В четверг в Сильверстоуне Фелипе Масса говорил о предстоящей гонке, подготовленных командой новинках и возможных вариантах продолжения карьеры...
Вопрос: Фелипе, на какой результат вы рассчитываете в Сильверстоуне?
Фелипе Масса: На подиум! В двух прошлых гонках мы дважды финишировали в первой тройке, были более конкурентоспособны, чем до этапа в Канаде. Мы прогрессируем, и я надеюсь, что здесь мы тоже будем быстры и сможем бороться за высокий результат.
Вопрос: Новинки, представленные в Австрии, должны помочь и здесь?
Фелипе Масса: Определенно. Мы постарались доработать аэродинамические решения, представленные в Австрии. Некоторые из них сработали не так, как ожидалось, мы постарались исправить это, и я надеюсь, что здесь машина поедет лучше, чем в прошлой гонке. Год назад в Сильверстоуне мы были конкурентоспособны, хочется верить, что эта трасса подойдет и FW37, ведь наша машина, как правило, очень уверенно смотрится в скоростных поворотах.
Вопрос: О каких именно новинках идет речь?
Фелипе Масса: Не скажу, что обвес, использовавшийся в Австрии, был не в порядке – просто мы поняли, что необходимо внести незначительные коррективы, после которых, как ожидается, машина должна поехать быстрее.
Вопрос: Какие-то доработки в части тормозов?
Фелипе Масса: Нет.
Вопрос: Утром вы посетили базу мотористов Mercedes в Бриксуорте. Впечатлены?
Фелипе Масса: Это потрясающе, и то, что они там делают, трудно описать словами. Всегда имеешь некоторое представление, но далеко не обо всём – на базе чисто, как в больнице, сотрудники проделывают невероятную работу, и этим в том числе объясняются наши результаты на трассе.
Вопрос: Что скажете о прошедшем в Лондоне этапе Формулы Е?
Фелипе Масса: По-моему, гонка получилась интересной. Правда, трасса не располагала к обгонам, и над этим стоит подумать, но идея у чемпионата неплохая. Только машины должны быть побыстрее, но наверняка в будущем так и будет.
Вопрос: Вас приглашали принять участие?
Фелипе Масса: Да, но в настоящий момент я счастлив быть там, где нахожусь. Когда придет время завершить карьеру в Формуле 1, будут разные варианты…
Вопрос: Вас могла бы заинтересовать Формула Е?
Фелипе Масса: Возможно, но сейчас есть много других моментов, над которыми следует подумать. Возможно, позже я задумаюсь о Формуле Е или о гонках на выносливость – это очень интересный чемпионат, и их машины – быстрейшие после Формулы 1. Впрочем, когда я решу завершить карьеру, у меня будет достаточно времени, чтобы взвесить все варианты.
Вопрос: Но, вероятно, вам хочется остаться в Williams?
Фелипе Масса: Точно.
Вопрос: И шанс на это довольно велик…
Фелипе Масса: Почему бы и нет? Мне нравится работать с Williams, команда относится ко мне с большим уважением, мы добиваемся хороших результатов – зачем что-то менять?
Вопрос: От кого в итоге будет зависеть решение?
Фелипе Масса: У меня есть возможность продлить контракт еще на год, и я не вижу причин, по которым нам с Williams следует отказаться от такого решения.
Вопрос: Чувствуете ли вы себя спокойнее, когда вам гарантировано место в команде?
Фелипе Масса: Я и раньше чувствовал себя вполне комфортно, поскольку считаю, что результаты на трассе – лучший способ сохранять правильный настрой. Подиум в таком случае только на пользу – в Канаде у нас была фантастическая гонка, отличный темп, да и в Австрии мы сработали неплохо.
Вопрос: Что вы думаете о положении Кими Райкконена в Ferrari? Он провёл несколько неудачных гонок, похоже, в уловиях прессинга его дела идут не лучшим образом…
Фелипе Масса: Кими оказался не в самом завидном положении, главным образом – из-за серьёзного прессинга. Его часто называют "Айсмэн", но на самом деле это не так – ему тоже бывает тяжело, что видно по его результатам. Ему просто нужно расслабиться и попробовать приложить максимум усилий, ведь в таланте Райкконена ни у кого нет сомнений.
Впрочем, вполне возможно, что команда ищет кого-то другого, и у них есть список кандидатов – опять же, вряд ли я в их числе, так что это не моя проблема!
Вопрос: Очевидно, в такой ситуации гонщику нужна поддержка команды?
Фелипе Масса: Команда всегда поддерживает своих гонщиков, но Ferrari – это не просто команда, это большая компания, где ты каждый день под пристальным вниманием прессы – не важно, хорошо или плохо идут дела. Порой такое внимание не помогает ни гонщику, ни команде, которой нужно с этим гонщиком работать оптимальным образом, но Ferrari – это Ferrari, самая известная команда в Формуле 1, и прессинг там всегда несколько выше.
Вопрос: Отражается ли этот прессинг и на команде?
Фелипе Масса: Определенно.
Вопрос: А вы сами чувствуете прессинг?
Фелипе Масса: Конечно, особенно в непростых ситуациях. В таком случае нужно переключиться, расслабиться – я именно так и поступал, уезжал в какое-нибудь приятное местечко, и ситуация постепенно менялась к лучшему.
Вопрос: Если сравнивать атмосферу в командах, как с этим обстоят дела в Williams?
Фелипе Масса: В Williams во главе угла – гонки, остальное имеет меньшее значение. Команда сосредоточена исключительно на соперничестве на трассе, и не важно, насколько удачно или неудачно сложилась гонка – мы переключаемся на следующий этап и стараемся сработать ещё эффективнее, притом внутренний прессинг, который мы сами себе создаем, гораздо сильнее внешнего.
Вопрос: Вашего напарника Валттери Боттаса считают одним из кандидатов на место в Ferrari. Что скажете?
Фелипе Масса: Думаю, Боттас – один из ключевых пилотов на трансферном рынке, но у него есть возможность остаться в команде. Посмотрим, что произойдёт. Валттери доказал, что он – хороший пилот, у него достаточно таланта, чтобы выступать за топ-команду – поэтому он им интересен, но я не знаю, уйдёт он или останется.
Вопрос: Вы сами выступали за Ferrari. Вам было бы интересно вернуться?
Фелипе Масса: Я уже был там и не уверен, что хотел бы вернуться. Я счастлив там, где нахожусь, ведь иногда это не вопрос денег – важно понимать, что ты делаешь, насколько ты этим доволен. Мне нравится в Williams, и я не вижу причин что-либо менять.
Вопрос: Под конец гонки в Австрии вы боролись с Себастьяном Феттелем. На каких участках трассы Ferrari ехала быстрее?
Фелипе Масса: Себастьян намного увереннее проходил участок между третьим и пятым поворотами, где он заметно приближался ко мне. Было трудно понять, насколько велика угроза, я старался смотреть в зеркала – да, у нас был неплохой темп, но мы, похоже, уступали Ferrari те две десятые, которые стараемся отыграть, чтобы, наконец, подобраться к ним и выйти вперед.