В этом году резервный пилот McLaren Стоффель Вандорн сочетает работу в команде с выступлениями в японской Суперформуле. Сегодня в Сочи он говорил о Формуле 1 и о японской серии...
Вопрос: Стоффель, сейчас вы понимаете, в каких областях в Формуле 1 вам ещё нужно прибавить?
Стоффель Вандорн: Нужно прогрессировать во всех областях. Вспоминая Гран При Бахрейна, я понимаю, что кое-что мог бы сделать лучше, но нельзя забывать, что это была моя первая гонка в Формуле 1.
Больший опыт мне бы, конечно, помог, но я не допускал ошибок, правильно работал с переключателями на руле, не имея возможности общаться с командой – всё прошло хорошо для первой гонки, в которой у меня был хороший темп.
Вопрос: В Бахрейне вы произвели отличное впечатление. Изменилось ли отношение к вам в паддоке или в команде?
Стоффель Вандорн: Думаю, в McLaren всегда верили в мои способности – я показывал свой потенциал в каждой гоночной серии, где выступал. Я не сомневался, что справлюсь с работой в Сахире. Кажется, все остались довольны моим дебютом, многие меня хвалили в паддоке. Это приятно, и я рад, что всё прошло хорошо.
Вопрос: Вы слышали предложения типа: «Если у вас не будет шансов в McLaren, мы можем обсудить варианты»?
Стоффель Вандорн (смеется): Некоторые делали интересные заявления, но это нормально. Как я уже говорил, я доволен McLaren, у меня есть контракт, и я хочу оказаться на стартовой решетке за рулем их машины в следующем году.
Вопрос: Можно ли сказать, что сложности современной Формулы 1 не столько в пилотировании машины, сколько в работе с шинами, контроле расхода топлива и так далее?
Стоффель Вандорн: Да, согласен. С технической точки зрения машина Формулы 1 очень сложна: надо многое контролировать, особенно по ходу гонки, когда нет возможности общаться с командой – приходится всё держать в памяти и избегать ошибок.
Вопрос: В следующем году машины должны стать сложнее в пилотировании…
Стоффель Вандорн: Да, думаю, это всем понравится. Каждый гонщик хочет максимально выкладываться от старта до финиша.
Вопрос: Я наблюдал за вашим выступлением в Японии. Судя по всему, вы будете регулярно бороться за попадание в десятку. Успех в первой гонке повлиял на ваши ожидания от сезона?
Стоффель Вандорн: Сложно сказать, поскольку начало уик-энда получилось очень сложным. Я даже не ожидал, что окажусь в лидерах, но во второй тренировке мы добились прогресса, поэтому в квалификации мы получили неплохую машину и смогли бороться за более высокие результаты. Это хорошо.
Пожалуй, мы не ждем слишком многого от оставшейся части сезона. В Сузуке мы очень много работали на тестах, и я знаю, что машина там отлично выглядит. Кроме того, Honda там весьма конкурентоспособна.
Здорово завоевать третью позицию! Квалификация получилась довольно сложной: было много красных флагов, и многие из лидеров не смогли максимально воспользоваться ситуацией, а нам удалось пройти в финал и проехать отличный круг. Посмотрим, что нас ждет в следующей гонке. Она пройдет на совершенно другой, гораздо более медленной трассе. Впрочем, мы были весьма конкурентоспособны там на тестах.
В этой серии очень серьезная конкуренция, небольшая ошибка может дорого вам обойтись – можно оказаться вне десятки. Мы должны избегать ошибок и не терять концентрацию, тогда удастся побороться за высокие результаты.
Вопрос: Вы помните, когда последний раз допускали ошибку?
Стоффель Вандорн: Да, в начале года на тестах в Сузуке я разбил машину. Прошло не так много времени…
Вопрос: А по ходу гоночного уик-энда?
Стоффель Вандорн: Сложно сказать. Я не попадал в аварии довольно давно. Развороты? Наверное, в 2013-м в Мировой серии Renault.
Вопрос: Суперформула интересна не только высокой конкуренцией, но и скоростью машин. В этом плане она сопоставима с любым другим чемпионатом и, возможно, даже с Формулой 1?
Стоффель Вандорн: Да, скорость в быстрых поворотах впечатляет. На тестах мы работали на отличной трассе – в Сузуке. Это очень быстрая трасса, особенно первый сектор.
Я не проводил сравнений с машиной Формулы 1, так что мне сложно судить, где скорости выше. Мне кажется, что машина Суперформулы очень быстра в поворотах, но на прямой немного уступает, но к скорости на прямой быстро привыкаешь. Гонщики любят поздно тормозить и проходить повороты на высокой скорости.
Вопрос: Зачем вам тогда Формула 1?
Стоффель Вандорн (смеется): Это вершина автоспорта. Захватывающие гонки, высокий уровень конкуренции, и чемпионы в качестве соперников. Я всегда мечтал здесь оказаться и прилагаю для этого максимум усилий.
Вопрос: Проблема японского чемпионата в том, что там редко участвуют европейские гонщики и популярность его в Европе невелика…
Стоффель Вандорн: Конечно, ситуация налаживается, и европейские гонщики объединяются, чтобы лучше продвигать эти серии. Действительно, смотреть эти гонки в Европе не всегда удается, поскольку у нас нет нормальных трансляций, но сейчас идет работа в этом направлении. Здорово, если удастся всё наладить.
Вопрос: Когда в прошлом году Дженсон подписал контракт ещё на один сезон, вам сообщила команда или вы узнали из прессы?
Стоффель Вандорн: Честно говоря, я узнал об этом из прессы, а потом поговорил с Эриком Булье. Кажется, это было как раз перед прошлогодним Гран При России… Я максимально выкладывался, чтобы получить контракт, и был расстроен отказом, но это нормально. Я добивался отличных результатов в GP2, всё сделал правильно и в итоге завоевал титул. Впрочем, я быстро справился с разочарованием, а затем хотел доказать, что по-прежнему способен побеждать. Я отлично завершил сезон в Бахрейне и Абу-Даби: выиграл обе субботние гонки и постарался доказать, что контракт со мной – это лучший выбор.
Вопрос: Вчера вы долго общались с Пьером Гасли. Важно ли вам иметь друзей в паддоке? Или вы считаете, что здесь только работа?
Стоффель Вандорн: Я отлично знаю Пьера и не думаю, что его присутствие что-то меняет. Мы друзья, но мы боремся между собой. Он в Red Bull, я в McLaren, и мы оба стремимся попасть в Формулу 1.
У меня здесь много друзей и знакомых, ведь мы проводим много времени в паддоке. У меня много друзей в McLaren, и мне важно быть с ними, но у меня хорошие отношения и с другими гонщиками и членами других команд. Это нормально, что мы общаемся.
Вопрос: Где вы хотели бы дебютировать в Формуле 1: в топ-команде или в любой команде, где у вас была возможность бороться за очки?
Стоффель Вандорн: Конечно, в топ-команде.
Вопрос: Однако для вашей карьеры может быть лучше, если вы дебютируете в небольшой команде, ведь там вы не будете испытывать столько прессинга…
Стоффель Вандорн: У обоих вариантов свои плюсы. Я понимаю, о чём вы говорите – в небольшой команде прессинг действительно меньше, но у меня есть шанс попасть в крупную команду.
Если дебютировать в одной из крупных команд, как правило, вашим напарником будет чемпион мира. Если вы добьетесь успеха в этой ситуации, то это создаст вам отличную репутацию. Я верю в свои способности. Я уже провел один Гран При в McLaren, и всё прошло отлично. Я буду постоянно выкладываться, чтобы оказаться впереди.
Вопрос: У вас не будет проблем, если придется работать со столь сильным напарником, как Фернандо Алонсо?
Стоффель Вандорн: Нет.