В 2014-м в Ferrari прошла масштабная реорганизация, сменилось почти всё руководство, и одними из последних в середине декабря Маранелло покинули главный инженер Пэт Фрай и главный конструктор Николас Томбасис. В интервью Gazzetta della Sera греческий инженер рассказал о настроениях в команде на момент его ухода...
Вопрос: Вы ожидали вынужденного возвращения домой?
Николас Томбасис: Нет, по двум причинам. Я не ухожу от ответственности, но машиной 2014 года я занимался меньше остальных. И второе – шасси 2015 года было первым с 2008 года, с которым я действительно рано начал работать. Кроме того, оно первым прошло тесты в новейшей аэродинамической трубе. В итоге, мы не смогли догнать Mercedes, но добились серьёзного прогресса. Однако мою оценку не разделяли те, кто пришел в Маранелло незадолго до этого.
Вопрос: Новое руководство Ferrari поступило с вами жестоко?
Николас Томбасис: В Ferrari могли бы уволить меня в другой момент, но кажется нелогичным, что это произошло именно тогда.
Вопрос: Уход Стефано Доменикали стал предвестником масштабных перемен?
Николас Томбасис: При серьёзной реорганизации вы не можете чувствовать себя спокойно. Стефано Доменикали и Лука ди Монтедземоло всегда меня поддерживали, и я был шокирован, когда их вдруг не оказалось рядом. Каждый из нас допускал ошибки, но успех машины 2015 года был заложен за год до этого – это заслуга прежних сотрудников.
Вопрос: Если бы Фернандо Алонсо выиграл титул, это могло всё изменить?
Николас Томбасис: С 2010 года Red Bull Racing была сильнее, но Алонсо совсем немного не хватило, чтобы их опередить. Помог бы нам титул? Да, прежде всего, в психологическом плане. Впрочем, с 2009 года у нас никогда не было лучшей машины.
Вопрос: В чем причина?
Николас Томбасис: В 2008-м мы до последнего боролись с McLaren, поэтому в 2009-м оказались среди отстающих. Мы допустили ошибку, продолжив дорабатывать текущую машину, не думая о будущем. И я был частью этого порочного круга, который удалось разорвать только Джеймсу Эллисону. Он в нужный момент создал для меня условия, позволяющие начать разработку машины 2015 года. Мне жаль, что решение было принято в декабре – команде не хватило терпения дождаться результатов. Второй важный фактор успеха – модернизация инфраструктуры, которой серьёзно занимался Пэт Фрай.
Вопрос: Но Эдриан Ньюи вас опережал...
Николас Томбасис: Эдриан Ньюи – гений, которому в Red Bull Racing ничто не мешало творить. Кроме того, британские команды не чувствуют такого прессинга, какой есть в Ferrari: у нас атмосфера ухудшалась, а постоянное чувство пистолета у виска предвещало скорый конец. После появления широких антикрыльев в 2009-м ещё большее значение приобрела аэродинамическая труба, а у нас с ней были проблемы.
Вопрос: Главный моторист Лука Марморини ликовал в прессе, он говорил, что для F14T вы попросили его создать компактный двигатель, чтобы выиграть за счёт аэродинамики...
Николас Томбасис: Потом Лука принес извинения, объяснив это тем, что его слова исказили. Как я сказал, в тот момент я ещё занимался машиной 2013 года, но нам действительно приходилось идти на разные компромиссы. Впрочем, они были небольшими, отставание от Mercedes с ними не связано.
Вопрос: Сколько ваших идей в нынешней SF15T?
Николас Томбасис: Я не из тех, кто тянет одеяло на себя, машина – это командная работа. В машине 2015 года моих идей столько же, сколько и остальных. Ее спроектировали за год до этого, она сразу оказалась хорошей, а я работал до начала декабря, когда машина уже находилась в производстве. Я ждал заслуженной благодарности, но и спрашивал себя, что мне скажут, если ожидания не оправдаются и SF15Т окажется недостаточно конкурентоспособной.
Вопрос: Поговорим о Фернандо Алонсо...
Николас Томбасис: Мне жаль, что мы не смогли предоставить ему машину, позволявшую выиграть титул. Он долго считался лучшим гонщиком, возможно, остаётся им и сейчас. Постепенно у него росло недоверие к команде, но даже если машина позволяла бороться максимум за пятое место, Фернандо занимал четвертое. Я романтик и считаю, что Ferrari стоило сохранить и его, и меня.
Вопрос: Вам понравилось бы работать с Себастьяном Феттелем?
Николас Томбасис: Я плохо его знаю, но это серьезный и открытый парень. Да, мне понравилось бы с ним работать.
Вопрос: Себастьян сравнится с Михаэлем Шумахером?
Николас Томбасис: Сравнивать пилотов между собой в принципе нелегко, но было бы нечестно сравнивать кого-то с Шумахером.
Вопрос: С Шумахером случилось несчастье…
Николас Томбасис: Я молюсь о его возвращении к нормальной жизни. Очень жаль, что с таким человеком произошёл столь ужасный инцидент.
Вопрос: В Формуле 1 создают новый регламент: можно ли найти баланс между технологиями и интересными гонками?
Николас Томбасис: Это философский выбор: либо гонщики-гладиаторы, либо высокие технологии. Мне кажется, все хотят, чтобы Формула 1 оставалась высокотехнологичной.
Вопрос: В тот день, когда вам придется сражаться с Ferrari, вы будете рассуждать как профессионал?
Николас Томбасис: Этот день еще должен наступить, но с какой командой я бы ни работал, я максимально выложусь, чтобы опередить Ferrari.