не имели таких намерений, – но стремимся к успеху в спорте. И тот факт, что в Ф1 мы опережаем Ferrari и McLaren, заставляет нас испытывать гордость. Мы всегда считали своим соперником самого лучшего, того, кто лидирует в настоящий момент – и стремились побить его. Такова во все времена была философия Red Bull.
Мне не понятно, почему у остальных возникают вопросы к такой точке зрения. При этом самое любопытное, что на протяжении нескольких десятилетий Ferrari и McLaren были непримиримыми соперниками, но когда мы пришли и обогнали тех и других – они ощутимо сблизились (улыбается).
Вопрос: Почему до сих пор звучат вопросы о долгосрочной программе присутствия компании Red Bull в Формуле 1? Кажется, нет ничего, что позволит дать на них окончательный ответ…
Хельмут Марко: Это не совсем так. Дитрих Матешиц говорил о том, что если условия игры изменятся, нужно будет снова всерьез обдумать ситуацию. Формула 1 для Red Bull – маркетинговый инструмент, потому мы должны постоянно оценивать расходы и отдачу от своего участия. И результат должен быть положительным. При наличии долговременных успехов сомнений в этом быть не может. Кроме того, если посмотреть на ситуацию – у нас заключены длительные контракты с поставщиками двигателей, спонсорами и сотрудниками.
Вопрос: Что первое приходит вам в голову при упоминании Ассоциации команд?
Хельмут Марко: FOTA должна заботиться об интересах команд и оптимизировать их – похоже, это непростая задача.
Вопрос: Почему?
Хельмут Марко: Потому что каждая команда заботится, прежде всего, о собственных интересах и поэтому не так хорошо видит общую картину.
Вопрос: Что вы можете сказать про Соглашение об ограничении ресурсов, которое в последнее время является одной из главных тем для обсуждения? Кто может контролировать его соблюдение?
Хельмут Марко: Наша точка зрения состоит в том, что до тех пор, пока Соглашение не затрагивает моторы и KERS, оно вполне осуществимо, и возможно разработать точные параметры, по которым оно бы работало. Идея о том, что нужно тратить меньше денег, верна – и мы уже движемся в этом направлении. Но я не готов принять ситуацию, когда Red Bull Racing наказывают за работы с аэродинамикой, в то время как Соглашение не затрагивает мотор и коробку передач. В любом случае, это сложная тема – но если учесть общую экономическую ситуацию, сокращение расходов команд просто неизбежно.
Вопрос: Чего Red Bull Racing хочет добиться в 2012 году?
Хельмут Марко: Отстоять оба наших титула, хотя мы и понимаем, что теперь это будет куда сложнее. Но уже долгое время у нас есть основные слагаемые успеха, так почему же в 2012 году все должно быть иначе? Требуется быстрая машина, стабильность и два пилота, способных добиться нужного результата.
Вопрос: Компания Red Bull оказывает поддержку молодым гоночным талантам – когда мы увидим одного из таких юниоров в кокпите RBR?
Хельмут Марко: Приятно, когда у вас возникают трудности подобного свойства: сейчас у нас есть сразу четыре кандидата: это Хайме Альгерсуари, Себастьен Буэми, Даниэль Риккардо и Жан-Эрик Вернь. Если Марк Уэббер решит прекратить выступления, кто-то из них займет его место. Сейчас ни у кого в этой четверке нет преимущества перед другими. Все решится, когда возникнет такая ситуация.