В 2016 году силовые установки Honda уже позволяли гонщикам McLaren бороться за очки, и команда постепенно прогрессировала. В интервью австрийскому Motorsport-Magazine Юсуке Хасэгава, руководитель программы Honda в Формуле 1, заявил, что основная задача при подготовке к следующему сезону – это повышение эффективности двигателя внутреннего сгорания.
Вопрос: Это был второй сезон, когда на машинах McLaren стояли силовые установки Honda – как они показали себя в 2016-м по сравнению с продукцией других поставщиков двигателей?
Юсуке Хасэгава: Мы по-прежнему недостаточно сильны, чтобы бороться за подиумы или победы. На это мы рассчитываем в скорой перспективе, но пока нашим силовым установкам не хватает мощности.
Вопрос: Вы могли бы составить рейтинг силовых установок в зависимости от их мощности?
Юсуке Хасэгава: Это несложно! Mercedes впереди, за ними следует Ferrari, после того как в Монце они представили модернизированную версию двигателя; Renault находится на 3-м месте, но от них мы отстаём уже совсем немного.
Вопрос: Летом вы тоже обновили свою силовую установку, после чего прошли две гонки на самых скоростных трассах чемпионата, в Спа и Монце. Какие выводы вы сделали после Гран При Бельгии и Италии?
Юсуке Хасэгава: Мы намеренно приурочили комплекс обновлений к гонкам на этих двух трассах, где многое зависит от мощности двигателя. Впрочем, мы понимали, что, несмотря на очередной этап модернизации, мы не сможем опередить никого из производителей силовых установок и не ждали слишком многого, особенно в Италии. Это видно и по результатам…
Вопрос: Но, похоже, безумные скорости Монцы не стали для вас особой проблемой?
Юсуке Хасэгава: Да, потому что в McLaren пытались максимально снизить уровень прижимной силы. У команды отличные гонщики, а машину удалось неплохо настроить. С максимальной скоростью действительно всё было более-менее нормально, но у нас были сложности с разгонами и в ряде других областей тоже. И на прямых мы теряли уже не по полсекунды, а лишь пару десятых.
Вопрос: В 2017 году уже не будут действовать ограничения в виде системы условных баллов, и моторостроители получат свободу модернизации своей продукции. Понятно, что вы приветствуете эти перемены, но насколько ваши новые силовые установки будут отличаться от прошлогодних?
Юсуке Хасэгава: Действующий регламент всё равно предусматривает значительные ограничения, так что свободы у нас не так много. Хотя, конечно, в 2017 году мы значительно усовершенствуем турбину и двигатель внутреннего сгорания.
Вопрос: Насколько сложно было совмещать работу по модернизации силовой установки в минувшем сезоне и подготовку к 2017 году?
Юсуке Хасэгава: В самом начале года мы сформировали две команды специалистов: одна полностью занималась текущими вопросами, а другая сосредоточилась на подготовке к 2017 году. Эти две команды работали совершенно независимо друг от друга. Конечно, сначала команда, работавшая на перспективу, была относительно небольшой, но по ходу сезона мы подключали всё больше ресурсов.
Вопрос: Вы можете использовать в следующем году какие-то разработки, изначально направленные на решение задач прошлого сезона?
Юсуке Хасэгава: Да, в определённых областях это возможно. В целом опыт, накопленный в прошлом сезоне, в значительной мере пригодится и в 2017-м. Конструктивно многие компоненты силовой установки будут новыми, но общая концепция сохранится.
Вопрос: Вы сказали, что сейчас лучшие двигатели производят Mercedes и Ferrari, и эти компании широко применяют технологии Turbulent Jet Ignition (TJI). В Renault и Honda пока такие технологии не использовали, но в 2017-м вы собираетесь их применять?
Юсуке Хасэгава: Об этом я вам рассказывать не могу. Форкамерное зажигание – одна из ключевых технологий в моторостроении. В ходе наших исследований мы опробовали всё, включая и подобные решения, но я не стану уточнять, какие из них мы будем использовать.
Вопрос: В 2015 году серьёзным недостатком Honda была недостаточно эффективная работа гибридной части силовой установки на прямых, когда для дополнительного разгона используется электрическая энергия. В минувшем сезоне, похоже, этот недостаток был устранён, но что вы по-прежнему считаете слабыми местами ваших моторов?
Юсуке Хасэгава: Мощность собственно двигателя внутреннего сгорания. Но вы правы, теперь наша силовая установка выдаёт столько же электрической энергии, сколько лучшие силовые установки чемпионата. Мы уже вышли на максимальный разрешённый регламентом уровень: 120 кВт и 4 мегаджоуля.
После того, как эта задача была решена, мы переключились на модернизацию двигателя внутреннего сгорания. В 2015-м мы работали на трёх направлениях: система рекуперации, мощность двигателя и надёжность. При этом нам пришлось очень точно распределять ресурсы, но в итоге мы добились удовлетворительного уровня надёжности. Теперь наша основная задача – модернизация двигателя.