Руководитель Toro Rosso Франц Тост, отвечая в Хересе на вопросы журналистов, заявил, что в этом году впереди вновь будут топ-команды, и вряд ли возможно повторение ситуации, которая сложилась в 2009 году, когда чемпионат неожиданно выиграла команда Brawn GP.
Вопрос: В этом году ваша команда не только перешла на новые технологии, но также поменяла поставщика двигателей. Раньше предприятие, где производились моторы, находилось в часе езды от базы Toro Rosso, ваша команда преимущественно итальянская, и вы использовали итальянские двигатели, а теперь перешли на французские, и до базы мотористов теперь два часа лететь самолётом. В какой мере это усложнило переходный процесс?
Франц Тост: Не так уж сильно, и для начала мне хотелось бы подчеркнуть, что у нас были очень хорошие отношения с Ferrari. С точки зрения логистики разница не так велика, ведь команда собирается вместе только на гоночные уик-энды, а в паузах между ними можно выстраивать сотрудничество с французскими мотористами. Пока я не заметил никаких проблем.
Вопрос: У Red Bull Racing, с которой Toro Rosso тесно связана, давние отношения с Renault. Вам это как-то помогло, ведь вы можете использовать весь опыт, накопленный за семь лет?
Франц Тост: Конечно, это должно помочь. Мы перешли на моторы Renault, чтобы добиться более явного синергетического эффекта от этого сотрудничества, поскольку Red Bull работает с Renault уже много лет, и работает очень успешно. И я уверен, что такое сотрудничество поможет нам добиться хороших результатов.
Вопрос: В первый день тестов в Хересе в основном тихо, и шум новых турбомоторов V6 мы слышим редко. С чем это связано? Со сложностью отладки новых систем?
Франц Тост: Для начала хочу подчеркнуть, что в Формуле 1 мы говорим не о шуме, а о музыке! Это в опере вы слышите шум. (общий смех) Но если серьёзно, то сейчас только первый день, а в машинах столько новых систем, что подобные сложности можно было предвидеть. Я не удивлён.
Если говорить о Toro Rosso, то мы впервые завели двигатель только в 10 часов вечера в четверг, хотя планировалось сделать это в 7 утра в среду. Это говорит о том, как непросто всё собрать воедино. И еще в прошлый четверг я пообещал, что в Хересе без проблем не обойдётся. Но затем нам всё-таки удалось опробовать машину в Мизано, и когда мы там были, выяснилось, насколько сложно добиться, чтобы все бортовые системы взаимодействовали между собой. Вы должны понять, что на машине стоит новый двигатель V6 с турбонаддувом. В состав силовой установки входят две системы рекуперации энергии – кинетическая и тепловая. Даже если на испытательном стенде всё работает нормально, на трассе начинается действие других факторов, подключается система телеметрии, специальное контрольное устройство, которое устанавливает на машину FIA, и всё это должно сопрягаться, между всеми блоками должна быть налажена взаимосвязь.
Система телеметрии требует, чтобы все данные поступали на сервер, и все бортовые системы должны взаимодействовать. Добиться этого можно только в ходе работы на трассе. На базе команды это невозможно, в чём и заключается сложность. Но в Формуле 1 работают самые лучшие инженеры, так что я убеждён, что сегодня-завтра они всё отладят и решат все проблемы, связанные с программным обеспечением. Если вскроются проблемы с «железом» – это будет уже другая история. Но пока таких проблем у Toro Rosso нет.
Вопрос: Вы не опасаетесь, что тот же фарс может ожидать нас в Мельбурне, если такая картина повторится в первый гоночный уик-энд сезона?
Франц Тост: Думаю, в Мельбурне это не повторится. Уже здесь, в Хересе, в четверг и в пятницу мы увидим нормальную работу на трассе и услышим фантастическую музыку новых турбомоторов. Повторюсь, это только первый день тестов, сейчас январь, и до Мельбурна ещё много времени. Я уверен, что инженеры успеют разобраться со всеми проблемами.
Вопрос: Насколько сложно будет проехать в гоночном темпе всю дистанцию Гран При, потратив на это на 30% меньше топлива, чем раньше?
Франц Тост: Для того, чтобы добиться необходимой экономии топлива, надо просто применить определённые настройки двигателя. Вы используете меньше топлива для прохождения дистанции, но при этом медленнее едете. Вопрос в том, что при этом надо так выстроить гонку, чтобы быстрее всех добраться до финиша. Например, в первой фазе гонки вы экономите шины и топливо, но за 15 кругов до финиша ставите свежие мягкие шины, начинаете атаковать соперников и добиваетесь максимально возможного результата. Вопрос в том, чтобы учитывать все факторы, в том числе и износ резины, чтобы выступить как можно лучше. Всё это ставит перед инженерами очень сложные задачи.
Вопрос: Но так совпало, что именно для трассы в Мельбурне характерен повышенный расход топлива, а вы туда приедете, располагая лишь ограниченной информацией, которую сможете собрать на тестах…
Франц Тост: Это так, но режим расхода топлива можно рассчитать достаточно точно. После пятничных тренировок у нас уже будет информация о расходе топлива, что позволит подготовиться к гонке.
Вопрос: Реально ли на тестах разобраться с поведением дождевых шин, если, например, завтра в Хересе начнутся осадки, а ваши машины ещё не вполне готовы к работе на трассе?
Франц Тост: Да, в какой-то мере реально, хотя надо понимать, что асфальт в Хересе отличается от других трасс. Тем не менее, общую картину в плане деградации и износа получить можно.
Вопрос: Расстраивает ли вас, что Toro Rosso не удаётся наладить долгосрочные отношения с гонщиками?
Франц Тост: Нет, не расстраивает, ведь такова наша идеология: мы готовим гонщиков для Red Bull Racing. Это одна из главных причин, побудивших Дитриха Матешица купить эту команду, и я надеюсь, что у Даниэля Риккардо всё хорошо сложится в Red Bull. У нас же будут выступать Жан-Эрик Вернь и Даниил Квят – у первого больше опыта, второй – молодой гонщик, а всё остальное мы поймём по ходу сезона.
Вопрос: Как вы полагаете, в этом году, когда в Формуле 1 произошло так много изменений, молодым гонщикам труднее дебютировать в чемпионате, или наоборот, легче?
Франц Тост: Безусловно, дебютировать в Формуле 1 в этом году непросто, но чем умнее гонщик, тем легче он адаптируется к любым переменам. И не забывайте, что в этом году возрастает роль инженеров, именно они по радио будут инструктировать гонщиков, какие настройки тех или иных систем выбрать, поэтому я не думаю, что в этом году новички будут в неблагоприятном положении.
Вопрос: Можно ли сказать, что большинство компонентов новой машины изготовлены силами Toro Rosso на вашей базе в Фаэнце? И каков процент этих компонентов?
Франц Тост: Если говорить о деталях, изготовленных из композитных материалов, то на 90-93% это собственное производство. На нашей базе мы полностью строим шасси, изготавливаем крылья, носовой обтекатель, кожух двигателя, боковые понтоны, детали ходовой части, хотя и не все… Также самостоятельно изготавливаем сиденья и рулевое колесо. Но структуры безопасности, установленные в задней части машины, а также защиту от боковых ударных воздействий мы приобретаем у Red Bull.
Вопрос: В 2009 году, когда технический регламент претерпел существенные изменения, победа в чемпионате неожиданно досталась команде Brawn GP. Вы ожидаете в этом году нечто подобное?
Франц Тост: Нет, не ожидаю. С Brawn GP был особый случай, и чемпионат она выиграла за счёт двойного диффузора. Я не думаю, что в этом году кто-то из команд предложит какие-то неожиданные решения. Я думаю, что впереди опять будут топ-команды, и не жду особых изменений в расстановке сил. Они располагают необходимым бюджетом и ресурсами, чтобы оперативно реагировать и при необходимости вносить необходимые изменения в конструкцию новой машины.
Вопрос: Справедливо ли утверждение, что бюджет Toro Rosso в этом году возрос на 25%, поскольку того требует ситуация с новыми машинами?
Франц Тост: Да, вполне. Примерно настолько он и вырос. Причём, такие деньги нужны только для того, чтобы построить машину и выступать примерно на том же уровне, что и в прошлом году. Словом, ситуация непростая. Была бы она простой, тогда все подряд захотели бы выступать в Формуле 1.