В рамках специально организованной прямой линии управляющий директор Vodafone McLaren Mercedes Джонатан Нил ответил на некоторые интересные вопросы, касающиеся как следующего сезона, так и перспектив отдельных участников чемпионата...
Вопрос: Что значит для команды календарь из девятнадцати гонок? Во сколько обойдется дополнительный Гран При с точки зрения затрат и человеческих ресурсов?
Джонатан Нил: Предварительный вариант календаря из девятнадцати гонок уже опубликован. В последние годы руководители команд, совместно с FOM и FIA, пришли к выводу, что участникам чемпионата по силам провести от семнадцати до двадцати Гран При, главный вопрос – их последовательность, и здесь остается несколько нерешенных моментов.
К примеру, в следующем сезоне этапы в Монако и Турции разделяет одна неделя, а это грозит проблемами с логистикой. Не так просто переместить инфраструктуру паддока из Монако в Стамбул, впрочем, переговоры вселяют оптимизм.
Нам нравится идея девятнадцати Гран При. Думаю, вы в курсе, что участие в гонках обходится командам в некоторую сумму, но согласно новым договоренностям с FOM у нас есть механизм компенсаций. Календарь выглядит очень привлекательно, сочетая любимые всеми традиционные трассы и новые автодромы.
Что касается человеческого фактора – мы ищем необходимые резервы. Механикам придётся нелегко, но мы постараемся обеспечить им небольшой отдых – расписание предполагает короткий отпуск в первой половине августа. Не думаю, что возникнут какие-то проблемы, это очень сбалансированный календарь.
Вопрос: После Гран При Сингапура Хейкки Ковалайнен заявил что команда должна была помочь ему адаптировать машину к стилю пилотирования – на дистанции гонки финн не мог поддерживать высокий темп из-за недостаточно эффективной работы шин. Не могли бы вы пояснить суть этих проблем? Они объясняют, почему в этом сезоне Хейкки не удалось реализовать свой потенциал?
Джонатан Нил: Позвольте еще раз заметить: наша команда всегда будет придерживаться политики предоставления одинаковой машины двум гонщикам. Изначально, MP4-24 не подгонялась под Льюиса или Хейкки, никому из них не пришлось менять свой стиль.
В прошлые годы у нас бывали ситуации, когда из-за разницы в стиле пилотирования гонщиков команде приходилось дорабатывать переднюю подвеску – чтобы не вдаваться в детали, скажу лишь, что Кими Райкконен и Хуан-Пабло Монтойя предпочитали разные варианты настроек. Стиль Фернандо Алонсо был не менее уникален, но между Льюисом и Хейкки нет такой значительной разницы, поэтому MP4-24 не готовилась под кого-то из них.
Проблемы Хейкки с мягким составом связаны с выбором других настроек. Вместе с ним мы много работали над контролем износа шин, давлением и регулировками. Команда не сомневалась в способностях Хейкки: в Сингапуре он неплохо квалифицировался и лишь на ранней стадии гонки испытывал небольшие трудности с машиной. Если бы мы знали причину – мы давно бы её устранили, но работа продолжается.
На первом отрезке Гран При Сингапура группа специалистов помогала Хейкки обрести уверенность в машине. Думаю, он сработал действительно неплохо – в пятницу он освоился гораздо быстрее Льюиса, который был недоволен настройками, уровнем сцепления, неровностями трассы. Впрочем, за ночь мы успели заменить шасси, и уже в субботу утром Льюис оказался быстрейшим. Нет, в этой ситуации я не пытаюсь приуменьшить заслуги Хейкки, просто поясняю, на что способен Льюис.
В пятницу Хейкки был очень быстр, а в квалификации уступил из-за неудачного стечения обстоятельств: красные флаги появились очень некстати, оставив его на десятой позиции – уверен, он смог бы подняться выше. В гонке Хейкки активно боролся с гонщиками Brawn GP, но стартовал с грязной стороны трассы, Баррикелло сразу же провел атаку, а Баттон смог финишировать впереди, благодаря большему количеству топлива в баках. Хейкки выступил неплохо, мы сказали ему об этом и теперь он с нетерпением ждет этап в Сузуке, где будем атаковать не менее агрессивно.
Вопрос: На прошлой неделе в Williams намекнули, что не станут отказываться от идеи использования KERS в следующем сезоне. Вам хотелось бы сохранить эту систему? Разве это не преимущество?
Джонатан Нил: KERS стала предметом множества дискуссий. Для Формулы 1 крайне важно, чтобы мы продолжали реализовывать проекты в сфере экологии и сохранения энергии – от снижения объемов использования карбона до ужесточения правил, касающихся экзотических материалов.
Одновременно собственные проекты осуществляют нефтехимические компании, в том числе Exxon Mobil, которой удалось добиться впечатляющих результатов в очистке топлива и повышении его эффективности, что имеет особое значение и в других гоночных сериях.
KERS – фундаментальная технология, если бы она была достаточно простой, уже в Австралии у всех был бы работоспособный вариант. В реальности, на разработку системы в 2008-2009 годах были потрачены большие средства – мы знали, что она способна обеспечить преимущество в 0.2-0.3 секунды на круге, но когда технология есть почти у всех, разница нивелируется.
Тем не менее, небольшим и новым командам пришлось бы вкладывать средства в разработку аналогичных систем, а этот вариант неприемлем в условиях серьезного сокращения затрат и стоимости участия в чемпионате. Ради стабильности спорта команды - члены FOTA отказались от использования KERS.
Наш вариант системы оказался весьма эффективным, мы и Mercedes можем гордиться проделанной работой, но в общих интересах проект будет закрыт. Однако это не значит, что мы отказываемся от дальнейшего продвижения энергосберегающих технологий.
Вопрос: Новинки, привезенные командой в Сингапур, доказали свою эффективность. Как они поведут себя в Японии?
Джонатан Нил: Мы неоднократно дорабатывали аэродинамику MP4-24, но в финале сезона должны оставаться реалистами. Мы не сражаемся за титул, но гонимся за скоростью, чтобы превзойти Ferrari, параллельно запустив множество программ, направленных на подготовку к следующему сезону. Сейчас на них уходит большая часть времени и ресурсов.
В Сингапур мы привезли четыре комплекта новинок. В пятницу команда работала с модифицированным передним антикрылом, с ним машина поехала быстрее, чем с прежним вариантом, и, протестировав этот элемент в Сингапуре, мы возьмем его на следующие гонки, чтобы окончательно оптимизировать.
Скорость на прямых, время на круге и аэродинамическая эффективность – все это, в конечном итоге, определяется совместной работой переднего и заднего антикрыльев. К счастью, наши доработки принесли желаемый эффект, однако до конца сезона новинок почти не будет. В Японию мы привезем некоторые решения, но предстоящий уик-энд обещает быть непростым.
Прогресс команды по ходу сезона будет определяться сравнением результатов в Сузуке с выступлением в Сильверстоуне, ведь базовые характеристики этих трасс во многом схожи, а средняя скорость практически одинакова. Обычно мы чувствуем себя увереннее на трассах, требующих высокого уровня прижимной силы, вроде Венгрии, Сингапура, Валенсии, поэтому в предстоящий уик-энд нам будет чуть тяжелее, однако мы должны оценить достигнутый прогресс. При этом мы учитываем то обстоятельство, что в пелотоне есть пара команд, которые в условиях низкой прижимной силы едут особенно быстро…
Вопрос: Вы упомянули Кими Райкконена – ходят слухи о том, что он уже подписал с McLaren контракт на следующий сезон. Не могли бы вы это прокомментировать?
Джонатан Нил: Я догадываюсь, почему вы задаете этот вопрос, и полагаю, что вы, в свою очередь, поймете, почему я не могу ответить. Дебют новых команд, перемены в руоководстве BMW Sauber, множество слухов и успешное возвращение Фелипе Массы могут спровоцировать серию переходов из команды в команду – в результате каждый ведет переговоры практически с каждым.
Новые команды присматриваются к действующим пилотам и тестерам, среди которых немало ветеранов Формулы 1. Со своей стороны мы пытаемся сделать всё возможное для Хейкки Ковалайнена, но решение ещё не принято, нужно подождать. Не думаю, что мы первыми изменим ситуацию на рынке.
Вопрос: Чем обернется для McLaren присутствие на стартовой решетке двадцати восьми машин? По-вашему, такой вариант возможен?
Джонатан Нил: Всегда приятно видеть новых участников. В последние два года FOTA и FIA активно разрабатывали такую модель бизнеса, которая позволила бы действующим командам работать с прибылью и, одновременно, облегчала бы дебют новичков. Идея с 28 машинами мне кажется интересной – я читал об этом в газетах и слышал разговоры в паддоке. Никто не знает, сколько команд выйдут на старт в 2010-м – надеюсь, это удастся всем, такой вариант был бы выгоден спорту.
Разумеется, в первом повороте некоторых трасс нам бы не хотелось оказаться в районе десятой – двенадцатой позиций, но это стало бы неплохим зрелищем! Кроме того, с приходом новых технологий, двигателей Cosworth и коробок передач Xtrac, мы получим совершенно иной технический вызов, а жизнь стюардов и отстающих на круг станет гораздо интереснее!