Четыре месяца назад Педро де ла Роса стал тест-пилотом Ferrari: теперь ему предстоит применять свой обширный опыт и знания, работая в Маранелло. В интервью испанской газете Marca 42-летний гонщик рассказал о том, как складывается его сотрудничество со Скудерией, и ответил на ряд других вопросов.
Вопрос: Вы уже привыкли к новой униформе?
Педро де ла Роса: Да, привыкаю. Но в первый день я действительно удивлялся, что теперь ношу красное. Впрочем, дело не в цвете, а в том, что я никогда не думал, что окажусь в Ferrari. Значительную часть карьеры я провел в Формуле 1, на протяжении восьми сезонов выступая в командах, соперничавших с Ferrari, и мне казалось странной сама мысль о переходе в Скудерию. А сейчас я думаю, что красный – это мой цвет.
Вопрос: Когда в 2011-м году вы вернулись в McLaren из Sauber, казалось, что это ваш последний контракт в Формуле 1. Вы считаете себя ветераном?
Педро де ла Роса: Жизнь научила меня не говорить «никогда». С тех пор я успел поработать в HRT и теперь перешел в Ferrari. Я научился быть более осторожным. Формула 1 полна сюрпризов, и думаю, что еще на несколько лет мне бензина хватит. Так что сейчас я бы не стал торопиться и называть этот контракт последним.
Вопрос: Как полагаете, какие качества помогают вам продолжать работать в Формуле 1? Что именно ценят команды?
Педро де ла Роса: Думаю, самое важное – это работоспособность и правильное отношение к делу. Уже этого достаточно. Кроме того, я всегда говорю: работать надо с улыбкой на лице. И я всегда выкладываюсь на 100%.
Думаю, я хорошо чувствую машину. Также, если что-то идет не так, и я это замечаю, я всегда прямо об этом говорю: мне хочется постоянно добиваться улучшений. А еще у меня большой опыт работы с отличными профессионалами, я имел дело с различной техникой, с очень хорошими машинами и с очень плохими. Опыт – это тоже моя сильная сторона.
Вопрос: Правда ли, что Льюис хотел бы видеть вас в Mercedes? Были ли предложения от McLaren?
Педро де ла Роса: Правда. Льюис это уже подтвердил, в противном случае я бы не стал об этом говорить. Мне бы не хотелось развивать эту тему, но мы вели серьезные переговоры о переходе в Mercedes. Правда и то, что, подписав контракт с Ferrari, я сразу позвонил Мартину Уитмаршу, с которым у нас очень теплые отношения. Сначала он удивился, а потом сказал: «Мы опоздали».
Вопрос: Почему вы решили перейти в Ferrari?
Педро де ла Роса: Я прикинул, что если уж продолжать работать тест-пилотом, то в Ferrari. В остальных командах, с которыми я сотрудничал раньше, ситуации примерно одинаковые. Но вариант с Mercedes меня тоже привлекал, поскольку в этой команде мне предстояло бы решать сложные и интересные задачи. А вернуться в McLaren означало бы вновь заняться хорошо знакомым делом.
Вопрос: Вы не замечали, что Марк Жене воспринял ваш приход с некоторой ревностью?
Педро де ла Роса: У нас с Марком всегда были отличные отношения. В разговоре с Доменикали, руководителем команды, я сразу спросил, какую работу выполняет Марк, и что будет поручено мне? Стефано ответил, что это разные роли, которые лишь дополняют друг друга. Теперь я это тоже вижу, хотя сначала Марку ситуация казалась странноватой…
Вопрос: Ваши впечатления от Маранелло? Что вам больше всего нравится?
Педро де ла Роса: Атмосфера и настроение людей. Нравится, что доминирует итальянский прагматизм. В команде меньше отправляют друг другу письма по электронной почте, поскольку там больше непосредственного общения, это позволяет организовать рабочий процесс и добиваться результата. Я по-прежнему продолжаю учиться, вижу, что каждый день приносит какие-то перемены, ведь уже началось строительство новой базы.
Вопрос: В чем конкретно заключается ваша работа?
Педро де ла Роса: Я участвую в процессе доводки машины, а во время уик-эндов являюсь резервным пилотом на случай, если что-то произойдет.
Вопрос: Вы также работаете на симуляторе?
Педро де ла Роса: Разумеется, но это часть процесса модернизации машины. Конечная цель – добиться повышения скорости машины, и каждый департамент команды вносит свой вклад в общее дело. Сегодня симулятор – весьма важное звено, ведь интенсивная работа на нем идет круглый год, в том числе и в межсезонье. Важно помочь команде повысить эффективность работы симулятора.
Вопрос: Вы лучше всех освоили симулятор McLaren, который всегда считался самым передовым в Формуле 1. Вы можете использовать эти знания в Маранелло?
Педро де ла Роса: Нет. Думаю, Формула 1 развивается настолько быстро, что любые знания моментально устаревают. Мы хотим создать симулятор, который был бы намного лучше, чем оборудование McLaren. Если бы мы стали копировать симулятор McLaren, то неизбежно бы отстали.
Вопрос: Вы работали с Алонсо в McLaren в 2007-м году. Что изменилось с тех пор?
Педро де ла Роса: По-моему, ничего не изменилось. Фернандо по-прежнему очень тепло относится к людям, с которыми работает, он прирожденный лидер команды. Но как гонщик он стал более зрелым профессионалом. Если говорить о том, как он, сотрудничая с инженерами, передает им информацию о поведении машины, то тут Фернандо нет равных.
А еще он всегда славился отличным чувством юмора. При этом Алонсо на 100% нацелен на победу.
Вопрос: Вы не хотите выступать в Ле-Мане, туринге или ралли?
Педро де ла Роса: Я еще не решил. Формула 1 была мечтой моей жизни, и я хотел бы оставаться в ней как можно дольше. Я видел гонщиков, которые пытались совмещать работу в Ф1 с выступлениями в других категориях, но о них как-то быстро все забывали. Я не меняю своих предпочтений и буду продолжать трудиться до тех пор, пока мне хватает энергии. А уже потом наступит время для новых испытаний.
Вопрос: Вы думаете об участии в ралли?
Педро де ла Роса: Нет, по причинам личного свойства. Я люблю рисковать, но готов подвергать риску только себя, а не других. А в ралли ты в машине не один, хотя всегда есть риск допустить ошибку, и произойдет авария…
Вопрос: В Red Bull вырастили монстра, которого зовут Себастьян Феттель?
Педро де ла Роса: (смеется) Думаю, Феттель – гонщик высочайшего уровня. Я не люблю судить других, все команды разные, и я не в курсе, что происходит в Red Bull Racing. Командная тактика существовала всегда, иногда ее объявляли вне закона, но сейчас она разрешена. Про себя могу сказать, что я бы всегда выполнил приказ команды, как это было в Бахрейне в 2005-м, когда я, заменяя Хуана Пабло Монтойю, по итогам квалификации опередил Кими Райкконена. Команда предупредила, чтобы я действовал осторожно – больше мне ничего не нужно было говорить.
Вопрос: Разве три титула дают гонщику какие-то привилегии?
Педро де ла Роса: Это принципиальный вопрос, и ответить на него может только сам Феттель. Только Себастьян знает, правильно он поступил или нет.
Вопрос: Многие полагают, что Марк Уэббер должен уйти из команды. Сложная ситуация, согласитесь?
Педро де ла Роса: Нет. Разве может гонщик уйти из команды, если у него есть шанс побороться за чемпионский титул за рулем отличной машины вместе с одной из лучших команд?
Вопрос: А вы не допускаете мысль о саботаже со стороны команды?
Педро де ла Роса: Нет, никто на это не пойдет. Судите сами: напарник Уэббера не выполнил приказ команды и потом принес извинения. Он допустил ошибку, такое бывало в McLaren с Хэмилтоном, но уже забылось. Лично я готов оказаться на месте Марка, не думаю, что ситуация настолько сложна. Если бы у него не было возможности бороться за победы в гонках, это стало бы проблемой, но такая возможность у него есть.