Год назад Роман Грожан заработал очки в двух первых гонках дебютного сезона Haas F1. В этом году очков пока нет, но французский гонщик надеется на успешное выступление в Бахрейне, где ему не раз сопутствовала удача.
Вопрос: В прошлом году гонка в Бахрейне оказалась самой успешной для Haas F1 в сезоне – вы финишировали пятым. Насколько важен был тот результат после шестого места в Австралии?
Роман Грожан: Этап в Бахрейне в прошлом году был для нас особенным. Мы приехали на второй этап из Австралии, где красные флаги помогли нам заработать очки, поэтому у нас не было особенных ожиданий.
Уже в первой тренировке я почувствовал – машина ведёт себя неплохо. В квалификации я оказался девятым – мы не хотели бороться в финале, который тогда включал восемь машин, чтобы сэкономить комплект шин. В гонке мы использовали очень агрессивную стратегию, первыми провели пит-стоп – всего их было три. Машина позволяла обгонять, в итоге я финишировал пятым. И дело было уже не в везении – результат стал возможен, благодаря скорости нашей машины.
Вопрос: В пяти гонках в Бахрейне вы четыре раза заработали очки, включая два подиума в 2012 и 2013-м после стартов с 7 и 11 места. В каждой гонке на этой трассе вы финишировали выше, чем стартовали, отыграв в общей сложности 23 позиции. Похоже, вам очень подходит трасса в Бахрейне?
Роман Грожан: Я люблю эту трассу. На бумаге она не кажется самой интересной, но пилотировать там здорово. Мне нравятся жесткие и поздние торможения, а там достаточно мест, где это можно сделать. Износ шин достаточно велик, а мне удавалось найти подход к резине. Вероятно, это тоже помогло. Мне нравится выступать в Бахрейне.
Вопрос: На каких участках можно обгонять?
Роман Грожан: Есть много мест, где возможны обгоны. Первый поворот с зоной DRS, четвёртый поворот, восьмой. Есть один поворот, где можно обгонять, но вы стараетесь этого не делать – последний, поскольку соперник окажется за вами на дистанции, позволяющей использовать DRS, и сможет вернуть позицию.
Вопрос: Учитывая количество перемен в этом году, насколько вам поможет тот факт, что сдвоенные гонки в Китае и Бахрейне проводятся с одинаковыми составами резины – SuperSoft, Soft и Medium?
Роман Грожан: Составы те же, но условия разные. В Бахрейне абразивный и горячий асфальт. В Китае – гладкий и холодный. В Китае сильно изнашиваются передние шины, в Бахрейне – задние. Первые четыре гонки проходят на совершенно разных по своим характеристикам трассах, если удастся стабильно хорошо выступить на всех, можно с уверенностью ждать продолжения сезона.
Вопрос: Гонщики говорят, что с более широкими шинами в этом году потеря сцепления наступает внезапно. Нужен тонкий баланс, как вам удаётся его найти?
Роман Грожан: Это непросто. Вопрос в том, насколько настройки машины соответствуют вашим пожеланиям, как вы чувствуете предел возможностей машины.
У новых машин больше прижимной силы, но когда машину начинает разворачивать, она резко теряет прижимную силу – процент потерь больше, чем было прежде. Вероятно, поэтому мы видим, что гонщикам часто не удаётся вернуть контроль над машиной. Но пилотирование на пределе возможностей – это то, для чего мы здесь, что мы действительно любим!
Вопрос: В Бахрейне широкие зоны безопасности, это позволит гонщикам подобраться ближе к пределу возможностей машины, чем на других трассах?
Роман Грожан: Конечно, найти точки торможения в Бахрейне гораздо легче, чем в Монако или Сингапуре. Если вы промахнулись и затормозили позже, можно проехать прямо, зная, что машина не пострадает, а на следующем круге попробовать ещё раз. На уличных трассах такой возможности нет, вы можете врезаться в стену, а в Бахрейне гораздо легче искать пределы.
Вопрос: Без риска повредить машину на таких трассах, как в Бахрейне, гонщик может большему научиться…
Роман Грожан: Не обязательно. У каждой трассы свои особенности, именно поэтому я не хочу судить о нашей конкурентоспособности до окончания четырёх первых гонок.
Вопрос: Гонка стартует вечером, а финиширует ночью – насколько серьёзно меняется температура воздуха и асфальта?
Роман Грожан: Состояние трассы меняется не так уж сильно, особенно на последнем отрезке гонки. Обычно на нём мы используем более жесткий состав, но сейчас это, вероятно, будет Soft. Разница не так велика как в Абу-Даби, где гонка действительно стартует днём, а финиширует ночью.
Вопрос: Как вы адаптируетесь к этим переменам?
Роман Грожан: Вы можете попросить команду изменить аэродинамический баланс машины во время пит-стопа, а в остальном – используете регулировки, которые есть на руле.
Вопрос: Какой участок трассы вам нравится больше?
Роман Грожан: Мне нравится связка поворотов 11-12-13. Если у вас хорошая машина, проезжать их очень приятно.
Десятый поворот очень непростой – с торможением на спуске, с высокими перегрузками, возможной блокировкой передних колёс и хитрым разгоном на выходе. Там нужна высокая концентрация.
Вопрос: Расскажите нам о круге по трассе в Бахрейне…
Роман Грожан: На схеме конфигурация трассы не кажется особенно техничной, но мне нравится там гоняться.
Первому повороту предшествует длинная прямая, после интенсивного торможения следует непростой выход в сторону 2-го поворота, затем трасса идёт на подъём в направлении 4-го поворота.
Там сложное торможение, где ты на протяжении довольно долгого времени испытываешь боковые перегрузки, после чего разгон и скоростная секция, состоящая из 5-го, 6-го и 7-го поворотов, где на поведение машины могут влиять порывы ветра.
Затем проходим шпильку, здесь трасса идёт под уклон, затем начинается очередной подъём в сторону 9-го и 10-го поворотов, где есть риск заблокировать передние колёса, поскольку перегрузки на торможении очень велики. После этого начинается обратная прямая в сторону 11-го поворота, трасса вновь идёт на подъём. 12-й поворот можно проходить на полном газу, если у вас действительно хорошая машина.
Перед 13-м поворотом довольно сложное торможение, потому что из предыдущего поворота вы выходите на очень высокой скорости. Хочется пораньше начать разгон в сторону последнего, 14-го поворота, где вновь нужно интенсивно тормозить, после чего начать разгон в направлении линии «старт-финиш».