При Жероме Столле Renault поднялась с девятой на четвертую строчку Кубка конструкторов, но 31 декабря он покинет пост президента Renault Sport Racing, поэтому пора подводить итоги трёх минувших лет и поговорить о произошедших за это время переменах.
Вопрос: В 2016 году, когда вы стали президентом Renault Sport Racing, в команде проходила реструктуризация. В каком состоянии вы передаёте её вашему преемнику Тьерри Коскасу?
Жером Столл: Сейчас её состояние гораздо лучше, чем три года назад! Когда я занялся этим проектом, от команды практически ничего не оставалось, и надо было всё выстраивать заново. Гран При Абу-Даби – важная гонка для меня, ведь именно здесь в 2015 году мы достигли договорённостей с Жераром Лопесом, тогдашним владельцем команды, и с Берни Экклстоуном. Я горжусь тем, что реструктуризация прошла успешно и начинает давать результаты. В 2016-м мы закончили сезон на девятом месте, в прошлом году – на шестом, а теперь – на четвертом. Всё это – первый этап становления команды, и за это время мы заложили все основы. На следующем этапе нас ждет борьба за подиумы.
Вопрос: Этот этап получился сложнее, чем вы предполагали?
Жером Столл: Невозможно всё точно спрогнозировать, и неприятные сюрпризы неизбежны. Например, мы недооценили состояние команды на момент покупки: к тому времени её покинули многие специалисты, почти не было инвестиций и так далее. Мы ожидали, что придется нелегко, но всё оказалось гораздо сложнее, чем мы предполагали.
Вопрос: С какими трудностями вы столкнулись?
Жером Столл: Нам пришлось признать, что мы уступаем лучшим командам гораздо больше, чем предполагалось, и, учитывая состояние приобретенного актива, нам потребуется время, чтобы наладить работу команды. Но это не обескуражило людей, а, наоборот, мотивировало их.
Конечно, мы недооценили возможности Mercedes и Ferrari. После детального анализа ситуации нам пришлось пересмотреть первоначальный пятилетний план и разработать программу на шесть лет, чтобы в итоге включиться в борьбу за титул. До сих пор мы каждый год добивались всех поставленных целей в плане инвестиций, подбора персонала и даже гонщиков – всё это соответствовало нашему плану. Мы рады, что вышли на некий промежуточный уровень в рамках нашей программы.
Переход в Renault Даниэля Риккардо и многих других означает, что за два первых сезона команде стали больше доверять, поскольку мы способны выполнять свои планы. В 2016-м всё было не так: некоторые из тех, к кому мы обратились, прямо говорили, что наша команда не вызывает доверия. По-моему, теперь всё изменилось к лучшему.
Вопрос: Вас устраивает четвертая позиция в Кубке конструкторов, ведь вы достигли своей цели, но разве вас не огорчает отставание от Red Bull Racing, занявшей третье место?
Жером Столл: Нет, потому что теперь мы знаем, чего нам не хватает. Сейчас мы работаем над тем, что позволит догнать топ-команды. Возможно, в следующем году мы ещё не сможем стабильно бороться за подиумы, но точно заработаем много очков. Мы будем претендовать на подиумы в 2019-м, но в 2020-м начнём регулярно финишировать в тройке.
Вопрос: Можно ли сказать, что команде нужно больше инвестиций, чтобы завоевать титул?
Жером Столл: Пригласив Даниэля Риккардо, группа компаний Renault доказала, что готова поддерживать команду. Контракт с таким гонщиком накладывает обязательства. Это серьёзный поступок.
Я много читал о том, что в Renault якобы предложили Даниэлю много денег, но всё прошло не так. Мы сделали ему предложение в конце весны и уже не меняли его, но в итоге Даниэль согласился. Мы не стремились его перекупить. Мы рассказали ему, на что способны, и он принял решение. Конечно, нам пришлось приложить усилия, чтобы он выступал в нашей команде, но в концерне Renault сочли это нужным.
Вопрос: Концерну уровня Renault достаточно, чтобы команда сражалась в группе лидеров или ей обязательно нужен титул, чтобы оправдать эти инвестиции?
Жером Столл: Мы здесь, чтобы сражаться за титул. С самого начала мы говорили, что пришли в Формулу 1 не ради статистики. Все понимают: если бы всё было настолько легко, то Ferrari не потерпела бы очередное поражение от Mercedes. Мы собираемся бороться за титул в рамках действующего Договора Согласия, но также рассчитывая на успех переговоров о более разумном контроле над расходами в будущем.
Вопрос: Чему Формула 1 научила лично вас?
Жером Столл: Я многому научился, ведь оказался в совершенно другом мире. Если автомобильную индустрию можно сравнить с прет-а-порте, то Формула 1 – это высокая мода. Она дала мне возможность поработать с фантастической командой, в которой сложилась потрясающая атмосфера и воля к победе. Это произошло не за один день, и для этого пришлось приложить много усилий.
Вопрос: Что вас больше всего удивило в Формуле 1?
Жером Столл: Формула 1 – это мир слухов, которыми кормится пресса. По ходу Гран При команды работают, выкладываясь на 100%, но гоночные уик-энды – только 20% сезона. Это не значит, что всё остальное время они ничего не делают, но это значит, что журналистам остаётся за ними шпионить. Следовательно, в этом мире надо уметь двигаться вперед, при этом правильно ориентируясь, ведь здесь нельзя быть наивным. Формула 1 – это премиум-уровень развлечений и большие деньги, поэтому здесь люди отличаются особым поведением, оно не похоже на то, к чему я привык в мире автоиндустрии и коммерции.
Вопрос: Что вы скажете Тьерри Коскасу, когда передадите ему ключи от своего кабинета?
Жером Столл: Я поделюсь с ним конфиденциальной информацией, связанной с командой. Кроме того, я скажу и ему, и всем остальным, что всегда готов их поддержать и в дни успеха, и дни поражений.
Вопрос: Нет ли у вас опасений, что неприятная история, в которую попал Карлос Гон, может принести команде много проблем?
Жером Столл: Я думаю, что лучше дождаться решения суда, прежде чем давать какие-либо комментарии. А пока Карлос Гон остается разработчиком стратегии, основы которой не меняются.
Концерн Renault вернулся в Формулу 1 не потому, что этого хотел господин Гон, а потому, что у компании есть стратегия развития, требующая продвижения нашего бренда. Формула 1 – часть нашей ДНК, и чтобы поддержать эту стратегию, нам надо было вернуться в чемпионат с заводской командой. Принципиально ничего не меняется, основы остаются прежними.