Недавняя рокировка, проведённая в Red Bull Racing и Toro Rosso, когда Макс Ферстаппен и Даниил Квят поменялись местами, сначала вызвала немало вопросов, но все, кто сомневался в правильности такого решения, вынуждены были замолчать, когда 18-летний голландец одержал невероятную победу в Гран При Испании. В интервью официальному сайту чемпионата автоспортивный консультант Red Bull Хельмут Марко заявил, что у Ферстаппена есть шанс подняться на подиум и в Монако.
Вопрос: Вы не участвовали в церемониях награждения после Гран При Абу-Даби 2010 года, когда Себастьян Феттель выиграл первый чемпионский титул. Но две недели назад в Барселоне, когда Макс Ферстаппен одержал свою первую победу, вы вновь появились на подиуме – почему?
Хельмут Марко: Всегда надо определяться с приоритетами. Обычно, когда Red Bull выигрывает гонки, к победителю Гран При присоединяется кто-то из наших инженеров. Но победа в Барселоне вызвала такую бурю эмоций, что я не мог удержаться. Мы взяли Макса в команду, и он сразу одержал победу в своей первой же гонке за рулём машины Red Bull Racing – это было просто невероятно!
Вопрос: Значит, даже такой прагматичный человек, как вы, иногда даёт волю чувствам?
Хельмут Марко: Конечно! (смеётся)
Вопрос: В начале испанского уик-энда пресса изображала вас вершителем судеб молодых гонщиков, который руководствуется только холодным расчётом. Но под конец оказалось, что вы пророк, который всё предвидел заранее…
Хельмут Марко: …и я стал героем. Видите, как быстро всё может измениться – достаточно одной гонки. Но если честно, на меня всё это никак не влияет.
Вопрос: Вы вообще могли представить, что Максу удастся выиграть первую же гонку за рулём машины Red Bull Racing, которую он ещё даже не успел освоить?
Хельмут Марко: Нет. Однозначно, нет.
Вопрос: Тогда какие у вас были ожидания?
Хельмут Марко: Я ожидал, что в этом сезоне он поднимется на подиум, а что касается победы, то шанс мог появиться в зависимости от мощности двигателя. Но совершенно точно, что не в первой гонке.
Вопрос: Когда-то Герхард Бергер сказал про 19-летнего Себастьяна Феттеля, что он мыслит как 30-летний. Макс такой же?
Хельмут Марко: На вид ему 18 лет, но наше первое знакомство состоялось, когда ему было 16, и тогда он рассуждал о своём будущем, как 24-летний. У него было совершенно чёткое представление о том, чего он хочет, и с трудом верилось, что он такой юный.
Вопрос: О Максе говорят, как о будущем чемпионе. Он многое доказал своей первой победой – но когда от него можно ждать первого титула, как вы считаете?
Хельмут Марко: Как только мы предоставим ему машину, позволяющую стабильно бороться за победы. То же самое относится к Даниэлю Риккардо. Оба способны выиграть титул в ближайшие два года.
Вопрос: Кроме того, Макс, придя в Red Bull Racing, будет неплохо подгонять Даниэля, которому, вероятно, придётся удвоить усилия. Вы и это имели в виду, когда проводили рокировку?
Хельмут Марко: Рокировка была нужна для того, чтобы заставить команду работать максимально эффективно. Мы хотим закончить сезон на 2-м месте в Кубке конструкторов, а сейчас занимаем 3-ю позицию, и для этого оба гонщика должны показывать хорошие результаты.
Вопрос: Когда было принято решение о рокировке? Вы консультировались с Дитрихом Матешицем, главой компании Red Bull?
Хельмут Марко: Знаете, две аварии в России – это уже чересчур, поэтому я поговорил с господином Матешицем, и он одобрил такую рокировку.
Вопрос: Но он понимал, что такое решение может привести и к негативным последствиям?
Хельмут Марко: Кто не рискует, тот не пьёт шампанского – это девиз Red Bull! (смеётся) Помните, всего полтора года назад нас называли преступниками за то, что мы сажаем за руль машины Формулы 1 парня, которому только 17 лет. А теперь мы герои! Мы всегда знали, что Макс справится, и что для него переход в Ф1 не был преждевременным. Мы никогда не думали, что он должен сразу выигрывать гонки – мы хотели, чтобы он постепенно рос вместе с командой. У Макса нет необходимости в какой-то дополнительной мотивации – ему от природы свойственна психологическая стойкость. Однозначно, он знает, чего хочет добиться в этом спорте.
Вопрос: Он сел за руль машины Даниила Квята и сразу выиграл гонку – что это значит для карьеры Даниила?
Хельмут Марко: Но машина была несколько модернизирована. А Даниил вернулся в Toro Rosso, это отличная команда середины пелотона. У него никогда не было проблем со скоростью, но ему не удавалось выдержать прессинг. Теперь он может отыграться и в Монако пока демонстрирует, насколько он быстр, и какой у него потенциал. Он остался в семье Red Bull, но просто сменил команду.
Вопрос: Мотористы Renault привезли в Монако усовершенствованный двигатель – в четверг Даниэль Риккардо опередил Макса почти на девять десятых, подтвердив, что он неплохо работает. Разница в девять десятых объясняется именно новым двигателем?
Хельмут Марко: Только отчасти. На машине Макса был не только старый двигатель, но и другие настройки. Реально разницу между новой и старой силовыми установками мы увидим только в квалификации.
Вопрос: Когда Макс получит модернизированный мотор?
Хельмут Марко: В Монреале. Но с самого начала было понятно, что в первую очередь такой мотор будет поставлен на машину Даниэля.
Вопрос: Судя по итогам четверга, Red Bull Racing претендует на то, чтобы стать второй по силе командой, а вы только что сказали, что хотели бы завершить чемпионат на втором месте в Кубке конструкторов. Вы явно делаете шаги в нужном направлении, но удивляет ли вас, что Ferrari не отличается скоростью?
Хельмут Марко: Ещё в начале зимних тестов я понял, что у нас фантастическое шасси, а кроме того, мотористы Renault тоже неплохо поработали. Проблемы с надёжностью решены, мощность стала выше – и вот результат! По-моему, Ferrari быстры, но выступают не так стабильно. Похоже, у них сложности с надёжностью, а с этим не так просто разобраться.
Вопрос: Монако относится к тем трассам, где важен опыт. У Даниэля такой опыт есть, но чего может добиться Макс, как вы считаете?
Хельмут Марко: В Барселоне Макс доказал, насколько он стоек психологически, когда смог сдержать натиск Кими Райкконена. Поэтому, я бы сказал, что оба гонщика Red Bull Racing способны подняться на подиум.