В 2016 году в серии GP3 вновь на постоянной основе будут выступать российские гонщики. Один из них – вице-чемпион Euroformula Open Константин Терещенко, продолжающий сотрудничество с командой Campos.
В эксклюзивном интервью F1News.Ru 21-летний россиянин рассказал о ходе подготовки к сезону, результатах тестов и своих ожиданиях от предстоящего чемпионата…
Вопрос: Константин, как вы оцениваете итоги первых тестов?
Константин Терещенко: Есть позитивные моменты, есть и не очень, но на то они и тесты, чтобы выявить наши слабые стороны, а затем постараться их исправить. Мы узнали много нового об этой машине. Конечно, пока мы выполнили не все поставленные задачи, но впереди ещё тесты в Барселоне.
Вопрос: Как вы в целом оцениваете работу команды на тестах?
Константин Терещенко: Команда всё ещё новая, так что у нас не так много информации и не так много опыта, но так как машина новая, это немного облегчает нашу ситуацию. Мы стараемся извлечь из собранной информации максимум, но если бы опыта было больше, это, конечно, позитивно сказалось бы на ходе испытаний. Тесты очень важны для нас, потому что это единственное время по ходу всего сезона, когда машина находится на трассе так долго. По ходу уик-энда времени почти нет – у нас всего 45 минут на свободные заезды. За это время сделать что-то невозможно – изменения вносятся только между сессиями. Но проходят они в разные дни, так что понять что-то сложно. Тем не менее, команда делала всё возможное, чтобы найти правильные настройки, и, думаю, к началу сезона мы будем готовы к гонкам.
Вопрос: Есть ли какие-то изменения в самой команде?
Константин Терещенко: В основном это те же механики и инженеры, что работали у нас в прошлом году, но есть и новички – мы немного усилились, число инженеров увеличилось, появились новые программисты, помогающие лучше анализировать собранные на тестах данные. Подправили симулятор, улучшились системы хранения данных – в общем, команда растёт, хочет побеждать, и, думаю, у нас есть потенциал.
Вопрос: По ходу первых тестов в Эшториле вы несколько раз останавливались на трассе, были даже вылеты. Почему так происходило?
Константин Терещенко: Первый случай произошёл из-за того, что мы не смогли затянуть ремни (смеётся). Они были установлены на самом большом варианте, и поначалу казалось, что вроде бы всё нормально, но к концу первого круга они растянулись. И так как трасса была влажная, а ехал на пределе, машину немного занесло, и я ударился о кокпит сначала левым плечом, потом правым, из-за чего не смог поймать машину и вылетел с трассы. В общем, причина вылета в неправильной посадке. А в целом всё это были рабочие моменты, ничего страшного.
Вопрос: В прошлом году, после своего первого опыта выступлений в GP3, вы рассказывали нам, что в этой серии машина из-за дисбаланса между шасси и мотором ведёт себя неправильно. В этом году шасси и двигатель новые – изменилась ли ситуация?
Константин Терещенко: Машина стала лучше, двигатель легче на 10 килограммов. От старой машины у нас осталась только коробка передач и задняя подвеска – тут можно применять старые настройки. Всё остальное – совершенно новое, включая всю аэродинамику. Воздухозаборников двигателя теперь два, и они расположены над понтонами. Мотор ниже, центр масс ниже и машина намного длиннее. Но, правда, появилась проблема – сильная вибрация. В Dallara пытались это исправить, ситуация немного улучшилась, но полностью решить проблему не удалось. Впрочем, ничего нового для меня в этом нет – машина Формулы 3, например, тоже довольно сильно вибрирует. Правда, не из-за мотора, а из-за шасси. Так или иначе, эта машина ощущается лучше, управлять ей приятнее, чем прошлогодней. Само шасси стало быстрее, хотя в целом машина будет медленнее прошлогодней – из-за более слабого мотора.
Аэродинамических элементов гораздо больше, чем прежде – в общем, эта машина ближе к Формуле 3. С моей точки зрения, это хорошо. Машину Формулы 3 ты можешь настроить так, чтобы она вела себя идеально – поэтому её называют «маленькой Формулой 1». И эти изменения – небольшой шажок именно в этом направлении. Это отличная машина.
Вопрос: Кроме вибрации, какие-то проблемы с машиной возникали?
Константин Терещенко: Да, двигатель сильно грелся. Это может отразиться на ходе гонок – на жарких трассах, когда лидеры встают на решётку, им приходится ждать, пока все остальные займут свои места, и мотор в это время перегревается. А если он перейдёт в безопасный режим, то это значит, что ты не сможешь стартовать. Инженеры говорят, что это вполне возможный сценарий.
Вопрос: Шины тоже изменились?
Константин Терещенко: В этом году наши шины Pirelli стали немного жёстче. Будет немного полегче с точки зрения износа, но скорость, конечно, упадёт. Однако жёсткая резина позволит повысить число обгонов.
Вопрос: Насколько времена, показанные на тестах, отражают реальную расстановку сил?
Константин Терещенко: Судя по первым тестам, я вижу две лидирующие команды – Trident и ART. В Эшториле Фуоко ехал очень и очень быстро – правда, лишь один круг, после чего его скорость падала. Вряд ли он мог проехать в таком темпе 10 кругов, у него наверняка быстро изнашивалась резина. Так что он работал с квалификационными настройками. Нам найти правильные квалификационные настройки поначалу не удавалось, но уже в Эшториле мы провели хорошие симуляции гонки, и при этом по сравнению с остальными резина у нас изнашивалась не слишком быстро, что должно помочь по ходу сезона.
Вопрос: Удалось ли найти квалификационные настройки на тестах в Валенсии?
Константин Терещенко: В целом мы поработали очень продуктивно. Мы много чего попробовали, удалось найти кое-что с точки зрения квалификационных настроек, я показал третье время. Но раз мы не первые, значит, пока результат не идеален, так что продолжаем поиск. Так или иначе, теперь мы лучше понимаем поведение машины, и на следующих тестах, в Барселоне, будет попроще. Хотя это другая трасса, соперники не стоят на месте, придётся серьёзно поработать. Тем более, что мы работаем с тремя гонщиками, а другие команды – с четырьмя, и могут прогрессировать быстрее. У них больше возможностей и больше времени на трассе.
Вопрос: Судя по результатам, тесты в Валенсии прошли успешнее, чем в Эшториле?
Константин Терещенко: Да, по сравнению с тестами в Португалии, мы выглядели лучше. Всё же трасса в Эшториле очень специфическая, там много кочек, и сложно оценивать поведение машины. Вообще, идеальные тесты – это тесты на тех трассах, где нас ждут гонки. В этом смысле испытания в Барселоне будут очень важны, ведь именно там пройдёт первый этап сезона. Поработать перед этим целых два дня на этой трассе – великолепная возможность. Конечно, хотелось бы ещё больше, но по сравнению с тем, что нас ждёт по ходу уик-энда – у нас будет целая куча времени.
Вопрос: Какие задачи вы ставите перед собой в этом чемпионате?
Константин Терещенко: По составу участников этот сезон, наверное, самый конкурентоспособный за всю историю GP3 – в первую очередь из-за того, что Мировая серия Renault прекратила своё существование. Много очень сильных пилотов, так что выиграть в этом году будет очень сложно. Конечно, я выступаю в GP3 не для того, чтобы приезжать 10-м или даже пятым – мне бы хотелось попадать в тройку лучших, побеждать в гонках и оказаться в топ-3 по итогам чемпионата. Но посмотрим – очень много решают настройки, работа команд, различные мелкие нюансы, потому что все пилоты выступают на высоком уровне.
Вопрос: Дополнительный минус – то, что у команды не так много опыта?
Константин Терещенко: Да, это минус, но у меня хороший напарник, Алекс Палоу, который умеет хорошо настраивать машину. Мы изучаем телеметрию друг друга, что позволяет прибавить обоим. Конечно, он одновременно для меня и соперник, но если ты где-то теряешь, то с сильным напарником сразу понимаешь, где именно. Ты видишь, что этот поворот проходишь неправильно, и можешь скорректировать свой стиль. Конечно, рано или поздно ты всё равно сможешь этого добиться, но когда у тебя хороший напарник, ты можешь сделать это быстрее.
Вопрос: Можете ли вы уже сейчас сказать, кто станет фаворитом в этом сезоне?
Константин Терещенко: Есть несколько очевидных претендентов – Фуоко, Леклер… Но вообще, пока ничего не ясно. Это ведь только тесты, как и в Формуле 1, по ним нельзя делать выводы. У всех своя программа, свой план, кто-то испытывает гоночные настройки, кто-то – квалификационные… Кто-то просто экспериментирует.
Вопрос: В этом году в GP3 будут выступать сразу два российских гонщика – помимо вас, это ещё и Матевос Исаакян. Между вами есть какие-то особые отношения, вы общаетесь по ходу уик-энда?
Константин Терещенко: Для меня он такой же соперник, как и все остальные. Конечно, мы знаем друг друга - мы много выступали вместе в картинге, общались. Но сейчас я всё свободное время провожу со своим инженером, пытаюсь добиться прогресса. Конечно, здороваемся, можем перекинуться двумя словами, когда идём на обед, но не более. За его результатами я особенно не слежу.