Рустем Терегулов о Moscow Raceway и планах на будущее…

Рустем Терегулов

Рустем Терегулов – инициатор строительства автодрома Moscow Raceway, первой российской трассы, имеющей лицензию FIA 1T и позволяющей проводить соревнования любого уровня. Две недели назад первый российский этап Мировой Серии Renault собрал на Moscow Raceway более 85 тысяч зрителей, в эксклюзивном интервью для F1News.Ru мы говорили о прошедшем мероприятии и планах на будущее…

Вопрос: Рустем, поздравляем с открытием Moscow Raceway и первыми серьезными соревнованиями – море позитива и эмоций!
Рустем Терегулов: Очень порадовали болельщики, приятно было видеть множество людей, некоторые несли на плечах детей, которые ещё не умеют ходить. Здорово, что приезжают семьями, и уезжают уставшие, но довольные и счастливые. И хочется, чтобы такие соревнования происходили с какой-то периодичностью, почаще. И я надеюсь, что мы сможем проводить их ещё лучше.

Вопрос: Расскажите о своей гоночной карьере, можно ли назвать её профессиональной?
Рустем Терегулов: Нет, конечно, она любительская. Я начал выступать в России, в 2000-м, в серии «Линия 2000» – аналоге DTC. В том году мы с напарником стали серебряными, а в 2001-м – бронзовыми призерами чемпионата России.

В 2000-м я финишировал 9-м в Макао, в 2001-м гонка сложилась неудачно, но я считаю, что моим лучшим достижением является четырнадцатый результат в квалификации из тридцати шести машин со всего мира. Потом я участвовал в 2002-м в DTC, в 2003-м две-три гонки проехал в N-GT. Выиграл со своим напарником Ричардом Кеем длинную гонку на Невском кольце, кажется, она называлась «Белые ночи». Потом небольшой перерыв, в 2006-2007-м – ADAC Procar – изменившая название серия DTC, потом два года перерыв, в 2010 г. отъездил весь чемпионат Procar, заняв четвертое место по итогам сезона, и этап FIA GT3 с напарником Романовым – обе гонки мы закончили примерно тринадцатыми. Ну, плюс-минус одно место.

Вопрос: Сейчас выступаете где-нибудь?
Рустем Терегулов: Сейчас нет времени выступать, хотя есть большое желание. Очень надеюсь, что сейчас мы запустим, сделаем то, что должны сделать, и в следующем году я смогу вернуться к любимому занятию.

Вопрос: Как возникла идея Moscow Raceway? Что было первостепенным для принятия решения, ведь это не похоже на бизнес-проект…
Рустем Терегулов: Это бизнес-проект, который в лучшем случае будет приносить 3-4% годовых, я уже говорил об этом. Такой вот бизнес. Конечно, мы это делаем не для того, чтобы зарабатывать, не для сохранения вложений – мы умеем это делать и делаем в других отраслях – в частности, в банковском секторе. А первостепенным был интерес, мое желание и желание моих товарищей создать этот спортивный объект.

Вопрос: В какой мере ожидания совпали с реальностью?
Рустем Терегулов: Всё получилось, как мы планировали, просто мы не стали воплощать первоначальный проект, который предполагал строительство 5,5-километровой трассы. Мы решили, что это не нужно на данном этапе, и ограничились тем, что сделали. И то, что мы решили сделать, мы сделали, я считаю, очень хорошо. Мне нравится качество, все важные параметры соблюдены. И еще раз повторюсь, я очень доволен качеством работ наших подрядчиков.

Сейчас рассматривается вопрос строительства дополнительной петли, которая была изначально в проекте у Германа Тильке, но пока у нас нет уверенности в том, что она нужна. Если какие-то серьезные гоночные серии потребуют…

Вопрос: Серьёзные – это Формула 1?
Рустем Терегулов: Нет, с Формулой 1 сейчас переговоры не ведутся. Кстати, Формула 1 может как раз и не предъявить таких требований, поскольку существует тенденция отказываться от очень длинных трасс. Я думаю, что какие-то кузовные серии могут захотеть, чтобы трасса была длиннее четырех километров. Если мы увидим необходимость, чистое поле у нас есть, в спокойном режиме мы этот километр готовы достроить. Но пока такой необходимости мы не видим.

Вопрос: Как идеолог Moscow Raceway, вы испытываете удовлетворение от того, что проект реализован?
Рустем Терегулов: Удовлетворение появится, когда всё будет достроено, и международные соревнования пройдут так, как мы бы этого хотели. Тем, что уже прошло, я не совсем доволен. Оцениваю мероприятие на четыре. Стройку на пять, мероприятие на четыре. А хочется, чтобы всё было на пять с плюсом. Многие моменты требуют доработки. Мы были немного ограничены во времени, не имели опыта – этап Мировой Серии стал первым массовым мероприятием, которое провела наша команда.

Вопрос: Поговорим об интересе к проекту у бизнеса. Ранее вы заявили о сотрудничестве с Mercedes, на днях было объявлено о том, что на Moscow Raceway будет базироваться AMG Driving Academy, недавно компания Nissan устраивала заезды. Можно ли говорить о тенденциях, о наличии устойчивого спроса на гоночный трек?
Рустем Терегулов: Потребность есть. Потребность в площадке, на которой можно проводить такие мероприятия, была, и теперь она реализуется. Я даже немного удивлен тем, что на трассе каждый день что-то происходит, хотя она открылась всего неделю назад. И как мне сообщили, все уже занято до конца сентября.

Я не успеваю следить за всеми текущими договоренностями, которые достигаются ежедневно, но вижу интерес. И то, что есть интерес со стороны таких гигантов как Nissan, Mercedes, с другими крупными производителями ведутся переговоры, говорит, что объект будет востребован, и не только в теплое время года. Думаю, что и зимой здесь тоже будет какая-то активность, хотя изначально мы думали, что будем закрывать объект на это время.

Вопрос: Каковы ближайшие планы развития комплекса?
Рустем Терегулов: В 2013-м мы планируем построить Welcome-центр – это башня аналогичная пункту управления гонкой. Важный момент – там будет лифт для инвалидов, который сможет обеспечить им доступ на инвалидных колясках на верхнюю часть главной трибуны. Сейчас у нас есть возможность принять инвалидов, но они должны попасть в паддок и на специальном лифте подняться на крышу – на смотровую площадку. На крупных мероприятиях доступ в паддок ограничен, а так они смогут присутствовать. Я считаю это важным.

Еще в Welcome-центре будут помещения, где люди смогут покупать сувенирную продукцию, получать информационные, рекламные материалы. И какое-то количество офисных площадей, которых, как оказалось, очень сильно не хватает.

Далее фуд-корт – предприятия общественного питания. Я бы хотел, чтобы у нас была возможность во время крупного мероприятия накормить пять и больше тысяч человек. То, что я увидел на прошедшем мероприятии, считаю недостойным нашего объекта. Думаю, мы сможем обеспечить наших гостей более качественной, недорогой пищей и напитками.

Ещё мы планируем на следующий год обустройство естественной трибуны по примеру немецкого Ошерслебена, на которой можно не только посмотреть гонку, но и комфортно находиться в течение целого дня. Это на 2013-й.

В 2014-м, либо самостоятельно, либо совместно с кем-то, нужно построить гостиницу. Параметры пока не ясны, думаю, в ближайшее время нам станет понятно какой она должна быть. Ну, и рассматривается вопрос об удлинении трассы. Если эта потребность будет актуальна.

Вопрос: Не планируете ли вы выделить территорию для установки палаток или кемпингов, чтобы можно было провести на трассе весь гоночный уик-энд?
Рустем Терегулов: Если мероприятие небольшое, дом на колесах можно поставить в паддоке, если крупное… посмотрим, какое из ближайших полей мы могли бы под это отдать.

Вообще, паддок предусмотрен для моторхоумов, а так – машина ставится на парковку, а палатка на соседнее поле, в непосредственной близости от этой парковки. Что мы уже и видели на первом мероприятии. Я был рано утром в воскресенье и видел, что рядом с парковкой люди выходят из своих палаток, умываются. Да, надо тоже о них как-то подумать, конечно.

Вопрос: Что может произойти или что нужно сделать, чтобы автоспорт в России развивался более активно?
Рустем Терегулов: Я считаю, что с появлением нашего объекта, с появлением других объектов – в Казани, Нижнем Новгороде, Смоленске, на Дальнем Востоке, автоспорт будет развиваться совсем иными темпами. Вернее, прежде он не развивался, а скорее угасал.

Нельзя сказать, что его не было – в 2000-2001-м у нас в паддоке было порядка 150-ти гоночных автомобилей. Потом трасс становилось меньше, и количество участников начало сокращаться. Теперь трассы появились, должно пройти какое-то время, чтобы появились гоночные команды, чтобы какие-то серьезные гонщики смогли вернуться в Россию для участия в национальных соревнованиях, а не в европейских. Чтобы потенциальные рекламодатели обратили внимание на этот рынок и начали инвестировать какие-то деньги и в гонщиков, и в команды, и в спортивные объекты, не только в наш.

Думаю, развитие автоспорта должно состоять из развития всех компонентов – это и школы подготовки гонщиков, и команды, и трассы. И в первую очередь, конечно, интерес крупных автоконцернов, нефтяных компаний, производителей шин, комплектующих для автомобильной промышленности. Они должны обратить внимание на эту площадку, чтобы понять, что инвестиции в российский автоспорт могут быть эффективны. Чего не было до сих пор.

Если у нас будет этап супербайка, будет прямая трансляция на несколько европейских стран, прямая трансляция по центральному российскому телевидению – это очень важно для автоспорта. В автоспорте, как в бизнесе – самое важное – это телевидение, прямая трансляция по центральным каналам. Если мы сможем предоставить красивую картинку и красивое соревнование, то это будет очень важно для потенциальных рекламодателей и инвесторов.

Текст: . Источник: эксклюзивное интервью
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё