Официальный сайт чемпионата продолжает традицию двойных интервью – на этот раз на вопросы отвечал действующий чемпион мира Себастьян Феттель и коммерческий босс Формулы 1 Берни Экклстоун…
Вопрос: Берни, вы помните, как поздравили Себастьяна с чемпионским титулом?
Берни Экклстоун: Я не уверен, что поздравил. Кажется, просто сказал: «Хорошая работа!»
Себастьян Феттель: Это правда. Он сказал: «Хорошая работа», но в Абу-Даби я получил от него линейку.
Вопрос: Линейку?
Себастьян Феттель: Да, на ней были выгравированы имена всех чемпионов мира и слова: «На случай, если ты пропустил событие, которое только что произошло». Я не пропустил!
Вопрос: Берни, вы всегда были уверены в том, что Себастьян станет чемпионом. В чём причина такой уверенности?
Берни Экклстоун: Талант нельзя скрыть. Я пробовал несколько раз, но безуспешно! (смеётся)
Вопрос: Почему вы так хорошо ладите друг с другом?
Берни Экклстоун: Потому, что мы – ровесники (смеётся). Кроме того, я всегда дружу с теми, кого легко могу обыграть в нарды.
Себастьян Феттель: … именно поэтому мы больше не друзья! (смеётся)
Берни Экклстоун: Сначала Себастьян получает преимущество, но потом я отыгрываюсь.
Себастьян Феттель: Вернёмся к реальности. До Формулы 1 я видел Берни только по телевизору и был удивлён, когда он очень тепло встретил меня. Тогда я не нашел, что ответить на его предложение обращаться всякий раз, когда у меня возникают проблемы. Я помню, когда в Стамбуле получил суперлицензию, он подошел и сказал: «Не подведи, парень!»
Вопрос: Берни, вы всегда говорили, что чемпион мира – это главный посол спорта, но не всегда были довольны тем, как предшественники Феттеля справлялись с этой ролью. Себастьян справляется?
Берни Экклстоун: Первое, что мне не нравится – большая зависимость некоторых гонщиков от команд и спонсоров. С Себастьяном всё иначе. Он сам себе хозяин, хотя отчасти дело в том, что Red Bull и Дитер Матешиц это позволяют.
Себастьян Феттель: Это правда.
Берни Экклстоун: Каждый гонщик Формулы 1, особенно – чемпион, обязаны нашему спорту своими деньгами, славой, успехом. Они должны что-то вернуть, быть более открытыми и доступными, поэтому я жаловался на Фернандо Алонсо, по моему мнению, он недостаточно хорошо представлял миру Формулу 1.
Вопрос: Берни, недавно вы присутствовали на телешоу с участием Себастьяна, и он пользовался успехом. Может, ему стоит задуматься о новой карьере?
Берни Экклстоун: Мне понравилось то, что я видел – как вёл себя Себастьян, как реагировала аудитория. Впрочем, я всегда жду подобного от чемпиона.
Себастьян Феттель: Я знал, что Берни присутствует, поэтому и вёл себя соответственно! (смеётся) Менять я ничего не хочу, моё сердце принадлежит Формуле 1. Это чемпионат самого высокого уровня, который позволяет мне что-то доказать себе и всем остальным. Я наслаждаюсь этим вызовом и понимаю, что должен вернуть спорту то, что он мне даёт.
Вопрос: Какой момент был самым эмоциональным в вашей карьере гонщика Формулы 1? Прошлогодняя победа в Абу-Даби, которая принесла титул?
Себастьян Феттель: Честно говоря, на подиуме в Абу-Даби я чувствовал себя опустошенным. Тогда я ещё не понимал, что произошло. Сначала я мечтал сесть за руль Формулы 1 на тестах, потом – участвовать в гонке, подняться на подиум, одержать победу. Титул – это было слишком много, но уже тогда я знал, что захочу повторить!
Берни Экклстоун: Мотивация всегда имеет значение, я уверен – Себастьян согласился бы выступать и бесплатно. Но это вовсе не значит, что я предложу ему так поступить!
Себастьян Феттель: Учитывая тот гламур, который нас окружает, многие забывают о том, для чего все мы здесь. Я хочу твёрдо стоять на ногах и не чувствую себя выше тех, с кем дружу со школьной скамьи. У меня только одна привилегия – я нашел то, что доставляет мне большое удовольствие. Учитывая это, я бы даже сам заплатил, чтобы выступать в Формуле 1.
Берни Экклстоун: Ты можешь так думать, но говорить об этом не стоит! (смеётся)
Себастьян Феттель: Если бы я не любил то, чем занимаюсь, то вряд ли бы добился успеха. Деньги для меня никогда не были фактором мотивации.
Вопрос: Берни уже говорил о своём недовольстве вашим доминированием в этом сезоне?
Себастьян Феттель: Он собирался?
Берни Экклстоун: Себастьян сейчас в том же положении, в котором был Михаэль Шумахер. Но ситуация изменилась, его доминирование даже увеличивает интерес – перед началом каждого уик-энда люди задаются вопросом – сможет ли кто-нибудь одолеть Феттеля? Это и интересно.
Вопрос: Вас удивляет его доминирование на следующий год после чемпионского титула?
Берни Экклстоун: Нет, Себастьян всегда был нацелен на победу, и у него есть всё, чтобы побеждать. У соперников сейчас нет машины, которая сейчас есть у Себастьяна.
Вопрос: Вы знаете множество чемпионов. С кем из них вы могли бы сравнить Феттеля?
Берни Экклстоун: Он напоминает мне Йохена Риндта, хотя Себастьян всегда будет оставаться самим собой, независимо от масштабов успеха – именно это отличает настоящих чемпионов. Это отличало и Йохена. Кроме того, они оба очень не любили проигрывать.
Себастьян Феттель: Это точно. Даже в нарды! (смеётся)
Вопрос: Берни, о чём вы думали, когда Михаэль Шумахер подобрался к Феттелю после одного из периодов за машиной безопасности в Монреале?
Берни Экклстоун: Ни о чём, но немного сожалел о том, что Михаэль не смог подняться на подиум.
Себастьян Феттель: А я расслабился – пока Михаэль позади, другие не будут меня атаковать – все мы знаем, как широко закрывается Михаэль, когда его атакуют… (смеётся)
Вопрос: Вам бы хотелось выступать за Ferrari?
Себастьян Феттель: Выигрывать гонки нелегко, ещё сложнее выиграть титул – это касается любой команды. Я счастлив выступать за Red Bull. Да, Ferrari и Mercedes – легендарные команды, но сейчас для меня это не главное. Для меня важно, чтобы вечером в гостинице я мог взглянуть в зеркало и сказать, что я доволен тем, что вижу. После Абу-Даби это ощущение меня не покидает, я уже всё себе доказал.
Вопрос: Некоторые считают, что Ferrari доминировала в чемпионате потому, что у них был Шумахер, а Red Bull доминирует потому, что у них есть Феттель…
Берни Экклстоун: Противостояние, в котором участвует Себастьян, гораздо более напряженное, чем в те времена, когда доминировал Михаэль. Я не вижу причин, почему в чемпионате не может быть «эпохи Red Bull», как когда-то у Ferrari с Михаэлем.
Вопрос: Вы можете представить Феттеля и Льюиса Хэмилтона напарниками по команде?
Берни Экклстоун: Себастьяну не стоит беспокоиться по поводу напарников. Он лучше.
Себастьян Феттель: Спасибо! (смеётся) Честно говоря, я не думаю о напарниках. Я хочу быть лучшим, а для этого должен одолеть и того, кто выступает на такой же машине, как у меня, и всех, кто на других машинах. Я бы никогда не попросил команду приглашать тех, кто мне нравится, но у меня есть требования к напарнику – честность и уважение.
Берни Экклстоун: Взгляните на сегодняшние контракты гонщиков – они включают восемьдесят и более страниц. Почему? Потому, что больше никто никому не доверяет. Сегодня гонщики приезжают на трассу с целой свитой – менеджер, секретарь, психолог, физиотерапевт. Это уже смешно. Когда я руководил командой, контракты состояли из двух страниц. Если вы доверяете друг другу, больше и не нужно.
Себастьян Феттель: У меня в контракте пятьдесят страниц.
Вопрос: Сколько страниц было бы в вашем контракте друг с другом?
В один голос: Ни одной!
Себастьян Феттель: Берни – проницательный бизнесмен, но он тоже любит свою работу.
Берни Экклстоун: Точно. Иначе я бы этим не занимался.
Себастьян Феттель: Берни – истинный джентльмен, я знал это с первой встречи.
Берни Экклстоун: Взаимно.