Руководитель Toro Rosso Франц Тост рассказал о сотрудничестве с Honda, особенностях новой машины STR13 и гонщиках команды, Пьере Гасли и Брендоне Хартли.
Вопрос: Холодная погода не способствует проведению тестов. Почему в таких условиях сложно собрать релевантную информацию?
Франц Тост: Прежде всего, я хочу сказать, что было принято ошибочное решение проводить тесты в Европе в феврале и марте. В это время года тесты здесь бессмысленны даже в хорошую погоду. Почему бессмысленны? Потому что трудно прогреть шины до рабочей температуры и получить адекватное представление о поведении машины.
На протяжении многих лет я предлагал проводить тесты в Бахрейне или Абу-Даби, но, к сожалению, очень мало тех, кто разделяет моё мнение. Может быть, они передумали, когда увидели снег в Барселоне, из-за которого мы не работаем на трассе и теряем драгоценное время.
Самая большая проблема – шины, которые просто невозможно прогреть. Если температура резины не достигла 100 градусов, то шина просто не обеспечивает сцепление с трассой, и машина скользит. В таких условиях просто невозможно ехать быстро.
На самом деле тесты нужны для того, чтобы понять поведение машины и поработать с настройками, что абсолютно невозможно в подобных условиях. Представьте шоколад, который вы кладете на стекло, разогретое до 70 градусов. Если шоколад холодный, то он соскользнёт на пол. Если тёплый, то он будет скользить медленно. Точно такая же история и с шинами.
Вопрос: За три года моторы Honda заработали репутацию ненадёжных и не слишком мощных. Но в первый день тестов Брендон Хартли без особого труда проехал 93 круга...
Франц Тост: Силовые установки Honda не такие плохие, как это представлялось в прошлом году. Кроме того, в межсезонье японские мотористы много работали над повышением надежности и эффективности. Мы видим прогресс и без проблем проехали 93 круга. Если говорить о мощности, то мы тоже очень довольны. Если в Honda все будут делать правильно, то хорошие результаты – лишь вопрос времени.
Вопрос: Toro Rosso впервые получает силовые установки эксклюзивно, фактически как заводская команда. Что изменилось в этой связи?
Франц Тост: Это даёт огромные преимущества, начиная с конструкции машины. Например, наши специалисты могут сказать, как разместить масляный резервуар, или какой должна быть выхлопная система. Можно получить большое преимущество при проектировании шасси, распределении веса, в аэродинамике.
Кроме того, мы участвуем в стендовых испытаниях. Это означает, что наши специалисты оказывают непосредственное влияние на настройки двигателя. Я помню, как две недели назад наши сотрудники вернулись с испытаний, которые проводит Honda. Они были полны энтузиазма, поскольку за один день работы с картографией мотора смогли сделать больше, чем за десять лет до этого. Во время тестов на испытательном стенде возможно заниматься тонкими настройками. Это очень помогает.
Вопрос: Насколько важно понимать особенности японской культуры для работы с Honda?
Франц Тост: Скажем так: всегда важно понимать деловых партнеров, независимо от того, из какой они культурной среды. Действительно, японская культура значительно отличается от европейской – это заметно в поведении и общении. Я хорошо знаю японскую культуру, что, безусловно, дает преимущество. Мне нравится Япония – и страна, и люди.
Мы проводили семинары для сотрудников. Для меня очень важно, чтобы наши технические специалисты, работающие с японскими инженерами, понимали логику их действий, их реакции, и не принимали ошибочные решения под влиянием эмоций. Эти семинары мы начали проводить в конце ноября, и они прошли очень хорошо. Речь не идёт о языке – за такое время невозможно выучить японский. Речь о правильной трактовке поведения партнёров и их ответов.
Вопрос: В чем отличия методики работы Honda и Renault?
Франц Тост (грустно улыбается): У Renault я не заметил никакой методики. С Honda все складывается очень хорошо.
Вопрос: Что можно сказать о новой STR13 после первых дней тестов?
Франц Тост: Мы решаем задачу с многими неизвестными, потому что у нас новая машина, новый двигатель, новые шины и два неопытных гонщика. После двух первых дней могу сказать, что в отдельных областях всё идёт неплохо. Шасси довольно эффективное, а любые изменения настроек позитивно сказываются на поведении машины.
Я уже говорил о двигателе. Радует и его мощность, и надежность. Пока гонщики нормально справляются с работой. Пьер Гасли проехал большую дистанцию в свой день, предоставив хорошую обратную связь, так что у меня неплохое настроение.
Вопрос: Как погода повлияла на вашу программу работы на тестах?
Франц Тост: Давайте дождёмся, какой она будет в четверг и на следующей неделе. Если мы выясним, что один из гонщиков находится в неблагоприятной ситуации по отношению к напарнику, мы изменим программу, чтобы он больше поработал на трассе.
Вопрос: Что вы ждете от Пьера Гасли и Брендона Хартли?
Франц Тост: Я жду, что они хорошо освоятся в команде. Оба выигрывали гонки и чемпионаты, поэтому знают, что нужно делать. Они заслужили право выступать в Формуле 1, но им потребуется некоторое время. Я вижу, что они очень мотивированы, так что я очень оптимистичен.
Вопрос: Что вы думаете о Halo?
Франц Тост: Не секрет, что выглядит эта система не лучшим образом, но если она защитит гонщика от травмы головы, то тут не о чем спорить. Безопасность пилотов должна быть приоритетом.
Лично мне больше нравится решение с защитным экраном, которое тестировали в IndyCar. Но я не знаю, сможет ли оно выдержать попадание колеса, как Halo. Я также думаю, что мы привыкнем к Halo после двух-трех гонок, и дискуссия сама по себе стихнет.
Вопрос: В этом году технический регламент мало изменился. Как это отразится на расстановке сил в 2018-м?
Франц Тост: Обычно стабильные правила играют на руку небольшим командам, таким как Toro Rosso. В таких условиях у нас больше шансов догнать лидеров, поскольку у тех не так много возможностей для исследований и разработок.
В условиях нового регламента у лидеров есть ресурсы для моделирования и тестирования двух или трёх разных концепций машины. Небольшая команда должна сразу принять решение и надеяться, что не ошиблась с выбором. В условиях стабильного регламента отрывы сокращаются – это может произойти и в 2018-м.