В интервью консультант Red Bull по автоспорту Хельмут Марко прокомментировал успехи команды в прошедшем сезоне, перспективы сотрудничества с Honda, участников молодёжной программы и пришёл к выводу, что нового Макса Ферстаппена на горизонте не видно.
Вопрос: Какое место в вашем личном рейтинге занимает титул, завоёванный в 2022 году?
Хельмут Марко: Первый титул в 2010-м определённо получился самым захватывающим, поскольку его судьба решилась в финальной гонке, и на него претендовали трое гонщиков. Кроме того, он оказался первым для нас и Себастьяна Феттеля, поэтому занимает особенное место.
Титул в 2021-м, превратившийся в настоящий триллер, получился тяжелейшим в плане психологических нагрузок. Что касается титула 2022 года, то уверенность, с которой Макс выиграл некоторые гонки, особенно в Спа, произвела неизгладимое впечатление.
Вопрос: Одним из факторов побед стало то, что в Red Bull ошибались меньше соперников?
Хельмут Марко: Определённо у нас было меньше стратегических ошибок – в большинстве случаев наши планы на гонку оказывались верными. Нам помогло и умение Макса Ферстаппена ехать в необходимом темпе, и, когда этого требовала стратегия, беречь шины. Лучшим примером этого умения Макса стала гонка в Абу-Даби. Как только Серхио Перес и Шарль Леклер приблизились к нему, он ускорился и начал отыгрывать по три десятых на круге. У Макса почти во всех гонках был запас.
Вопрос: За последние недели в рядах руководителей команд произошло много перемен. В Red Bull всё остаётся стабильно?
Хельмут Марко: У нас всё спокойно. Мы провели переговоры с новым боссом, господином Минцлаффом, и все согласились с тем, что нет смысла перестраивать такой отлаженный механизм, как Red Bull Racing. Перемены нужны AlphaTauri, поскольку в прошедшем сезоне результаты получились неудовлетворительными.
Вопрос: К каким переменам нужно быть готовым с новым руководством?
Хельмут Марко: Новый босс заверил, что во многом всё останется так, как было при Дитрихе Матешице.
Вопрос: Перемены в руководстве соперников ослабят их?
Хельмут Марко: В случае с Ferrari я не понимаю причин замены руководителя команды. Я считаю Маттиа Бинотто отличным инженером и политиком. Проблема в том, что у него было слишком много обязанностей – достаточно было дать ему спортивного директора, чтобы тот помогал ему на трассе и при выборе стратегии. Я считаю, что с новым руководителем, у которого много других обязательств, Ferrari ослабнет.
Вопрос: Значит, за победы будут бороться Mercedes и Red Bull?
Хельмут Марко: Определённо. Благодаря стабильности и преемственности.
Вопрос: В Red Bull строят свой двигатель, а Honda подала заявку на самостоятельное участие в Формуле 1 с 2026 года. Почему вы идёте разными путями?
Хельмут Марко: У такой непростой ситуации есть свои причины. Два года назад в Honda объявили об уходе, и в первое время казалось, что у нас вообще не будет двигателя – Honda не хотела поставлять нам даже тот, что уже был. Постепенно мы смогли их уговорить и прийти к тому сотрудничеству, которое есть сейчас.
Для того, чтобы гарантировать своё будущее, мы создали собственный завод силовых установок, оснастив его самыми современными испытательными стендами AVL. На заводе Honda в Сакуре всё то же самое, но когда дело дошло до переговоров о том, кто чем будет заниматься с 2026 года, всё усложнилось. Мы считали, что в Honda будут выпускать только электрическую составляющую, но нам не удалось прийти к общему знаменателю. Давайте подождём – решение будет принято в ближайшее время.
Вопрос: Возможен ли для Red Bull другой партнёр?
Хельмут Марко: Посмотрим.
Вопрос: Насколько команде необходимо собственное производство силовых установок?
Хельмут Марко: Для нас это невероятный вызов, который смягчается тем фактом, что всем проектом руководит невероятный Бен Ходжкинсон. Под его руководством почти 300 опытных мотористов. Не только из Mercedes, но из Ferrari, Renault и Cosworth. Наша команда обладает невероятным опытом и знаниями.
В новом регламенте силовых установок решающими будут два фактора – батарея и программное обеспечение. На данный момент каждый производитель выпускает лучшую в мире батарею, если верить рекламе. Осталось выяснить, какова ситуация на самом деле.
Если вы не производите батареи, то придётся прибегнуть к альтернативным поставщикам. И уже есть сторонние производители, которые готовы поставить свои батареи. С ними можно заключить соглашение, чтобы использовать их ноу-хау в своём гоночном проекте.
Вопрос: Вернёмся к Honda. Если они всё же решат вернуться в 2026-м, им понадобится своя команда. Первый кандидат, который приходит на ум – AlphaTauri. Вы готовы продать эту команду Honda?
Хельмут Марко: Когда Honda вернётся, им потребуется топ-команда. Это не может быть AlphaTauri, особенно если между нами и Honda больше не будет никакой синергии. Каждый производитель силовых установок, от Audi до Renault, хочет иметь вторую команду. У Honda не такой большой выбор.
Вопрос: Нужна ли Red Bull Powertrains вторая команда с точки зрения рентабельности?
Хельмут Марко: Нужна, и не только из финансовых соображений. Работа с двумя командами означает получение информации в двойном объёме. Это важный фактор с точки зрения развития и надёжности. С двумя командами проблемы решаются быстрее.
Вопрос: Что должно измениться в AlphaTauri?
Хельмут Марко: Они выступили ниже своих возможностей. Учитывая их технический потенциал и финансовые возможности, девятое место неприемлемо. Они допустили много ошибок в стратегии, а машина обладала недостаточной прижимной силой. В данный момент мы всё анализируем, чтобы понять, какие винты можно подкрутить, чтобы всё исправить.
Вопрос: У Red Bull обширная молодёжная программа. С кем из гонщиков связаны ваши надежды?
Хельмут Марко: Прежде всего, с Айзеком Хаджаром, которого я называю маленьким Простом, поскольку он похож на Алена. У нас есть и другие таланты – Зейн Мэлони и Энцо Фиттипальди. Все трое будут выступать за нас в Формуле 2 и должны проявить себя. Главное, постоянно находиться впереди.
В прошлом сезоне наш Лиам Лоусон временами был незаметен, но всё же он провёл хорошие гонки. У нас был и Юри Випс, который однажды произнёс неправильное слово, и на этом сотрудничество с ним закончилось, что тоже неправильно. Когда тебе 21 год, ты иногда говоришь глупости.
Себастьян Монтойя по-прежнему выступает за нас в Формуле 3, так что у нас много молодых пилотов. Однако если никто ярко не проявит себя, как это произошло в 2022-м, тогда при наборе пилотов в свои команды мы будем смотреть, кто из гонщиков доступен на рынке. Именно так мы договорились с Ником де Вризом. Нам нужны гонщики, у которых есть потенциал выиграть гонку. А у нас такого не было.
Вопрос: Вы видите среди молодёжи нового Макса Ферстаппена?
Хельмут Марко: Нет.
Вопрос: Какую команду вы опасаетесь больше в следующем сезоне: Mercedes или Ferrari?
Хельмут Марко: Определённо Mercedes. Как я уже говорил, это более стабильная команда. И у них есть Льюис Хэмилтон. Хотя в прошедшем сезоне не всё у них получилось, по временам на круге мы неоднократно видели, что Льюис – один из лучших. Mercedes гораздо более сильная команда, чем Ferrari.