В интервью официальному сайту чемпионата руководитель Toro Rosso Франц Тост говорил о целях команды на сезон, перспективах Даниэля Риккардо и Жана-Эрика Верня и сложностях, которые предстоит решать при переходе на новые турбированные двигатели V6.
Вопрос: Франц, зимой вы говорили, что будете рады шестому месту в Кубке конструкторов по итогам сезона. Сейчас, после начала европейской части сезона, вы считаете эту цель реалистичной?
Франц Тост: Если не изменяет память, я говорил о шестом или седьмом месте. В данный момент, пятое место находится вне нашей досягаемости, ведь Force India и Lotus очень сильны, так что шестое место – наша конечная цель. Сейчас мы ближе к седьмому месту, но команда не сдаётся и продолжает борьбу! И кто сказал, что зимой нельзя мечтать? (смеётся)
Вопрос: Что должна сделать команда и пилоты, чтобы занять более высокое место в Кубке конструкторов?
Франц Тост: Почти на каждую гонку сезона мы будем привозить новинки, чего не было в 2012-м. Хорошая новость заключается в том, что все эти небольшие обновления работают, хотя так было не всегда. Любая команда может сказать вам что-то подобное!
В Барселоне у нас была практически новая машина: мы привезли новый кожух двигателя, доработанные боковые понтоны, диффузор, днище, заднее крыло, выхлопную систему. Кажется, все новинки работают так, как мы рассчитывали. Нужно время, чтобы добиться от них максимума, но мы настроены оптимистично.
Вопрос: Вы довольны прогрессом пилотов? Они оба проводят второй сезон в команде, и нет сомнений, что в конце года по традициям Toro Rosso для них наступит «судный день»…
Франц Тост: До «судного дня» ещё далеко. Могу сказать, что их прогресс соответствует нашим ожиданиям. Они прибавляют с каждым уик-эндом – именно это имеет значение. Одновременно с прогрессом растет и уровень понимания технических аспектов – я думаю, что у этих парней есть будущее в Формуле 1.
Вопрос: Кажется, что в следующем году Red Bull Racing понадобится другой второй пилот. Уровень прогресса Жана-Эрика и Даниэля позволяет им надеяться, что выберут кого-то из них?
Франц Тост: И да, и нет. Для этого они оба должны на исключительно высоком уровне провести вторую половину сезона, ведь мы говорим о чемпионской команде, у которой другие требования, чем у Toro Rosso. Не поймите меня неправильно, они оба – отличные пилоты, и все будет зависеть от ближайших нескольких месяцев, которые покажут, смогут ли они претендовать, в случае необходимости, на место в Red Bull Racing.
Вопрос: У кого из ваших гонщиков больше шансов? И почему?
Франц Тост: Все зависит от эффективности работы на трассе. Даниэль провел на 11 гонок больше, чем Жан-Эрик – это более половины сезона, поэтому он находится, вероятно, в лучшей ситуации. Прямо сейчас у него превосходство над напарником – мы это видели в Барселоне. Это преимущество в данный момент, но я могу сказать, что они оба вписываются в концепцию Red Bull.
Вопрос: Как вы оцениваете отношения между пилотами в Red Bull Racing? Влияет ли это косвенным образом на Toro Rosso?
Франц Тост: Это нормальная ситуация в команде, которая борется за оба чемпионских титула. Когда вы ведёте борьбу на самом верху, в любом виде спорта приходится пускать в ход локти. Формула 1 – часть индустрии развлечений, а соперничество – часть игры. Люди хотят видеть не только то, как машины ездят по кругу, им интересен и человеческий фактор – борьба и преодоление трудностей.
Вопрос: На ваш взгляд, как будет развиваться ситуация в нынешнем сезоне, учитывая необходимость создания машин для 2014 года?
Франц Тост: Все команды столкнутся с серьезным вызовом, и с технической, и с финансовой точки зрения. В 2014 году мы увидим совершенно новую Формулу 1. Нам придется искать новую техническую философию. Появление новых силовых установок приведет к тому, что инженерам предстоит решать увлекательные задачи, использовать кардинально другую стратегию. У нас появятся турбированные моторы, более мощная система ERS, выдающая около 160 лошадиных сил, снизится расход топлива. Это если говорить о технической стороне вопроса.
Если говорить про экономику, то сезон 2014 года получится более дорогим, чем 2013-й. Стоимость силовой установки возрастет на 100% или даже больше по сравнению с сегодняшними ценами. В 2014-м нам предстоит с этим смириться. Надеюсь, в 2015 и в 2016 мы увидим заметное сокращение расходов, но в следующем году всем потребуются глубокие карманы.
Конечно, Формула 1 не может стоять на месте – мы должны постоянно внедрять инновации. Переход на турбированные моторы, использование системы рекуперации энергии и сокращение расхода топлива - это инвестиции в будущее. Рано или поздно нам пришлось бы осуществить этот переход. Единственное, о чем я беспокоюсь, останется ли после этого борьба столь же плотной, как сегодня. Сейчас действует очень строгий регламент, поэтому практически невозможна ситуация, при которой одна из команд получает заметное преимущество перед остальным.
Вторая причина плотной борьбы в том, что ведущие гонщики выступают за разные команды: Феттель в Red Bull, Алонсо в Ferrari, Хэмилтон в Mercedes, Баттон в McLaren и Райкконен в Lotus – пять гонщиков, выигравших, по крайней мере, один чемпионский титул в пяти разных командах. В прошлом мы видели, что лучшие гонщики выступали в составе двух-трех лучших команд. В результате за титул боролись только две команды.
Третий фактор – шины, которые одинаковы для всех – в прошлом от резины не так много зависело. Эти три фактора делают гонки потрясающими, но что будет в 2014-м? Это большой вопрос. Если кто-то найдет невероятное решение и реализует его на трассе, то это может привести к тому, что одна-две команды получат огромное преимущество перед соперниками. И тогда возникает другой вопрос: «Как быстро остальные смогут отыграть отставание?». Если преимущество окажется связано с силовой установкой, то сначала придется найти его, изучить и только после этого пытаться воспроизвести. На это легко может уйти не один месяц. Так что в 2014-м нас ждет невероятный сезон.
Вопрос: Вы удовлетворены итогами уик-энда в Барселоне?
Франц Тост: Даниэль отлично провёл гонку, пилотировал очень зрело. Жану-Эрику не везло буквально на каждом отрезке гонки. Однако, команда заработала одно очко, а наши новинки сработали. Интересно, как всё сложится в Монако. Скрестим пальцы! (смеётся)