Как известно, в 2009 году в календаре Формулы 1 появится новое государство – Объединенные арабские эмираты, Гран При которой состоится в Абу-Даби. Главный архитектор Формулы 1 Герман Тильке рассказывает о будущей трассе и о планах распространения Ф1 по планете.
Вопрос: Первая ниточка, связывающая Формулу 1 и Абу-Даби, появилась в виде 5-процентного пакета акций Ferrari, приобретенного инвестиционной компанией Mubadala. Потом пошли разговоры о тематическом парке Ferrari. Можно ли считать, что трасса Формулы 1 – одна из составляющих этого проекта?
Герман Тильке: Мы подключились к этому проекту в январе 2006 года, и хотя он предусматривал создание гоночной трассы, речи о Гран При не было. Предполагалось, что ее можно будет доработать до стандартов Формулы 1, но первоначально проведение здесь этапа чемпионата мира не планировалось. Разговор об этом зашел лишь во второй половине 2006 года.
Вопрос: А от кого исходило такое предложение – от арабов или Экклстоуна?
Герман Тильке: Я не в курсе, кто был яйцом, а кто – курицей, но я думаю, что рано или поздно арабы все равно пришли бы к заключению, что раз уж речь зашла о такой интересной трассе, то почему бы не подумать о проведении гонки Формулы 1.
Вопрос: Чем на ваш взгляд выделяется трасса в Абу-Даби?
Герман Тильке: Поначалу там предполагалось построить небольшое кольцо, на котором можно было бы проводить гонки местного или регионального уровня. Для этого не обязательно строить трассу длиной в 5,5 км – трех вполне достаточно.Мы хотели создать небольшой, уютный и удобный автодром, трассу которого ради проведения раз в год более серьезных соревнований можно было бы удлинить за счет петли по улицам города. Речь шла не обязательно о гонке Формулы 1. Здесь можно было бы проводить, к примеру, этап мирового турингового чемпионата.Идею сделать добавочную петлю, которая проходила бы по прибрежной части, мы предлагали уже дважды – в Абу-Даби и в Южной Корее, и, к нашему удовольствию, оба раза она получила ободрение. И то, что трасса в Абу-Даби будет построена в совершено новом месте, упрощает нам задачу по включению в нее участка набережной. Высота прилива здесь не превышает полметра, волн практически не бывает, поэтому трасса расположена почти на уровне моря. Палубы яхт расположены довольно высоко над трассой. Это совершенно не то, что в Монако. Наблюдать гонки можно будет прямо с яхт. Это будет потрясающе!
Вопрос: В Дубае также планируется открыть тематический парк Формулы 1. Это тоже ваш проект?
Герман Тильке: Нет, мы не имеем к нему никакого отношения.
Вопрос: Берни Экклстоун заявил, что с трудом представляет себе третью гонку на Ближнем Востоке. Значит, проведение Гран При Дубая маловероятно?
Герман Тильке: Если я точно помню, Берни сказал так: «В данный момент в этом регионе достаточно гонок Формулы 1». Это позволяет мне сделать вывод, что третьей гонки мы здесь не увидим, но и совсем отвергать возможность ее проведения я бы не стал.
Вопрос: Ходит немало слухов, что и другие гонки, например, в Валенсии и Сингапуре, пройдут на трассах, проложенных по набережным. Судя по всему, речь идет о появлении новой моды. Почему? Быть может, решение построить отличные автодромы Сепанга, Бахрейна, Шанхая или Стамбула в относительно безлюдных местах оказалось ошибочным?
Герман Тильке: На мой взгляд,налицо стремление приблизить гонки к болельщикам, а не наоборот. И лучше всего для этого подходят городские трассы. Построить постоянную трассу в центре города очень сложно по понятым причинам, вот почему логично использовать для гонок улицы. Кроме того – и Монте-Карло в этом смысле отличный пример – городские гонки имеют свою особую атмосферу.Но вместе с тем такие трассы создают и массу проблем, особенно в случаях, когда гонки не меняются годами, как это имеет место в случае ГП Монако. В Монте-Карло каждый понимает, что раз в год он может и не попасть в нужное место, трудно будет запарковать машину, добраться до дома, открыть свою лавку и так далее.Подобные причины осложняют адаптацию городов к новым гонкам. И это одна из главных причин, почему в истории Гран При так мало уличных гонок. Но если речь идет о новом городе, который растет и развивается – это касается и Абу-Даби, и Южной Кореи – тогда есть возможность построить все, что приходит в голову. Вы заранее можете предупредить будущих владельцев квартир или домов, что раз в году у них будут проблемы – но гонки принесут им и некоторые выгоды.
Вопрос: Раз уж мы заговорили о новых трассах, какие уроки вы извлекли, создавая автодромы в Сепанге, Бахрейне, Турции и Китае?
Герман Тильке: История создания любой трассы дает пищу для ума, знания, которые мы используем в новых проектах. Есть масса мест, возвращаясь к которым ты понимаешь, что можно было сделать этот проект и получше. Например, иначе использовать пространство. Мы оставили слишком большие пространства между пит-лейн и штабами команд. Возьмите, к примеру, Шанхай. Многие жалуются на то, что приходится слишком много ходить, но, что хуже, это лишает нас привычной атмосферы. Одна из причин, почему мы сделали это – чтобы тягачи, которые обслуживают национальные соревнования, можно было парковать в два ряда. Теперь приходится учитывать этот опыт. Пространство можно было организовать лучше.
Вопрос: Берни Экклстоун говорил, что в перспективе календарь может быть расширен до 20 гонок. Традиционные этапы в нем останутся?
Герман Тильке: Об этом лучше спросить Берни…
Вопрос: Но я спрашиваю вас.
Герман Тильке: Не думаю, что такое произойдет. Традиционные трассы имеют свою историю. Когда составляется календарь чемпионата мира, нужно принимать во внимание и новые развивающиеся рынки, но не забывать при этом, что мы говорим о чемпионате мира, и календарь должен это отражать. Я думаю, для европейских гонок по-прежнему есть место, но в то же время считаю непозволительной роскошью проводить две гонки в одной стране.По-моему, Марио Тайссен прекрасно выразил эту мысль: «Формула 1 должна представлять собой сочетание новых, блестящих трасс в странах с привлекательными рынками и гонки на классических автодромах». На мой взгляд, нынешнее сочетание выглядит достаточно сбалансировано.
Вопрос: Хотелось бы поговорить об этих новых трассах. Как обстоят дела с южнокорейским автодромом, гонка на котором запланирована на 2010 год?
Герман Тильке: Все идет по плану. Там потребовалось провести геодезическую разведку, и она уже выполнена. Строительство автодрома начнется летом.
Вопрос: Похоже, что вопрос проведения Гран При Индии зависит от того, кто победит в соперничестве двух национальных автофедераций. Тема-то еще жива?
Герман Тильке: Не имею ни малейшего понятия, и не думайте, что я пытаюсь от вас что-то скрыть. Индия всегда возникает на горизонте, когда речь заходит о новых гонках, но дальше разговоров дело не заходит.
Вопрос: Берни Экклстоун подтвердил, что в Формуле 1 вскоре может появиться ночная гонка, например в Азии. Какие трудности это создаст при строительстве трассы?
Герман Тильке: Главная проблема – это освещение. Если же говорить о трассах, вопрос лишь в том, где разместить соответствующее оборудование. Необходимо освещение определенной силы, чтобы на телеэкране были видны машины, а не размытые пятна. С другой стороны, и системы освещения, и телекамеры постоянносовершенствуются, так что, я не думаю, что эта такая уж проблема.
Вопрос: Появление ночных гонок автоматически приведет к переговорам с американскими автодромами, у которых в этом деле солидный опыт…
Герман Тильке: Это не обязательно. Мы уже проводили вечерние тренировки на Нюрбургринге, и у нас большой опыт в проведении других соревнований в вечернее время.
Вопрос: Автопроизводители с удовольствием приветствовали бы еще одну гонку в США. Где можно было бы провести такую гонку?
Герман Тильке: Да практически везде в пригородах больших городов. Но мы говорили с некоторыми из них, и результатов пока нет.
Вопрос: А что случилось с мексиканским проектом в Канкуне?
Герман Тильке: Там все повисло в воздухе. Совершенно непонятно, чем там все закончится.
Вопрос: Проблемы с бюджетом или топографией?
Герман Тильке: С точки зрения топографии никаких проблем нет. Мы нашли подходящую площадку, и о начале проекта уже было объявлено, но потом по каким-то непонятным для меня причинам все было свернуто. Думаю, дело в политике.
Вопрос: Долгое время ходили слухи и про Гран При России. Есть ли какое-то продвижение на этом фронте?
Герман Тильке: Нет. Мы строим две небольшие трассы в пригородах Москвы, но ни одна из них не предусматривает проведения гонок Формулы 1.
Вопрос: Но их можно будет довести до стандартов Ф1?
Герман Тильке: Практически любую трассу можно довести до стандартов Ф1. Обе российские располагают для этого достаточным пространством.
Вопрос: Чтобы чемпионат был поистине мировым, не хватает гонки в Африке. Можно ли сказать, что футбольный чемпионат 2010 года в ЮАР окончательно похоронил идею Гран При в Кейптауне?
Герман Тильке: Не знаю, был ли тому причиной Кубок мира по футболу, и я бы даже не стал говорить, что идея умерла. Я предпочел бы рассматривать ЮАР как потенциальный проект, как и Мексику.
Вопрос: Участвуете ли вы в португальском проекте в Портимау в Альгарве?
Герман Тильке: Нет, мы к этому отношения не имеем.
Вопрос: Удалось ли найти ли подходящее место для Гран При Греции?
Герман Тильке: Наши специалисты ездили туда и осматривали кое-какие площадки, но все это как-то сошло на нет.
Вопрос: Многие ветераны автоспорта с удовольствием вспоминают старый Нюрбургринг, где машины взлетали в воздух несколько раз на круге, или потрясающие бэнкинги в Монце. Почему на новых трассах так мало столь же зрелищных участков?
Герман Тильке: Что касается бэнкингов, то мы работаем буквально на грани дозволенного, а старая Монца не попадает в допустимые пределы. Построить такой участок не проблема, но при определенных скоростях – в зависимости от его радиуса – там могут возникнуть такие перегрузки, что резина и шасси просто их не выдержат.Думаю, строить машину специально для одной трассы – слишком дорогое удовольствие. Напомню, были даже попытки сбить скорости на бэнкинге в Индианаполисе, но машины разгоняются слишком быстро, и мы знаем, чем это может обернуться даже на небольших бэнкингах, вроде Инди.Но мы легко можем построить медленный бэнкинг, типа знаменитой «Карусели» на Нюрбургринге. Но совместить бэнкинг и скорость практически невозможно.
Вопрос: А как насчет полетов?
Герман Тильке: Здесь дело обстоит так: на короткий момент машины бьются днищем о трассу, ведь они испытывают гигантские перегрузки. Здесь тоже есть свои пределы – как показывает восьмой поворот в Стамбуле. Многие жаловались, что в этом месте машины ударяются днищем об асфальт.
Вопрос: Но, может, стоит поменять настройки…
Герман Тильке: Это верно. Я долго обсуждал восьмой поворот с Михаэлем Шумахером, и он сказал просто: «Жалуются только те, кто не может правильно настроить машину». В принципе, это несложно – достаточно увеличить клиренс, но инженеры такие решение ненавидят, потому что это приводит к снижению прижимной силы на остальных участках трассы.
Вопрос: А полеты?
Герман Тильке: Здесь возникают явные проблемы с безопасностью. Существует риск, что под шасси попадет слишком сильный поток воздуха, и машина просто запорхает словно листок на ветру, а этого никому не хочется. Вот почему мы стараемся избегать участков, где машина становится слишком легкой и колеса отрываются от земли. Но на небольшой скорости это возможно.Первый поворот на новом Нюрбургринге – хороший тому пример. Можно ясно видеть, как передние колеса некоторых машин отрываются от земли. Аналогичные участки есть на первом медленном отрезке трассы в Сепанге.
Вопрос: И последнее - а есть в нынешнем календаре трассы, к которым ваша фирма не имеет никакого отношения?
Герман Тильке (смеется): Конечно, есть: Монте-Карло, Мельбурн, Маньи-Кур, Монреаль, Индианаполис и Сан-Паулу.