Спортивный директор Pirelli Марио Изола прокомментировал итоги пятничных тренировок в Сепанге, а также рассказал о том, как продвигается работа над дождевой резиной для 2017 года.
Вопрос: Похоже, что покрытие трассы сегодня прогрелось до рекордных температур?
Марио Изола: Думаю, да. По-моему, во время второй тренировки была зафиксирована температура в 61 градус. До этого два года назад в Бразилии асфальт прогрелся до 59 градусов. Но покрытие трассы стало совершенно иным по сравнению с прошлым сезоном. На новом асфальте шины ведут себя по-другому. Уровень сцепления хороший – вероятно, потому что покрытие совсем новое, и на нём пока ещё есть слой битума.
Но абразивность асфальта заметно снизилась. Мы дважды проводили замеры: первый раз, когда здесь проходил этап чемпионата по Супербайку, наши коллеги изучили характеристики покрытия, когда асфальт был ещё совсем свежим. Второй раз замеры проводились в минувшую среду. Разумеется, мы выявили разницу, поскольку состояние асфальта за первые три-четыре месяца существенно меняется.
И однозначно, что его поверхность стала более гладкой по сравнению с прошлым годом. Ещё вчера во время тренировок GP2 мы видели, что результаты прохождения кругов улучшились по сравнению с 2013 годом. Сегодня на тренировках мы также видели, что время на круге улучшилось на 4-5 секунд. В этом году мы используем шины состава Soft, и, по нашим расчётам, разница в скорости с Medium будет на уровне 1,3-1,4 секунды. Соответственно, если говорить о Medium, то улучшение будет на уровне 2,5-3,0 секунды по сравнению с 2015-м.
Конечно, возросшие скорости также говорят о том, что машины сами по себе стали быстрее, но определённую роль играет и новый асфальт.
Вопрос: Как вы считаете, будет ли завтра побит рекорд скорости для малайзийской трассы?
Марио Изола: Не думаю, побить этот рекорд будет непросто, но мы к этому приблизимся вплотную. Впрочем, в следующем году он точно не устоит.
Вопрос: Вы согласны, что выбор резины Hard для предстоящей гонки выглядит излишне консервативным?
Марио Изола: Согласен, но выбор резины производился в декабре прошлого года, и он основан на информации об этой трассе, которая была в нашем распоряжении тогда. Разумеется, если бы мы занимались этим сейчас, то для гонки предложили бы не Hard, а какой-то другой состав. Но после того, как команды сделали свой выбор, мы уже ничего не можем менять.
Впрочем, оказалось, что жёсткая резина работает на новом покрытии не так уж плохо, разница в скорости с Medium – меньше секунды, хотя пока у нас нет полной информации, поскольку сегодня основное внимание уделялось работе шин Soft. Если говорить об их деградации, то всё очень неплохо.
Но рабочие температуры резины Hard выше, чему у Medium, и если в воскресенье будет очень жарко, то жёсткие шины должны неплохо показать себя в условиях гонки. Я этого не исключаю, поскольку они менее подвержены перегреву.
Вопрос: В нескольких предыдущих гонках наблюдалась такая тенденция: в Pirelli постепенно снижали параметры рекомендованного минимального давления в задних шинах. С чем это связано?
Марио Изола: Основная причина того, что здесь, в Малайзии, мы предписываем командам держать давление лишь на 1,5 psi выше, чем в прошлом году, связана с величиной углов развала колёс. Когда мы делаем свои расчёты, мы берём круг в квалификации, круг в гонке и рассматриваем все силы и факторы, воздействующие на шину. Угол развала при этом тоже учитывается.
Здесь предельный угол развала был на уровне минус трёх градусов. Но мы выяснили, что в Сепанге никто не собирается выставлять столь значительный угол применительно к задним колёсам. Тогда мы изменили наши рекомендации: снизили максимальный угол развала до минус двух градусов. Резина при этом работает в условиях других нагрузок, что позволило нам повысить уровень давления в задних шинах только на 1,5 psi.
Вопрос: Довольны ли вы тем, как продвигается работа над дождевыми шинами для 2017 года, ведь некоторые гонщики довольно жёстко критиковали эффективность первой версии этой резины?
Марио Изола: Разрабатывать дождевые шины всегда сложнее всего, в том числе и потому, что в ходе тестов трудно поддерживать стабильное состояние трассы. Например, мы проводили испытания на автодроме Поль-Рикар, оборудованном прекрасной спринклерной системой для искусственной поливки асфальта, но направление и сила ветра всё время меняются, интенсивность солнечных лучей тоже разная, также действуют многие другие факторы, из-за чего уровень воды на трассе нестабильный.
Ситуация с более широкими шинами ещё сложнее, поскольку с увеличением размеров пятна контакта растёт аквапланирование. Разумеется, мы стараемся предоставить им резину, которая хорошо справляется с дождевыми условиями. Конечно, гонщики хотят, чтобы шины обеспечивали более надёжное сцепление с асфальтом, поэтому крайне важны специальные тесты, полностью посвящённые тестам резины для сильного дождя и промежуточных шин.
Вопрос: Всемирный совет на этой неделе утвердил поправки к Спортивному регламенту, и теперь старты в условиях дождя будут даваться с места, а не за автомобилем безопасности. Вы собираетесь как-то учитывать это в работе над новой резиной?
Марио Изола: Мы должны точно разобраться с формулировками регламента, но для нас мало что меняется. Конечно, это позволит повысить зрелищность гонок, но с технической точки зрения никак не влияет на работу резины.
Вопрос: Как изменится в следующем году эффективность промежуточных шин?
Марио Изола: Я думаю, что в 2017 году из-за увеличившегося пятна контакта эффективность промежуточных шин несколько снизится, и они лучше будут подходить для езды по подсыхающему асфальту. Аквапланирование обещает быть очень высоким, создать шины с хорошими характеристиками сопротивляемости этому явлению очень сложно. Так что, вероятно, резину для сильного дождя придётся использовать на протяжении более долгого периода, пока асфальт не начнёт подсыхать.
Мы собрали немало информации в ходе работы с Ferrari во Фьорано, на недавних тестах в Поль-Рикаре, а также нам предстоят тесты в Абу-Даби. Когда мы тщательно проанализируем все данные, тогда придём к выводу о том, каким должен быть рисунок протектора, конструкция шины и состав резины. Но работы с промежуточной резиной предстоит много. Мы всегда говорили, что самая важная часть тестов – это испытания дождевых и промежуточных шин, тем более, учитывая, сколь серьёзные изменения предстоят в следующем году.