В прошлом году команда McLaren фактически провалила зимнюю тестовую программу. Инженеры разработали оригинальную, но сложную и ненадёжную выхлопную систему, от которой пришлось отказаться уже по ходу тестов.
На презентации MP4-27 представители руководства McLaren говорили, что в этом году крайне важно обойтись без проблем на тестах, чтобы хорошо подготовиться к предстоящему сезону, и пока эта задача выполняется. В Хересе технический директор Падди Лоу с оптимизмом говорил о форме команды.
Вопрос: В первый день тестов в Хересе год назад вы проехали примерно такое же число кругов с похожим временем. Можно ли сказать, что сейчас ситуация отличается от прошлогодней?
Падди Лоу: Да, на этот раз Дженсон доволен, что уже неплохо. Он сказал, что с машиной можно работать – именно это мы и хотели услышать.
Вопрос: Год назад вы были серьёзно озабочены ситуацией, сейчас поводов для беспокойства нет?
Падди Лоу: В прошлом году у нас не было платформы для дальнейшей работы, машина оказалась слишком ненадёжной из-за выхлопной системы. Мы разработали радикальную систему, секрет которой сегодня уже можно раскрыть. Многие называли её «осьминогом», на самом деле выхлопные газы выводились в щель под днище, но она не работала, став источником серьёзных проблем.
При этом, резервная выхлопная система, которая должна была служить ориентиром для сравнения, тоже оказалась ненадёжной – мы даже не могли утром вовремя покинуть боксы, в результате за 12 дней тестов на трёх разных трассах нам ни разу не удалось почувствовать такой уверенности, как на первых тестах в этом году. В 2011-м только на свободных заездах в Австралии мы поняли, что машина сможет участвовать в гонке.
Вопрос: Эти проблемы повлияли на подготовку команды к предсезонным тестам в этом году?
Падди Лоу: Риск есть всегда, но важно контролировать ситуацию. Прошлогодний кризис сделал нас сильнее. Я давно работаю в Формуле 1, но прошлогодние зимние тесты были худшими за всю мою карьеру! Мы многому научились, и на этот раз использовали иной подход.
Вопрос: В этом году многие критикуют внешний вид новых машин из-за «ступеньки» на носовом обтекателе, но вам удалось избежать этого решения. Почему вы выбрали иное направление при разработке машины, чем соперники?
Падди Лоу: Мы просто придерживались прежней философии – у нас и в прошлом году передняя часть шасси была ниже, чем у соперников.
Мы рассмотрели несколько вариантов и остановились на этом, соперники, в том числе и Red Bull Racing, выбрали другой подход, с более высокой конфигурацией. В прошлом году у них была самая быстрая машина чемпионата, неудивительно, что они решили сохранить её философию. На самом деле, решений множество, и наблюдать за ними весьма интересно.
Вопрос: Насколько серьёзно вы прорабатывали конфигурацию выхлопной системы, рассматривался ли вариант, который исследовали в Lotus, с использованием воздуховодов для отвода газов?
Падди Лоу: Конфигурация выхлопной системы станет в этом году активным полем для экспериментов, поскольку позволяет добиться преимущества. Пока никто не знает лучшего рецепта, пройдёт два или три года, прежде чем будет найден оптимальный вариант. Когда правила меняются, инженеры пытаются найти лучшее решение.
В Хересе все интересуются решениями соперников, обнаруживая новые идеи, спрашивая себя о том, почему инженеры другой команды поступили именно так и как это работает. Ограничения на конфигурацию выхлопной системы стали более серьёзными, чем год назад, но и сейчас есть десяток возможных решений, соответствующих правилам. Думаю, мы увидим серьёзный прогресс в этом направлении.
В прошлом году проблема заключалась в том, что выхлопные системы быстро развивались, а в регламенте не было чётких ограничений, и я рад, что сейчас FIA определила границы, в рамках которых команды могут работать.
Все понимают, выхлопная система влияет на аэродинамику – избежать этого нельзя, но в 2012-м возможности оптимизации гораздо скромнее по сравнению с прошлым годом. Всё это похоже на ситуацию с антикрыльями. В теории крыло, которое прогибается на дистанции, не соответствует регламенту, но в реальности крылья – гибкие, и в FIA вынуждены использовать и постоянно ужесточать нагрузочные тесты.
Вопрос: В прошлом году одним из секретов успешного выступления Себастьяна Феттеля стала цепочка событий: поул, удержание лидерства на старте, создание комфортного преимущества и аккуратная работа с резиной на дистанции. Это повлияет на ваш подход к работе с машиной по ходу уик-энда в 2012-м?
Падди Лоу: Правила закрытого парка серьёзно ограничивают возможность скорректировать настройки машины между квалификацией и гонкой. Да, было бы здорово стартовать с поула и контролировать ход гонки с первого круга, но есть ещё один важный фактор – резина.
Если вы используете большее число свежих комплектов в квалификации, то можете проиграть в гонке – в прошлом году мы видели немало экспериментов с распределением комплектов по сессиям, некоторые даже не выезжали в финале квалификации, желая сэкономить дополнительный комплект на гонку.
Вопрос: Какой фактор в этом году станет решающим? Можно ли выделить отдельную область, вроде прошлогоднего «выдувного» диффузора?
Падди Лоу: Я не думаю, что решающим будет какой-то один фактор. Мы говорили о выхлопной системе – в этой области ещё предстоит серьёзная работа, чтобы оптимизировать воздушный поток в области днища и заднего антикрыла. Эффект будет не столь впечатляющим, как в прошлом году, но разница в скорости между машинами разных команд минимальна, инженеры прикладывают серьёзные усилия, чтобы добиться хотя бы небольшого преимущества.
Думаю, в области DRS ещё возможен прогресс – системе всего год, до оптимальной конфигурации пока далеко, да и лучшая работа с резиной Pirelli может послужить преимуществом. Вероятно, три этих фактора и сыграют решающую роль.
Вопрос: Дженсон Баттон считает, что в Австралии результаты будут плотными, но по ходу сезона разница в скорости между машинами разных команд возрастёт. Вы с ним согласны?
Падди Лоу: Подобный эффект мы наблюдаем каждый год, у команд разные ресурсы и возможности, одним удаётся добиться большего прогресса по ходу сезона, другие раньше переключаются на подготовку к следующему чемпионату.
Возможно, в этом году эта тенденция будет не столь очевидна, поскольку в 2013-м не ожидается серьёзных перемен в правилах, и командам не нужно будет рано останавливать доработку действующих машин для разработки новых. В последние несколько лет McLaren, Ferrari и Red Bull Racing прогрессировали примерно в равной степени, но можно ждать серьёзной прибавки в скорости от Mercedes и Lotus.