Дебютировав в Формуле 1, Роман Грожан демонстрировал неплохую скорость, но частые аварии вынудили его прибегнуть к помощи психолога. В Монце Роман заявил, что Максу Ферстаппену, как и ему в начале карьеры, пока не хватает опыта...
Вопрос: Фелипе Масса только что объявил о завершении карьеры в Формуле 1. Теперь вы чувствуете себя старым?
Роман Грожан: Нет. Есть ещё несколько гонщиков старше меня: Кими, Фернандо, Льюис, Нико… Кажется, всё (смеется). Фелипе дебютировал в Формуле 1, когда я гонялся в картинге. Он проведёт 250 Гран При, он одержал несколько побед, едва не завоевал титул. Формула 1 станет другой после его ухода.
Вопрос: Возможно, Фелипе преподнёс многим урок: он достойно выглядел, когда проиграл титул…
Роман Грожан: Вот именно. Он выступал в Ferrari – это самая крупная команда в Формуле 1. Он работает в Williams, а у этой команды богатая история. Как я сказал, завоевал несколько побед и был близок к титулу в 2008-м. Да, Фелипе – хороший пример.
Вопрос: Вспомним Спа. Вы отлично стартовали и в какой-то момент занимали пятую позицию. Вероятно, вы упустили шанс заработать много очков?
Роман Грожан: Очень много.
Вопрос: Что произошло, когда Фернандо опередил вас на прямой?
Роман Грожан: Из-за возникших проблем машина серьёзно уступала в скорости на прямой, поэтому мы потеряли много времени в начале гонки и после рестарта. Затем ситуация немного улучшилась, но всё равно была далека от идеала.
Вопрос: Как складывался для вас прошлый уик-энд? Вы жаловались на проблемы с балансом и шинами?
Роман Грожан: Нам весь уик-энд не хватало скорости на прямой – с этой точки зрения квалификация, да и гонка были ужасны. По ходу уик-энда всё становилось только хуже. Мы постарались проанализировать ситуацию, но пока не углублялись в детали. В этот уик-энд мы заменили большую часть компонентов силовой установки, и я надеюсь, что проблема решится сама собой. Если нет – то здесь придется нелегко.
Вопрос: Пожалуй, Монца меньше всего подходит для машины, которой не хватает максимальной скорости?
Роман Грожан: У нас новые мотор, турбина, MGU-K, MGU-H, днище, заднее антикрыло, и я надеюсь, что всё это сработает. Я уверен, в Спа я мог финишировать шестым или седьмым, если бы не эти проблемы.
Вопрос: В прошлый уик-энд много говорили о действиях Макса Ферстаппена...
Роман Грожан: Да, мы уже несколько дней не обсуждали эту тему. (смеётся) Я не участвовал в инцидентах в начале или в середине гонки. Только на первом круге, когда у него сломалось переднее антикрыло, и он широко проехал в 10 и 11 поворотах, а вернувшись на траекторию, заблокировал Williams, которая ехала передо мной. Затем в 15 повороте он заблокировал меня... Мне кажется, это слишком. Некоторые манёвры действительно были на грани возможного.
Вопрос: В Монце тоже возможны проблемы в первом повороте – такого же плана, как инцидент между двумя Ferrari в Спа. Вы готовились к старту или смотрели записи?
Роман Грожан: Я помню некоторые старты в Спа, но два последних года всё складывалось неплохо. Можно посмотреть запись, но старты не похожи один на другой. Никогда не бывает так, чтобы один и тот же гонщик оказывался в одном и том же месте.
Конечно, в Спа Макс был взволнован – это была его домашняя гонка, все трибуны заполнены. Возможно, он чувствовал дополнительный прессинг.
В Монце тоже нелегко: здесь высокие скорости, и правильно затормозить сложно. Мы тоже можем допускать ошибки – это свойственно людям. Но обычно стараемся справиться.
Вопрос: Вы упомянули о зрелищных стартах в Спа, но после вашего столкновения с Фернандо Алонсо в 2012-м, у вас не было инцидентов. Вы работали с психологом – помогло именно это?
Роман Грожан: Нет. Я просто ставил перед собой не те цели и не в тот момент. И я это понял. Хуже всего тогда влияла критика журналистов и болельщиков. Такое бывает. Но когда вас критикуют другие гонщики – это немного сложнее, ведь никому не хочется, чтобы к нему повернулись спиной. Нас всего 22, и нас надо уважать.
Вопрос: И сейчас гонщики обвиняют Макса…
Роман Грожан: Да, и таких несколько.
Вопрос: Вы пробовали встать на сторону Макса и поговорить с ним о вашей работе в 2012-м? Или вы считаете, что он сам должен сделать выводы?
Роман Грожан: Мы все разные, и я такой же гонщик, как и он. Неправильно, если бы я с ним говорил. Его отец выступал в гонках, у него есть много людей в Red Bull и Хельмут Марко. Ему нужно, чтобы какой-нибудь подходящий человек сказал ему, что правильно, а что – нет, что допустимо, а что - нет.
Вопрос: Как вы думаете, в чем его проблема? Вы упомянули хаотичный первый круг, другие гонщики говорили о его манере оборонять позицию…
Роман Грожан: Здорово, что он любит борьбу на трассе, но пока ему не хватает опыта при атаке и обороне позиции. Он ещё не попадал в серьезные аварии. Но когда из-за вас другому гонщику приходится тормозить на прямой Les Combes, чтобы избежать аварии, всё может закончиться очень плохо.
Макс любит гонки, ему нравится атаковать, а нам нравится это смотреть, и мы полностью его поддерживаем, но по-разному. Возможно, ему немного не хватает опыта – он пилотирует как в картинге.
Вопрос: Если посмотреть на несколько гонок вперед, что играет ключевую роль в хорошем круге в Сепанге?
Роман Грожан: Там не так просто сохранить задние шины в хорошем состоянии на всем круге. Уже в первом повороте они испытывают высокую нагрузку, а на выходе из второго поворота нужен хороший разгон, так что шины снова нагружаются. Затем очень интересный скоростной отрезок в середине трассы, и после этого шпилька, где тоже нужен хороший разгон. Важную роль сыграют хороший баланс и отсутствие проблем с избыточной поворачиваемостью. Кроме того, нужно, чтобы задние шины всегда работали правильно.
Вопрос: Вызывает ли проблемы жара?
Роман Грожан: Там жарко…
Вопрос: Поговорим о следующем сезоне. Вы уже определились с планами?
Роман Грожан: Еще нет.
Вопрос: Значит, у вас уже есть какие-то мысли?
Роман Грожан: У меня есть определенная доля уверенности, что я получу шанс улучшить свой американский английский.
Вопрос: Если вы останетесь в Haas F1, чего вы ждете от второго сезона команды?
Роман Грожан: Идея Haas F1 заключалась в том, чтобы прийти в Формулу 1 и с каждым годом добиваться большего. Мы с самого начала довольно высоко подняли планку. С другой стороны, разработка новой машины началась очень давно. В работе участвует все больше людей, поскольку все видят, что Haas F1 неплохо выступает в Формуле 1, это серьезная команда, и все хотят стать ее частью. Надеюсь, нам будет проще привлекать новых людей, а там посмотрим. Конечно, мы хотели стать лучшей командой из середины пелотона, а сейчас мы ближе к концу. Наша цель на следующий сезон – сделать шаг вперед.
Вопрос: Когда вы принимали решение, вы не знали, как все будет развиваться, но судя по всему, решение было правильным…
Роман Грожан: Когда я принял решение, я понимал, что это рискованно. Так думали многие гонщики. Но я знал, что команда пришла не на один год – участвуя в том или ином проекте, вы должны там оставаться довольно долго и убедиться, что всё развивается правильно. Я рад, что я оказался в нужном месте в правильное время.