Перед Гран При Абу-Даби гонщики Red Bull Racing Даниэль Риккардо и Макс Ферстаппен подвели предварительные итоги сезона, вспомнив и удачные, и не самые весёлые его моменты.
Даниэль Риккардо: Какой момент сезона ты считаешь лучшим? Хорошенько подумай!
Макс Ферстаппен: Лучший момент сезона… Думаю, моя победа в Барселоне. Вообще радостных моментов было много, но всё-таки победа – это победа. Даже если гонка была очень скучная, но ты её выиграл – это в любом случае незабываемо.
Даниэль Риккардо: Согласен.
Макс Ферстаппен: В начале сезона в прессе было много рассуждений о том, что тебя ждёт непростой сезон. Ты тогда на какое место рассчитывал по итогам чемпионата?
Даниэль Риккардо: Я вообще не ожидал, что смогу войти в этом году в первую пятёрку. Сам знаешь, как это бывает: ты делаешь всё, что в твоих силах, и если машина окажется достаточно хорошей, то это отражается и на результатах. Ничто не говорило о том, что в этом году мы так здорово прибавим. Даже если просто завершить сезон в первой пятёрке, это уже лучше, чем можно было рассчитывать.
А теперь скажи, что стало для тебя худшим моментом сезона?
Макс Ферстаппен: Монако. Однозначно! (смеётся) Думаю, все со мной согласятся!
Даниэль Риккардо: Но, тем не менее, трасса-то тебе нравится? Несмотря на то, что Гран При Монако стал для тебя худшим моментом сезона?
Макс Ферстаппен: На самом деле, это повторяется уже второй год подряд. Но трасса, конечно, уникальная. Ездить там очень сложно, особенно в квалификации. Завершив быстрый круг, ты понимаешь, что пилотировал действительно на пределе возможного. В моём случае, даже за этой гранью!
А ты что считаешь лучшим моментом сезона и почему?
Даниэль Риккардо: Думаю, субботу накануне Гран При Монако. К счастью, как и в твоём случае, удачных моментов в этом сезоне было немало. До этого года в списке моих достижений не было ни одной поул-позиции, а тут я выиграл квалификацию в Монако! Этот мой первый поул, а также, конечно, победа в Малайзии – вот два лучших момента.
Макс Ферстаппен: А худший?
Даниэль Риккардо: Думаю, все ждут, что я скажу «Монако». Но это был неприятный момент не для меня лично, а, скорее, для всей команды. Хотя мне казалось, что я в тот день всё сделал правильно.
Макс Ферстаппен: Да, ты тогда не мог повлиять на ситуацию…
Даниэль Риккардо: И всё-таки тот уик-энд прошёл здорово. Хотя финал его был тяжёлый. Я впервые не пошёл на совещание по итогам гонки. Обычно я всегда их исправно посещаю, но в тот день… Тем более, я живу в полукилометре от паддока. Так что, я просто отправился домой. Не хотелось ни с кем разговаривать.
Макс Ферстаппен: Могу себе представить.
Даниэль Риккардо: Многие говорили, что Red Bull не стоило менять гонщиков и брать тебя вместо Даниила Квята. В прессе было много удивлений по этому поводу. Что ты думаешь о реакции окружающих в тот момент? Тебе была понятна их точка зрения?
Макс Ферстаппен: Такие решения не бывают безболезненными. Я могу представить себя на месте Даниила – понятно, что он оказался в сложном положении. Но в Red Bull иногда действуют именно так, возможно, в том числе думая о будущем. Но когда тебе делают такое предложение, конечно, тебе хочется им воспользоваться. Я помню, что тогда писала пресса, и мне хотелось доказать, что все эти люди неправы. И, по-моему, с тех пор всё складывается весьма удачно!
Даниэль Риккардо: Наверное, рейтинги пресс-конференции FIA накануне Гран При Монако, где вы с Даниилом сидели в первом ряду, были самыми высокими. Думаю, все ждали, кто кого стукнет! (смеётся)
Макс Ферстаппен: Я был к этому готов!
Даниэль Риккардо: В любом случае, ты же не сам позвонил Хельмуту Марко, предложив взять тебя вместо Даниила. Просто иногда так складываются обстоятельства. И ты должен был воспользоваться представившейся возможностью. Это наша работа. Ты не можешь отказаться от такого предложения и не можешь сочувствовать сопернику, таков наш спорт.
Тогда логичный вопрос: выиграв гонку в Барселоне, испытал ли ты чувство облегчения, ведь ты доказал, что, взяв тебя, в Red Bull поступили правильно?
Макс Ферстаппен: Да, победа в той ситуации была очень кстати. Она не решает всех проблем, ведь ты должен подтверждать свои результаты в течение всего сезона, но когда ты приходишь в новую команду и начинаешь с победы, это уже хороший старт.
Но я был доволен ещё и потому, что я что-то доказал самому себе, а не только Red Bull. Победа – это всегда удивительное достижение. После неё прессинг сразу становится меньше, ведь ты уже чего-то добился.
Даниэль Риккардо: Да, согласен, мне знакомо это чувство, я испытал его в 2014 году в Канаде. Ты веришь, что можешь выигрывать гонки, чувствуешь, что тебе это под силу, но пока не пересечёшь первым линию финиша и не выдержишь этот прессинг… В общем, тогда ты понимаешь: да, я действительно могу!
Макс Ферстаппен: В прессе много писали о том, что с моим приходом в команду ты будешь чувствовать повышенный прессинг – так и было?
Даниэль Риккардо: Прессинг в нашем спорте есть всегда, и порой ты хорош ровно настолько, насколько хорош твой результат в последней гонке. Но когда в команду приходит новый напарник, тебя сравнивают именно с ним, ведь он выступает на такой же машине. И, конечно, если он быстрее тебя в каждой гонке, это неприятно. Даже если ты всегда финишируешь вторым, но напарнику достаются победы, считай, что ты провёл ужасный сезон.
В начале года я в целом справлялся с делом лучше Даниила, но потом в команду пришёл ты, и надо было браться за новую задачу. Конечно, я знал, что ты быстрый гонщик, но вопрос, насколько быстрый? Думаю, мы оба испытывали прессинг, и надо было просто продолжать показывать хорошие результаты, не допуская, чтобы напарник опережал тебя на полсекунды в каждой квалификации.
Макс Ферстаппен: К счастью, всё сложилось по-другому! (смеётся)
Даниэль Риккардо: Да, было весело! Что ты скажешь обо мне как о напарнике?
Макс Ферстаппен: Ты очень славный, чуткий, замечательный напарник! (смеётся) Подойдёт такой ответ, или придётся снова что-то говорить? А я, по-твоему, какой напарник?
Даниэль Риккардо: Журналисты часто о тебе спрашивают…
Макс Ферстаппен: В основном, голландская пресса?
Даниэль Риккардо: Нет, пресса в целом. И я отвечаю, что, да, ты моложе большинства гонщиков, но если судить по гоночной подготовке, то ты вполне зрелый и опытный профессионал. Возможно, в какой-то мере тебе помог отец, Йос Ферстаппен, но ещё в картинге и молодёжных категориях ты получил отличный опыт. Например, когда мне было 18 лет, атмосфера Формулы 1 не была для меня естественной. А ты как-то сразу адаптировался и привык работать с командой быстрее, чем мы в своё время.
Макс Ферстаппен: Как думаешь, в какой момент сезона Кристиан Хорнер был счастливее всего?
Даниэль Риккардо: Думаю, когда пил шампанское из моего гоночного ботинка! (смеётся) В любом случае, это было в Малайзии, когда мы завоевали победный дубль. Лучше ничего для команды быть не может. Разумеется, когда ты выиграл в Барселоне, он тоже был на 99,9% счастлив. Но если тогда он мог немного переживать за меня, потому что я был расстроен, то в Малайзии он понимал, что оба гонщика вполне довольны.
Макс Ферстаппен: А ты вообще видел, чтобы он сердился?
Даниэль Риккардо: Не знаю, был ли он сердит, но здорово расстроен Кристиан был в воскресенье после гонки в Монако, это точно. Это чувствовалось и на следующий день. Потому что после финиша я ни с кем не хотел говорить. А в понедельник у нас с ним состоялся разговор, хотя мы оба ещё не отошли от случившегося. Могу сказать, он действительно был расстроен. А кроме Монако, мы, пожалуй, его не так уж часто огорчали, согласись?
Макс Ферстаппен: Нет, не очень часто.
Даниэль Риккардо: Ну, разве что пару машин разбили, но не так уж много! (смеётся)
Макс Ферстаппен: Какой свой манёвр в этом году ты считаешь самым удачным?
Даниэль Риккардо: Много было неплохих обгонов, но, пожалуй, первое, что приходит в голову – это обгон Валттери Боттаса в Монце. На этой трассе мы настраиваем машины на минимальную прижимную силу, зоны торможения там длиннее, и всё сделать правильно труднее, чем на многих других гонках. Но когда это удаётся, ты слышишь немало похвальных и уважительных оценок. А ты какой свой манёвр назовёшь?
Макс Ферстаппен: Думаю, последняя гонка в Бразилии была богатой на события, и, пожалуй, я назову обгон Росберга по внешней траектории. Условия были крайне сложные, очень сильное аквапланирование, но тот обгон оставил приятное ощущение.
Как ты воспринимаешь комментарии о том, что в следующем году наше соперничество обострится?
Даниэль Риккардо: В каком-то смысле здорово, что люди так думают – значит, они верят, что мы будем сражаться за чемпионский титул. Думаю, может дойти до того, что мы окажемся в такой же ситуации, в которой сейчас Льюис Хэмилтон и Нико Росберг. Про них тоже много говорили, что в своё время у них были хорошие отношения, но из-за соперничества в Формуле 1 возникло некоторое отчуждение.
Но я хотел бы оказаться в ситуации, когда мы с тобой будем сражаться за титул! Думаю, это доставит радость нам обоим! (смеётся)