Макс Ферстаппен в этом году стал самым обсуждаемым гонщиком чемпионата. Перед финальным Гран При сезона в Абу-Даби голландец рассказал, как сам оценивает себя, и когда планирует вступить в схватку за титул...
Вопрос: Макс, придётся заглянуть далеко в прошлое, чтобы найти гонщика, вызвавшего столько противоречивых реакций и споров, как вы за один сезон. Возможно, Михаэль Шумахер в начале карьеры...
Макс Ферстаппен: Я ничего такого точно не планировал! Никогда не собирался вызывать противоречия любых видов и форм! (смеётся) Я просто стараюсь пилотировать как можно лучше. Ещё я сражаюсь за позиции – защищаюсь или атакую! Я таков, какой есть. Я не говорил себе: «Хочу стать самым обсуждаемым гонщиком в пелотоне»...
Вопрос: Вы стояли на подиуме с двумя пилотами Mercedes, но болельщики скандировали ваше имя...
Макс Ферстаппен: Да, это приятно. Такое происходит само собой. Я всегда стараюсь выступить как можно лучше, это нравится болельщикам!
Вопрос: Какой момент в 2016-м был для вас самым лучшим?
Макс Ферстаппен: Победа в Барселоне, потому что я совершенно этого не ожидал. А второй лучший момент – гонка в Бразилии!
Вопрос: Чему вы научились после Барселоны? Вас бросили в топ-команду и ждали, что вы сразу научитесь плавать...
Макс Ферстаппен: Я многому научился. Сейчас я лучше понимаю машину, лучше её настраиваю. В гонках ты постоянно чему-то учишься.
Вопрос: Вы никогда не переживали, что важно не упустить шанс, который мне дали?
Макс Ферстаппен: Ничего подобного я не испытывал. Я знал, что смогу показать хорошие результаты и буду прогрессировать шаг за шагом. Ради успеха нужно упорно трудиться.
Вопрос: Едва оказавшись в конкурентоспособной машине, вы начали соперничать с признанными авторитетами. Похоже, вашей главной целью стал Себастьян Феттель – остроты добавляет тот факт, что вы выступаете в команде, из которой он ушёл два года назад?
Макс Ферстаппен: Цель – совершенно неправильное слово. Я совершенно этого не планировал. Это просто произошло. Скорость наших машин почти одинаковая – так что мы действительно часто видимся на трассе! (смеётся)
Вопрос: Вероятно, чаще, чем ему бы хотелось...
Макс Ферстаппен: Меня это не волнует. Я пилотирую тем способом, который мне подходит – и это приносит успех.
Вопрос: А что относительно того факта, что вы сидите в машине, которую он оставил два года назад? Это добавляет остроты?
Макс Ферстаппен: Возможно, для него, но определённо не для меня!
Вопрос: Как вы справляетесь с тем, что в Мексике ваш пилотаж назвали опасным, а две недели спустя, в Бразилии, окрестили «богом дождя»? У вас от этого не кружится голова?
Макс Ферстаппен: Не кружится, это и есть Формула 1! В один день ты герой, в другой – проигравший. Такова природа гонок Формулы 1. Лучше не читать и не слушать никаких комментариев, сохранять нейтралитет. Я уже видел это прежде. Как только вы узнаёте правила этой игры, больше это волновать не должно. Это не всегда приятно, но так устроен этот мир.
Вопрос: Но вас назвали «опасным», это другой критерий...
Макс Ферстаппен: Я никогда не считал, что опасен, так что подобные комментарии меня не беспокоят.
Вопрос: В Мексике мы увидели одну из самых странных ситуаций на подиуме – в комнате после гонки вместе с пилотами Mercedes были вы, а затем вас оштрафовали, и на ваше место пришёл Себастьян Феттель. Как вам сказали, что вы не третий?
Макс Ферстаппен: Я сразу увидел это на экране. Так что просто собрал свои вещи, а затем они сказали: «Извини, Макс, ты не на подиуме!» Я не мог изменить результат и подумал: «Парни, я вернусь в следующий раз!»
Вопрос: И в Бразилии вы действительно поднялись на подиум, после блестящего пилотажа. Когда камеры показали Хельмута Марко, его глаза сверкали. Вы – ответ на его молитвы, новый Себастьян Феттель?
Макс Ферстаппен: Хельмут дал мне возможность оказаться в Формуле 1 и сесть за руль конкурентоспособной машины. Он принял важное решение, поменять местами меня и Даниила. Он взял на себя большой риск! И я отплатил ему в первый же уик-энд. Благодаря этому, он выглядел в позитивном свете – и я, конечно, тоже. Хельмут – очень прямой человек. Если ты хорош, он тебе об этом скажет, но если ты что-то делаешь не так, он тоже не будет сдерживаться! Могу предположить, что ему понравилась гонка в Барселоне – ведь он настоящий гонщик!
Вопрос: Ваш пилотаж в Бразилии заставил сравнивать вас с великим Айртоном Сенной. В чемпионате сейчас выступают пять чемпионов мира. Они стали слишком скучными? Кое-кто мог бы сказать, что на вашем фоне они выглядят стариками!
Макс Ферстаппен: Ха, они и есть старики! Стали ли они скучными? Мне трудно судить. Я пилотирую так, как и всегда, и стиль это старой школы или новой – я понятия не имею! Я никого не копировал, я таков, каков есть!
Вопрос: Вы рискуете больше, чем кто-то, кто уже знаменит и богат?
Макс Ферстаппен: Мне приходится рисковать больше, чем, например, Льюису Хэмилтону или Нико Росбергу. Наша машина не столь конкурентоспособна, так что приходится всегда выкладываться на 110%. Ста процентов недостаточно – что, конечно, влечёт за собой более высокие риски.
Вопрос: Сейчас вы пятый в чемпионате, и у вас есть шанс в итоге подняться на четвёртое место – вы уступаете Феттелю всего пять очков. Вы приехали за этим?
Макс Ферстаппен: Это было бы здорово. Но, конечно, такую цель я не ставлю. Это был бы просто бонус – а целью будет титул!
Вопрос: Все гонщики, когда их спрашивают, говорят, что хотели бы однажды стать чемпионом мира – и для большинства эти надежды далеки от реальности. В вашем случае это выглядит естественной задачей. Когда вы готовы попытаться в первый раз? В 2017-м?
Макс Ферстаппен: Если машина окажется достаточно хороша – да! Хельмут считает, что машина будет великолепна – если так, я к этому готов. И был готов ещё до того, как пришёл в Формулу 1! (смеётся)