Накануне Гран При Великобритании в интервью пресс-службе Haas F1 Роман Грожан рассказал о том, чего ждёт от выступления на знаменитой трассе в Сильверстоуне на машине нового поколения.
Вопрос: Сильверстоун – одна из самых быстрых трасс Формулы 1, но не из-за прямых, а благодаря длинным и плавным поворотам. Как ощущается эта скорость?
Роман Грожан: Это действительно великолепная трасса, особенно скоростная связка поворотов Maggotts, Becketts и Chapel. Когда сцепление с трассой хорошее, ты чувствуешь потрясающие перегрузки. Машину буквально вжимает в асфальт. Очень важно правильно войти в эту связку – иначе можно потерять много времени. Если машина стабильна и у неё хороший баланс, вы можете проходить связку в пол и действительно атаковать на пределе.
Вопрос: Учитывая, сколь быстры машины нового поколения в поворотах, каких ощущений вы ждёте на этот раз?
Роман Грожан: Думаю, с точки зрения ощущений нас ждёт самая захватывающая трасса чемпионата. У новых машин много прижимной силы, и в скоростных поворотах нас ждут ещё большие перегрузки. Эти повороты и раньше были очень хороши, а теперь мы перешли на новый уровень. С нетерпением этого жду.
Вопрос: Скорость играет в Сильверстоуне большую роль, но как трудно будет обгонять? Есть ли там места, где можно опередить соперника?
Роман Грожан: Есть несколько таких мест. Если ваша машина быстра и у неё лучший баланс, то вы можете опередить соперника на прямых и в скоростных поворотах. После медленных третьего и четвёртого поворотов следует длинный отрезок, где тоже может появиться шанс. Но в Сильверстоуне возможности для обгонов в основном связаны с разницей в балансе между машинами.
Вопрос: Что нужно сделать, чтобы добиться хорошего баланса в Сильверстоуне?
Роман Грожан: Это непростая трасса. Там есть скоростные секции, есть медленные повороты 3 и 4, а также последний поворот, очень непростой с точки зрения работы педалью газа. Важно, чтобы задняя часть машины вела себя хорошо, и если это так, то вы можете немного увеличить уровень прижимной силы в передней части и ехать быстрее.
Вопрос: Верно ли, что Сильверстоун – трасса, где вы дольше всего можете ехать с полностью нажатой педалью газа?
Роман Грожан: Думаю, в Баку мы жмём на педаль газа дольше, но в Сильверстоуне тоже важна мощность мотора, чтобы показать хорошее время на круге. Есть несколько прямых и несколько возможностей для обгона, но в первую очередь в Сильверстоуне важен уровень сцепления с трассой в скоростных поворотах.
Вопрос: Как вы определяете эту грань, какой поворот можно проехать «в пол», а какой – нет?
Роман Грожан: Вы быстро поймёте, если допустили ошибку, но обязательно должны попробовать. Всё просто. Вы постепенно прибавляете, шаг за шагом, и последний шаг – пройти поворот на полном газу.
Вопрос: Насколько велик уровень прижимной силы в Сильверстоуне? Вы стараетесь получить максимум прижима или предпочтёте немного его уменьшить, чтобы снизить лобовое сопротивление?
Роман Грожан: Мы стараемся добиться максимума прижимной силы. Машина постоянно смещается вправо и влево, так что чем больше прижимной силы, тем лучше.
Вопрос: На большинстве трасс поул очень важен, но по каким-то причинам в Сильверстоуне это не так – за последние 19 лет обладатель поула побеждал здесь всего пять раз. Это случайность, или есть что-то в конфигурации трассы, что даёт шансы тем, кто расположен чуть дальше на стартовой решётке?
Роман Грожан: Сильверстоун находится в Великобритании, а британская погода известна своей переменчивостью, тут то сухо, то идёт дождь. Это играет свою роль. Между квалификацией и гонкой погода может серьёзно измениться, или даже прямо по ходу гонки. В квалификации у вас может быть хорошая машина, но если она не слишком хорошо сбалансирована для гонки, вам придётся за это расплачиваться. Именно в этом ключ к успеху, вероятно поэтому большинство победителей Гран При Великобритании стартовали не с поула.
Вопрос: У вас есть какие-то яркие воспоминания о гонках в Сильверстоуне в младших сериях?
Роман Грожан: Да, у меня бывали там хорошие гонки. Я помню этап GP2 2009 года – я завоевал поул с большим преимуществом, это было здорово. В Формуле 1 в 2012 году у меня произошёл инцидент на первом круге, после которого пришлось менять переднее антикрыло, и затем я атаковал всю оставшуюся дистанцию. Я помню, как обогнал Дженсона Баттона и Льюиса Хэмилтона в Maggots, Becketts – скоростных поворотах. Я пробился на шестое место, хотя после первого круга был последним – неплохой результат.
Вопрос: Ваша любимая часть Сильверстоуна?
Роман Грожан: Скоростная связка Maggots, Becketts и Chapel.
Вопрос: Опишите круг по Сильверстоуну.
Роман Грожан: Мы начинаем круг на новой стартовой прямой, затем на полном газу входим в первый поворот. Далее следуют две шпильки. Первая чуть более открытая, а из второй нужно постараться выйти как можно раньше. Затем преодолеваем пару старых поворотов, там очень непростое торможение, а затем едем по прямой мимо старых боксов – нужно быть аккуратным с педалью газа.
Впереди скоростная секция, где ощущения просто потрясающие. Открываем газ в Maggotts и Becketts настолько, насколько возможно, потом переключаемся на одну передачу ниже и разгоняемся на прямой Hanger до Stowe. Ещё один быстрый и очень непростой поворот. Хочется открыть газ как можно раньше, но поворот заканчивается позже, чем кажется. Затем мы отправляемся в последнюю шикану – тут жёсткое торможение и много кочек. Далее последнее открытие дросселя, с большой перегрузкой с правой стороны, и мы пересекаем финишную прямую.