На пресс-конференции в Женеве, посвященной заявлению FOTA, президент ассоциации Лука ди Монтедземоло говорил о единстве команд и будущем Формулы 1...
Лука ди Монтедземоло: "Сегодня у нас есть возможность представить вам полную картину происходящего в FOTA.
Позвольте напомнить, я работаю в Формуле 1 с 1973 года. За этот период были успехи и неудачи, но я всегда был здесь, и никогда не видел столь сильного сотрудничества между командами.
Сегодня у нас общая цель - прогресс Формулы 1 через четыре основополагающих принципа. Стабильность. Техническое соперничество и инновации, которые всегда были в генах Формулы 1. Баланс между расходами и доходами, и конечно - зрелищность, интерес аудитории. Эти принципы определяют нашу работу.
Я никогда не видел такой сплоченности ради достижения общей цели. Не хочу, чтобы это воспринимали, как хвастовство, но происходящее имеет историческое значение для Формулы 1. Команды хотят сотрудничать, оставаясь соперниками на трассе, мы будем сотрудничать ради будущего Формулы 1, ради прогресса нашего спорта.
Стабильность крайне важна. Стабильный регламент, стабильные команды, при этом мы готовы протянуть руку новым участникам, и так всегда было в истории Формулы 1 - сочетание опытных, постоянных команд, и новых участников. Стабильность позволяет разрабатывать долгосрочные программы, планировать и с уверенностью смотреть в завтрашний день.
Техническое соперничество и инновации - это основа Формулы 1. Невероятный технический вызов, повышение безопасности и разработка технологий будущего, применимых в конструкции дорожных машин. Этот фактор всегда был ключевым, он в генах Формулы 1.
Формула 1 должна иметь хороший баланс между расходами и доходами, это крайне важно для любой компании, в любом бизнесе. Позже вы узнаете о наших предложениях, и в них не будет ничего революционного - мы должны прогрессировать постепенно, и первые шаги уже сделаны. Цифры рейтингов говорят о том, что популярность Формулы 1 растёт, что очень важно для нас, для спонсоров, для зрителей, для телевидения.
Хочу сказать несколько слов о структуре FOTA.
У нас есть исполнительный комитет. Это - правление, в котором мы принимаем решения, разработанные рабочими группами. Есть три таких группы - техническая, под руководством Росса Брауна, спортивная, под руководством Мартина Уитмарша, и коммерческая, под руководством Флавио Бриаторе.
У нас есть система голосования, согласно которой для принятия решений на сезон 2009 года нужно собрать 100% голосов, а для сезона 2010 года - 70%. У нас есть постоянный офис в Женеве.
Ассоциация FOTA была сформирована в Монце, в сентябре прошлого года. До этого, в июле, команды встретились в Маранелло, договорившись сформировать FOTA. Таким образом, первая встреча команд прошла в июле 2008-го, а первая официальная встреча FOTA - в сентябре, тогда же мы договорились об обсуждении в октябре, в Шанхае, первого пакета предложений.
FOTA справилась со своей задачей, несмотря на невероятно напряженный финал прошлого сезона. После встречи в Шанхае рабочие группы готовили пакет мер, а в Лондоне, в ноябре и декабре, были согласованы предложения по сокращению затрат в 2009-м и 2010-м.
Прежде всего, мы сосредоточились на сезоне 2009 года, этот год - самый важный, в ситуации экономического кризиса нужно было срочно принимать решения. И они были приняты единогласно, что говорит о единстве команд – и частных, и имеющих поддержку автопроизводителей. Я хочу ещё раз подчеркнуть это единство. В истории Формулы 1 такого ещё не было.
Решения по поводу сезона 2009 года были приняты благодаря FOTA и решительности команд. 10 декабря, в Монте-Карло, мы представили свои предложения президенту FIA Максу Мосли.
В январе, в Женеве, появился офис FOTA, в феврале, в Лондоне, команды согласовали долгосрочную стратегию на сезон 2010 года. Сегодня мы будем говорить только о 2009-м и 2010-м, но работа идёт и над сезонами 2011 и 2012 года. Наконец, сегодня мы должны представить "дорожную карту" FOTA, рассказать о нашем взгляде на будущее Формулы 1. Вы видите, сколь большая работа была проделана с сентября 2008-го по март 2009-го.
Как вписывается FOTA в структуру спорта? Это очень важный вопрос. Сегодня Формула 1 находится в треугольнике, в котором у нас есть четкие правила, ясные обязательства и цели.
У нас есть сильная политическая власть и независимый контроль со стороны FIA. Должен сказать, что мы ценим вклад президента FIA в вопрос привлечения внимания к сокращению затрат. Мы разделяем эту позицию и считаем, что Формула 1 должна учитывать мировые экономические реалии, мы не можем оставаться в стороне от того, что происходит в остальном мире. Мы оценили мнение Макса Мосли, и то, что мы сделали в 2009-м, было немного неожиданным, как с точки зрения оперативности реакции, так и с позиции единодушия команд.
Ещё одна сторона треугольника - FOM, владелец коммерческих прав, и это важная составляющая, потому, что мы должны думать не только о сокращении расходов, но и об увеличении доходов. Я говорю это не только потому, что знаю Берни Экклстоуна с 1973 года, но и от имени FOTA - Берни сделал фантастическую работу для Формулы 1 и сегодня этот чемпионат совсем другой, чем в прошлом.
В середине этого треугольника - аудитория, с которой мы хотим сотрудничать. Команды - ключевые игроки этого спорта, команды инвестируют средства и разрабатывают технологии, команды ведут борьбу на трассе, а теперь и сотрудничают ради будущего Формулы 1. Мы будем продолжать это сотрудничество, независимо от того, что уже было сделано за последние несколько месяцев.
Я хочу сказать ещё две вещи. Прежде всего, мы оцениваем кризис с положительной стороны - кризис предоставляет огромные возможности улучшить Формулу 1, как с точки зрения затрат, так и с точки зрения спорта. Этот эффект важен не только для нас, но и для других компаний, мы надеемся, что кризис скоро закончится, и пользуемся этой возможностью в Формуле 1, в командах, в компаниях.
Второй момент - мы хотим сохранить и подчеркнуть уникальность чемпионата. Мы не хотим, чтобы Формула 1 становилась чем-то другим, мы хотим соревнования, лояльного соревнования на трассе, спортивной борьбы, борьбы технологий, мы хотим инновационных исследований, мы хотим помещать свой логотип на машинах. Мы не спонсоры - у нас есть спонсоры, и они для нас очень важны.
Именно поэтому командам нужно стабильная, позитивная Формула 1, мы хотим, чтобы множество сильных международных брендов могли использовать эту фантастическую возможность присутствия по всему миру. Мы хотим увеличить аудиторию, мы хотим сотрудничать для прогресса Формулы 1.
Команды предприняли серьёзные усилия по экономии средств - в 2009-м мы добились снижения стоимости двигателей и сокращения тестов в критической для экономики ситуации. Этого не произошло бы без FOTA, и мы гордимся тем, что всё было сделано при единодушной поддержке команд. Сокращение затрат - чрезвычайно важный вопрос в 2009-м, это не единственная задача, которую необходимо решить, но она успех уже подтвержден некоторыми цифрами.
Поставка моторов. За два года, в 2009-м и 2010-м, мы сократим стоимость двигателей на 50%. Мы уже добились серьёзного прогресса, но между сезонами 2009 и 2010 года она сократится ещё на 37.5%, что может стать решающим фактором для независимых команд и новых участников чемпионата.
Коробка передач: Экономия ещё больше - 60% за один год. Это тоже крайне важно для частных и новых команд. Это не слова - это факты.
Тесты: Мы на 50% сократили объём тестов, и в 2010-м сократим их ещё на 30%. Помните, несколько месяцев назад мы говорили, что сосредоточимся на 2009-м, а потом будем работать над 2010-м. Мы сделали это.
Шасси: Когда мы встретились в Монце, шасси на сезон 2009 года уже было готово, но в 2010-м мы на 30% сократим расходы.
Аэродинамика: Стоимость развития аэродинамики - это существенная доля затрат в бюджете каждой команды. Она на 20% снизится в 2009-м, потому, что шасси уже было готово, и 50% сократится в 2010-м, благодаря принятым решениям.
KERS: К сожалению, разработка этой системы составила значительную долю расходов в бюджете каждой команды. Поэтому мы договорились о будущей стандартизации KERS.
Цель в том, чтобы сократить общий бюджет с 2008 по 2010-й на 50%. При этом, хочу повторить, мы уже работаем с прицелом на сезоны 2011 и 2012 года.
Мы проделали серьёзную работу и над привлечением аудитории. Триумвират в руководстве крайне важен, мы должны тесно сотрудничать с FIA и FOM, чтобы реализовать сегодняшние и перспективные идеи по улучшению спорта и зрелищности, расширить использование СМИ. Мы хотим развиваться в разных направлениях и сделаем для этого всё возможное.
При этом необходимо соблюдать баланс между доходами и расходами. Мы делаем все для сокращения затрат, но должны заботиться и о доходах. Это нормально для любого бизнеса, мы должны гарантировать будущее действующих участников и повысить привлекательность чемпионата для новых команд. Важно сохранить и улучшить уникальность Формулы 1. Мы считаем подписание трехлетних контрактов на поставку моторов и коробок передач важным шагом навстречу частным командам.
Сотрудничество подразумевает наличие общих целей, ясных правил и конструктивного подхода к будущему Формулы 1. Мы уверены в том, что бывшая Honda Racing может иметь хорошие перспективы в будущем.
Позвольте мне закончить это вступление ещё двумя деталями. Формула 1, как точно заметил Бриаторе - это действительно уникальный, единственный международный спорт, кроме футбола, который популярен по всему миру. Для примера я бы назвал только две ключевые страны, где хотят принять Формулу 1 и ждут её - Индия и Россия. Огромное население этих стран уже увлечено нашим спортом, благодаря телевидению и интернету. Здесь мы многое можем сделать.
Ассоциация FOTA важна потому, что в ней присутствуют все команды, все те, кто инвестирует свои средства, кто готов и рад работать в этом треугольнике с аудиторией в центре. Это залог успеха, залог успешного будущего Формулы 1. Мы должны двигаться вперед, должны прогрессировать, приходить в новые страны, ведь это новые возможности, новые спонсоры. Нужно уверенно стоять на ногах и позитивно воспринимать будущее. FOTA - это наша общая страсть к светлому будущему Формулы 1.
Вопрос: В одном из документов оговариваются обязательства автопроизводителей по участию в Формуле 1 до конца 2012 года. Вы можете подтвердить, автопроизводители останутся до этой даты?
Лука ди Монтедземоло: У меня нет письменных подтверждений всех команд и автопроизводителей, но вы знаете, что у меня хорошие контакты с коллегами, и сейчас я говорю от лица FIAT - все производители готовы подписать новый Договор Согласия до конца 2012 года.
Вопрос: Вы говорили о 50%-м сокращении бюджета за два года, можете назвать итоговую сумму в Евро?
Лука ди Монтедземоло: Вы отлично знаете, почему это невозможно! Затраты команд отличаются, сумму назвать сложно. Возможно, в ближайшие месяцы удастся сформулировать более точно, но такова цель, которой мы можем добиться с решениями, которые уже приняты на 2010-й.
Вопрос: Вы говорили о дополнительных доходах от использования новых технологий в СМИ, вы будете обсуждать доли от этих доходов с FOM? Речь идёт о 2013-м, или это произойдёт раньше?
Лука ди Монтедземоло: С FOM у нас очень открытый диалог. Мы связаны с ними до 2012-го и за этот период постараемся улучшить освещение в СМИ, но в 2013-м откроются новые перспективы. Ещё раз повторю, мы связаны обязательствами до 2012 года.
Вопрос: И распределение доходов тоже определено до конца 2012-го?
Лука ди Монтедземоло: Да, но мы можем увеличить сторонние доходы, в частности, работая с новыми СМИ.
Вопрос: У вас есть информация о том, как текущий кризис повлиял на ваших спонсоров?
Лука ди Монтедземоло: Я давно в Формуле 1, мы переживали кризис в начале 70-х, я помню, какими сложностями для Формулы 1 обернулся нефтяной кризис 1975-го. Кризис был в начале 90-х, в 1993-м - спонсоры приходят и уходят, некоторые из них приходят в кризис именно потому, что есть шанс решить поставленную задачу с меньшими затратами. Такова жизнь!
Формула 1 имеет два важнейших преимущества. Инновации, будущее, в котором сохранится уникальность чемпионата - это очень важно для спонсоров. Кроме того, здесь множество возможностей, за эти годы мы видели массу разноплановых компаний из разных стран, разного коммерческого профиля. Сегодня кризис больше всего коснулся банковской деятельности, банки были одними из важнейших спонсоров в последние 12-лет, но в будущем мы будем работать с другими компаниями. Я думаю, что спонсоры понимают, насколько велик потенциал Формулы 1.
Вопрос: На прошлой неделе представители FIA заявили о некоторых радикальных мерах, которые они предложат на рассмотрение Всемирного Совета по автоспорту. Некоторые из вас говорили о предстоящей эре команд за 50 миллионов Евро. Вы считаете, что меры, предложенные сегодня FOTA, смогут удовлетворить FIA?
Лука ди Монтедземоло: Прежде всего важно то, что автопроизводители и команды - все те, кто фактически инвестирует свои средства в Формулу 1, смогли договориться о сокращении затрат в 2010-м. Мы смогли значительно сократить бюджеты в 2009-м, без этих мер многим сейчас было бы сложно поддерживать свои команды. В ближайшие дни мы встретимся с президентом FIA, сообщим о своих решениях Всемирному Совету - все видели, что они были приняты в кратчайшие сроки и позволили добиться цели. Думаю, мы хорошо справились со своей работой, мы считаем, что можно сохранить преимущества Формулы 1, не прибегая к стандартизации, к решениям, которые могут разрушить привычные ценности чемпионата.
Вопрос: Вчера, на Женевском автосалоне, один из руководителей Renault заявил о том, что компания может покинуть Формулу 1, если в ближайшее время не удастся добиться радикального снижения расходов и увеличения доходов. Что вы думаете об этом?
Лука ди Монтедземоло: Думаю, что он отразил позицию, которую я несколько недель назад обсуждал с президентом Renault. Мы полностью поддерживаем необходимость нахождения лучшего баланса между расходной и доходной частями бюджета. Здесь нет вопросов. Хочу повторить, мы высоко оцениваем позицию Макса Мосли, который год назад призвал команды обратить внимание на затраты. Мы делаем для этого все возможное, сохраняя преимущества Формулы 1.
В Renault удовлетворены мерами, которые мы предложили на сезон 2010 года, мы связаны обязательствами до конца 2012-го и должны смотреть вперед, чтобы увеличить свои доходы после этого срока. Но, даже сейчас, до 2012-го, мы можем работать в союзе с FOM и FIA ради стабильного будущего Формулы 1.
Вопрос: Вы говорите о необходимости нахождения лучшего баланса между доходами и расходами, но самый легкий способ добиться этого - получить 100% доходов спорта. После окончания действия Договора Согласия, вы хотите управлять этим спортом самостоятельно, без FOM?
Лука ди Монтедземоло: Вы знаете, что мы начали обсуждать вопрос экономии средств. собравшись в Маранелло, в июле 2008 года. Мы ждали кризис, мы понимали, что поезд уже тронулся, но начали действовать, и два месяца спустя, в Монце, уже прорабатывали первые идеи. На той встрече мы обсуждали вопросы доходов с Экклстоуном и Маккензи, главными акционерами FOM. Ситуация очень открыта, я думаю, что до 2012-го многое может быть улучшено с точки зрения увеличения доходов.
Я повторяю, Экклстоун проделал фантастическую работу по развитию Формулы 1. Мы связаны договором до 2012 года, а потом решим, что делать дальше. С одной стороны 2012-й - это почти завтра, с другой сейчас мы сосредоточились на улучшении чемпионата и повышении зрелищности. Посмотрим. Берни отлично справился со своей работой, но сегодня владелец FOM - финансовая компания CVC, и это не только Экклстоун. Поэтому - посмотрим.
Вопрос: По поводу стандартизации KERS. В этом сезоне каждая команда должна строить свою систему, вы считаете это ошибкой? У вас уже есть поставщик на 2010-й?
Лука ди Монтедземоло: Если хотите знать моё мнение, то унификация была бы лучшим вариантом, и с точки зрения экономии, и для зрителей. KERS - не такой важный элемент, как мотор, как коробка передач, как аэродинамика, мы можем её унифицировать. Это лишь коробка с электроникой, это не сексуально.
С единодушной поддержкой команд мы решили, что ассоциация FOTA должна провести тендер на поставку, чтобы сократить расходы. Здесь нужно действовать последовательно – если мы говорим о сокращении затрат, то они должны быть сокращены во всём. Сегодня стоимость KERS - одна из самых больших расходных статей в бюджетах команд, но мы готовы поддержать использование системы в 2010-м, поэтому готовим тендер.
Вопрос: С мая 2006-го команды не подписывали Договор Согласия, почему сейчас вы решили это сделать?
Лука ди Монтедземоло: Все дело в условиях. Сейчас мы обсуждаем последние проблемы с юридическим отделом FOM, и надеемся подписать Договор до начала сезона, или даже до 18 марта.
Вопрос: Какой из принципов, озвученных вами во вступительной речи, стал определяющим фактором создания FOTA?
Лука ди Монтедземоло: Они дополняют друг друга, без каждого из них невозможно двигаться дальше. Технология - это основа бизнеса, это исследования, это соревнование конструкторов. Коммерческий аспект - это сотрудничество с FOM, спорт, зрелищность - это интересы спонсоров. Все взаимосвязано, все факторы ключевые.
Вопрос: Учитывая снижение расходов, зарплата гонщиков становится одной из самых больших статей расходов. Как вы планируете решить этот вопрос?
Лука ди Монтедземоло: Я давно в Формуле 1 и много раз говорил об этом. Прежде всего, Формула 1 - это спорт индивидуальный. Здесь не 11 и не 23 игрока. Когда я был молодым, в футбольных командах было 11 игроков, сейчас там хватит спортсменов на две-три команды, а в Формуле 1 гонщик борется один на один.
Кроме того, мы не должны забывать, что речь идёт об очень специфическом спорте. Наверное, в будущем, когда конкуренция на рынке пилотов будет большей, команды смогут платить меньше, но рынок - есть рынок. Если вам нужен гонщик, умеющий побеждать, тогда придётся платить.
Команды тесно сотрудничают в рамках FOTA, но на первом Гран При сезона, в Австралии, мы будем изо всех сил бороться друг с другом. Я признаю справедливость вашего вопроса, но учитывая перемены, произошедшие за последние восемь месяцев или меньше, я считаю, что мы движемся в верном направлении.
Могу только добавить, что дух товарищества здесь очень силён. Все внесли важный вклад, и страсть команд выражается не только в борьбе на трассе, но и в нацеленности на прогресс Формулы 1. Для меня важно подтвердить то, что уже озвучивалось, в том числе и Роном Деннисом: управление - это самый важный элемент этого будущего, важный для нас, для команд, для автопроизводителей, для спонсоров.
Я думаю, что каждый спорт нуждается в сильной политической власти, в прочной коммерческой основе, в единодушии игроков. Этот треугольник, о котором мы уже говорили сегодня, и позволит добиться успеха для нашего спорта.