После презентации новой резины директор Pirelli Motorsport Пол Хембри рассказал в интервью ESPN об особенностях новых шин и работе компании в этом году.
Вопрос: Сегодня в Милане Pirelli проводит презентацию шин для нового сезона Формулы 1. Должно быть, это интересное время для компании и лично для вас…
Пол Хембри: Число чемпионатов, с которыми работает наша команда, приближается к 140 и проходят они в 40 странах – это здорово. В результате мы узнаем авто- и мотоспорт на всех уровнях. Мы видим много местных чемпионатов вплоть до вершины автоспорта, которой является Формула 1. Это интересная и обширная сфера деятельности.
Понятно, что это создает различные возможности для практического применения наших технологий, и в Формуле 1 мы активно их используем, особенно, в области симуляции и эволюции материалов. В сущности, в Формуле 1 мы стараемся сделать резину для коротких отрезков, но в других чемпионатах мы делаем упор на высокий ресурс и долговечность шин, а это совершенно противоположные вещи. Существует несколько основополагающих факторов, но Формула 1 нам много дала, и мы используем этот опыт в нашей работе.
Вопрос: У новых шин изменился состав и структура. Какие цели преследует Pirelli, если говорить о характеристиках резины?
Пол Хембри: Ближе к концу прошлого года мы заметили, что шины стали выдерживать большую дистанцию и меньше изнашиваться. Появилась тенденция к гонкам с одним пит-стопом, поэтому мы поняли: необходимо что-то сделать, чтобы усложнить задачу командам и заставить их поработать.
Благодаря новой конструкции шины, резина лучше держит трассу при разгоне в середине поворота - в этот момент гонщики сбрасывают скорость - а структура шин в области брекера стала гораздо более жесткой, поэтому шина больше нагревается. Проанализировав результаты короткого теста новых шин в Бразилии, мы пришли к выводу, что именно эта область нагревается и может привести к более высокому износу. Вот такие изменения, но мы знаем, что когда ставим перед лучшими в мире инженерами сложное задание, сначала они погружаются в раздумья, но потом очень быстро находят решение любой задачи. Мы увидели это за два первых сезона в Формуле 1.
Вопрос: Если прогреть шины стало легче, значит, это поможет небольшим командам решить проблемы с прогревом, которые могли возникнуть с более жесткими составами?
Пол Хембри: Это действительно так. Когда в прошлом году мы использовали консервативный подход, если он и создавал для кого-то проблемы, то для машин с меньшим уровнем прижимной силы, чем у лидирующих команд. Однако еще неизвестно, сколько внимания команды уделят доработке машин в этом году. Задумываются ли они уже о масштабных переменах, которые готовит следующий сезон? Какие у них планы на год, который станет для них переходным периодом? Мы сможем получить эту интересную информацию на зимних тестах.
Вопрос: Регламент этого года практически не изменился, а в прошлом году сложилось впечатление, что из-за запрета на «выдувной» диффузор командам стало сложнее понять поведение шин. Означает ли это, что вам было проще добиться от резины нужных характеристик?
Пол Хембри: Думаю, да. В прошлом году машины серьезно изменились, поэтому у команд возникли проблемы с поиском верного температурного баланса между передними и задними шинами. Мы предполагаем, что ситуация не повторится, поскольку новые машины практически не отличаются от прошлогодних. Исключение этого фактора из уравнения, безусловно, поможет командам, но им придется привыкнуть к большему износу по сравнению с концом прошлого сезона.
Вопрос: В прошлом году было несколько интересных гонок с одним пит-стопом – в памяти всплывает Гран При США. Команды, Pirelli и Формула 1 в целом по-прежнему стремятся к большему числу пит-стопов?
Пол Хембри: Наша цель не изменилась: мы должны добиться двух или трех пит-стопов в гонке. Гран При США был интересным, поскольку это новая трасса, гонщики не до конца изучили зоны торможения, так что если бы через неделю мы бы вернулись в Остин, гонка прошла бы по совершенно иному сценарию. Надо быть осторожным с выводами, которые вы делаете на основе гонок. Ближе к концу сезона мы поняли, что действовали немного консервативно, но мы выбирали составы для конкретной гонки за несколько месяцев, поскольку на выездные Гран При шины отправляются заранее. Приняв решение, мы не думали, что сможем его изменить, ведь было неизвестно, как будет развиваться чемпионат.
Надеюсь, новый сезон тоже начнется интересно: командам предстоит разобраться в задачах, которые мы перед ними поставили, а затем, как мы уже видели за последние два года, постепенно понять работу резины и ее структуру. Ближе к концу сезона начнется новый этап, когда нам предстоит стать более смелыми в вопросе выбора резины для той или иной гонки.
Вопрос: Будет ли возможность вносить изменения в составы по ходу сезона, чтобы усложнить задачу команд?
Пол Хембри: Было бы, наверное, несколько несправедливо, если команды будут пытаться разобраться в каком-то вопросе, а мы вдруг что-то изменим, в результате чего преимущество получат одна-две команды. Разумеется, нас будут за это критиковать. В идеале, если мы и соберемся вносить какие-либо изменения, это, безусловно, должно произойти до середины сезона, потому что не хочется никаким образом влиять на исход чемпионата.
Вопрос: Одно из возможных изменений регламента, о котором много говорили в последние годы, связано с введением квалификационной шины: эта идея получила поддержку Pirelli и команд Формулы 1?
Пол Хембри: Мы по-прежнему готовы заняться этим вопросом. Если появятся какие-то новые идеи или подходы, мы готовы их рассмотреть и с удовольствием предложим квалификационную шину, если команды сочтут, что это необходимо.
Вопрос: Есть ли какие-то моменты в действующем регламенте, которые вы хотели бы изменить?
Пол Хембри: Такое желание появлялось у нас, только когда команды предпочитали не выезжать в финале квалификации, особенно в 2011-м году, и создавалось впечатление, что мы, наверное, обманываем болельщиков. Эта ситуация нам не очень нравилась. Тем не менее, в прошлом сезоне борьба в квалификациях была весьма острой, и в финальной сессии можно было добиться заметного преимущества, поэтому у нас уже не было особых вопросов, если кто-то не выезжал на трассу в 3-й сессии. Можно сказать, что проблема решилась сама собой.
Неизвестно, как будет складываться ситуация в дальнейшем, но мы можем предложить квалификационные шины, которые будут отличаться высоким сцеплением и будут рассчитаны на один быстрый круг. Возможно, это повысит интерес к квалификациям.
Вопрос: У Pirelli до сих пор нет контракта на 2014-й год, но компания заявляет, что хотела бы остаться в Формуле 1. В какой момент такое решение должно быть принято?
Пол Хембри: Желательно в начале года. В проекте, связанном с Формулой 1, у нас занято много людей, так что, если он не будет продолжен, мы должны пораньше об этом узнать, чтобы перераспределить ресурсы на другие сферы деятельности. Разумеется, уже в первом квартале мы хотим определиться, остаемся ли мы в чемпионате или нет.
Вопрос: Это решается исключительно на переговорах между руководством Pirelli и главой менеджмента Формулы 1?
Пол Хембри: Совершенно верно. А также это зависит от предложения, которое мы сделаем командам: оно должно быть приемлемым. В этом процессе участвуют как Берни Экклстоун, так и команды. Надеемся, FIA довольна качеством нашей продукции. Более всего федерацию заботят вопросы безопасности и открытости, но тут к нам не было никаких претензий.
Вопрос: Переход на новые моторы, запланированный на 2014-й год, потребует пересмотра технических подходов?
Пол Хембри: Нет, каких-то существенных изменений не будет. Возможно, есть вероятность, что придется поработать над таким моментом, как сцепление ведущих колес с трассой при разгонах, поскольку, говорят, крутящий момент у новых моторов будет выше, чем у нынешних V8, и, возможно, это будет вызывать повышенный износ и перегрев шин.
Но пока мы не получим более детальную информацию о том, какими будут новые машины, сложно что-то комментировать. Уверен, первый сезон, когда изменения вступят в силу, обещает быть захватывающим.
Вопрос: Машина Renault, которую вы используете на тестах, все еще относительно новая, но в ней воплощены технические решения трехлетней давности. Это не препятствует прогрессу?
Пол Хембри: Ее придется менять. Вопрос в том, в какой мере машины предыдущих поколений будут сравнимы с новой техникой, которая разрабатывается для 2014-го года. Так что, по-моему, исследования, связанные с переходом на регламент-2014, в основном будут проводиться на симуляторе.