В начале мая экс-руководитель команды BAR и бывший менеджер Жака Вильнёва Крейг Поллок объявил о проекте разработки экологичного двигателя для Ф1 под маркой PURE. С тех пор о нем не было ни слуху, ни духу – однако в свете недавнего решения Всемирного совета о пересмотре регламента на моторы интерес к персоне Поллока возник вновь. В обстоятельном интервью журналистам GP Update Крейг рассказал, как продвигается работа, и почему он считает переход на V6 ошибочным шагом...
Вопрос: Последний раз мы общались в мае, как продвинулись дела с того момента?
Крейг Поллок: Довольно неплохо. С прошлого декабря мы работали над четырёхцилиндровыми моторами. Это продолжалось до недавнего решения Всемирного совета. У нас были планы, работы по разработке и постройке мотора продвинулись довольно далеко. Фактически, мы подготовили полный комплект документации для такого двигателя.
Я оплачивал труд своих людей, платил сторонним компаниям – но теперь выяснилось, что все это было напрасно, хотя мы и готовы продавать четырёхцилиндровые двигатели всем желающим. Теперь начаты работы над моторами V6 – мы приступили к ним, как только стало ясно, что именно такой вариант будет выбран, это произошло около десяти дней назад. Разумеется, мы сможем использовать в новом проекте определенные технические наработки, сделанные при подготовке четырехцилиндрового агрегата.
Так что нам вновь придется трудиться, не жалея сил. Наша программа отброшена назад как минимум на месяц.
Вопрос: В среду FIA подтвердила, что новый регламент вступает в силу с 2014 года – как вы уже упомянули, в Ф1 будут использоваться 1,6-литровые турбомоторы V6. Что вы думаете о таком выборе?
Крейг Поллок: Мне он совсем не нравится. На мой взгляд, самым лучшим мотором для Формулы 1 стала бы или рядная «турбочетвёрка», или привычный сейчас V8. Но в итоге остановились на варианте, предложенном участниками чемпионата и FIA.
Гонки должны двигаться в сторону большей экологичности моторов, пора уже начинать действия в этом направлении. Если говорить об автопроизводителях, они располагают передовыми технологиями в области сгорания топлива и уменьшения его расхода. Сам по себе переход на V6 – это не выход, но решено было использовать именно такие моторы, и мы уважаем принятое решение..
Вопрос: Как вы уже сказали, компания намерена заняться разработкой V6…
Крейг Поллок: Мы не намерены, а уже занимаемся – и довольно далеко продвинулись в этом вопросе. В любом деле начальная фаза – это анализ ситуации и определение того, что вам необходимо. К счастью, мы сможем использовать для V6 многое из того, что планировали применять при постройке четырехцилиндрового мотора.
Вопрос: Вашей целью было как можно быстрее найти партнера из числа команд. Принесли ли переговоры какой-нибудь результат?
Крейг Поллок: Дискуссии о четырехцилиндровых моторах мы начали еще в Барселоне. Я был на встречах во всех командах. С McLaren мы договорились о том, что в их моторхоуме проведем небольшую презентацию для представителей нескольких команд, чтобы не делать это для каждого индивидуально. У проекта две составляющих – техническая и коммерческая.
Мы стремились устроить презентацию сразу после совещания по силовым агрегатам, которое прошло в Барселоне. Но из-за ситуации с V6 мы были вынуждены полностью пересматривать техническую часть своего выступления, нам просто незачем было говорить о том, что уже сделано по "четвёркам". Так что мне пришлось отменить все запланированные встречи – я объяснил руководителям и техническим директорам команд, по какой причине это было сделано.
Теперь я планирую повторить всё в Сильверстоуне – там в пятницу состоится очередное совещание по силовым агрегатам. Мне вновь предстоит все обсудить с представителями команд, хотя на самом деле пока что никто не в состоянии убедить их, что к 2014 году у него будет хороший мотор – для этого попросту слишком рано. Но я представлю маркетинговую и коммерческую стороны нашего проекта командам, чтобы они представляли, о чем речь.
Вопрос: Первоначально переход на новые двигатели планировалось осуществить с 2013 года, теперь срок отодвинут еще на год. Считаете ли вы, что упускаете из-за этого потенциальное преимущество?
Крейг Поллок: Да, несомненно. Причем не только в техническом плане, но и в коммерческом, ведь в своих разработках мы продвинулись дальше многих производителей. Нам придется работать над тем, чтобы восполнить эти потери, но это, без сомнений, скажется на финансовой стороне проекта.
Еще один очень важный момент – это взаимоотношения с инвесторами. Они могут утратить интерес к проекту, поскольку сочтут, что правила меняются слишком часто – можно ли в таком случае доверять решениям, принятым участниками? Множество инвесторов обсуждают ситуацию с Берни Экклстоуном и Жаном Тодтом, пытаясь понять, что происходит, и кому же в действительности сейчас принадлежит власть.
Как что-то подобное могло случиться, когда есть четкое решение Всемирного совета, принятое единогласно? И вдруг, через четыре или пять месяцев, все внезапно меняется. Это не может не отразиться на тех, кто вкладывает свои деньги, им ситуация в Формуле 1 видится весьма опасной, потому что в таком случае сложно предсказывать, что может произойти.
Вопрос: Вы упомянули Жана Тодта, который в начале мая выразил поддержку проекту PURE. Не испытываете ли вы сейчас чувства разочарования?
Крейг Поллок: Я очень разочарован, хотя и понимаю, что ключевые игроки оказывали серьезное давление. Что бы вы делали, если бы оказались в такой ситуации? Фактически, приходилось выбирать: потерять Renault или потерять Mercedes.
В итоге было принято компромиссное решение, которым все, как будто бы, остались довольны – хотя в действительности это именно компромисс. Не думаю, что такой вариант сильно поможет спорту. Думаю, мы еще увидим его слабые стороны.